СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения на уроках истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Творческий отчет по истории по проблеме

 «Интерактивные методы обучения на уроках истории»

 

Педагог – это не профессия, а состояние души

 

Моя педагогическая проблема: «Интерактивные методы обучения на уроках истории»

Основные цели и задачи, которые я ставлю перед собой и детьми:

1.  Активизировать познавательную деятельность.

2.  Развивать у учащихся логическое мышление

3.  Учить детей правильно говорить, используя историческую терминологию.

4.  Применять полученные знания при анализе, обобщении исторического материала.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Мое педагогическое кредо – сотрудничество с учениками. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

·       познавательную;

·       коммуникативно-развивающую;

·       социально-ориентационную.

И позволяет:

·       реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

·       формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

·       усилить мотивацию к изучению предмета;

·       создать благоприятную атмосферу на уроке;

·       исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

·       самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

·       отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

·       обучение через опыт и сотрудничество;

·       учет различий в стилях познания;

·       поисковые и исследовательские методы;

·       игровые методы.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

·       решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

·       оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

·       задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

·       в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

·       учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Этапы проведения интерактивных форм.

·       Разминка

·       Объединение в группы

·       Организация учебной деятельности учащихся в группе

·       Подведение итогов

·       Презентация групповых решений

·       Рефлексия

Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми. Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы.

Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:

·       усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;

·       процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;

·       суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

·       презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных работ или работ с картой (атласом). Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы. Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую  будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.

 

 

Организация групповой деятельности

Компоненты деятельности

Функции группы, ведущие к успешной деятельности

Решение задач

Оказание поддержки

Роли членов группы

Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др.

Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель.

Содержание деятельности

Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.

Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.

Результат

Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.

Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

·       изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

·       дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;

·       совмещать первый путь со вторым.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

·       в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

·       каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

·       следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

·       если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;

·       каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;

·       критикуются идеи, а не личности;

·       цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Учитель не вмешивается в работу малых групп, но,  ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения.

Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель.  Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.), высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.

От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.

Организация межгруппового общения

Формы межгруппового общения

Варианты презентации групповых решений

Совместно – индивидуальная

Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная

Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая

Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов:

·       учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться?

·       педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но для того, чтобы объяснить истоки негативной оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к ученику со стороны одноклассников, педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика? и т.д.

·       эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:

·       организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;

·       целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;

·       создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;

·       осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;

·       сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся,  не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

·       нахождение проблемной формулировки темы занятия;

·       организация учебного пространства, располагающего к диалогу;

·       мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;

·       создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

·       выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;

·       использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;

·       оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

·       развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.

·       Концентрация внимания на тему обсуждения;

·       Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;

·       Завершить обсуждение;

·       Фиксировать тему и цель урока на доске.

Нет навыков игровой деятельности

·       Более подробно объяснять условия;

·       Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.

Затягивание дискуссии, обсуждения

·       Ввести и выполнять специальные правила;

·       Установить временной барьер.

Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя

·       Дать индивидуальное задание;

·       Определить роль наблюдателя, члена жюри.

Нет активности

·       Ввести проблемный вопрос или противоречие;

·       Смена деятельности;

·       Если от недопонимания, то уточнение.

Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)

·       Аутотренинг;

·       Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;

·       Элемент неожиданности.

Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:

Нарушение речи (заикание, дефекты)

·       Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);

·       При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)

Речь не развита

·       Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;

·       Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);

·       Рассказ по готовой схеме.

Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил. Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором. И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем истории, меняется лишь содержание.

Мы все несем одну большую ношу, Взбираясь потихоньку в гору с ней. И если я свой край нелегкий брошу, То всем немного станет тяжелей. П. Сергеев

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!