СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по литературе 18 века в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка урока-повторения в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по литературе 18 века в 9 классе»

Разработка урока литературы в 9 классе «Литература 18 века. Урок-игра»

Учитель: Новикова М.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мукучинская гимназия» Кобяйского улуса


В 9-м классе начинается изучение истории и теории литературы. Довольно много времени отводится на изучение литературы 18 века. Обычно этот литературный период считается неинтересным, трудным. Хочу поделиться своим опытом. Уже не одно поколение выпускников знакомо с литературной игрой, проводимой мной после изучения большого материала. Суть игры одна – меняется только тема игры. О правилах игры расскажу позже. Особенно эта интеллектуальная игра подходит в виде заключительного, обзорного завершения темы «Литература 18 века».

Впрочем, такую ж игру проводили и после изучения поэзии 18-19 века (9 класс), отлично прошел урок-повторение по творчеству А.С.Пушкина… Можно использовать и как материал для внеклассной работы.


Урок-игра «Литература 18 века» в 9 классе

Цели:

  1. Закрепить знания о жизни и творчестве писателей 18 века, повторить особенности классицизма, сентиментализма как литературных направлений;

  2. Показать связь литературы с историей, дать понять тонкую грань между литературным и историческим, расширить кругозор учащихся;

  3. Воспитать чувство команды, умение брать на себя ответственность при принятии решения.

Оборудование: проектор, ноутбук (слайд), карточки с изображением писателей (задание №1), распечатанная зашифрованная запись (задание №3); разноцветные жетоны, ручки, бумага для учащихся.

Тип урока: повторение, игра

Ход урока:

- Организ. момент: Класс делится на несколько команд. В каждой команде по 4-5 участников. Распределение на команды можно проводить по-разному. Обычно вызываю к доске более сильных учащихся, которые автоматически становятся командирами. И они сами набирают команду. В течение игры команды должны набрать максимальное количество жетонов: по количеству набранных жетонов в конце урока ставятся отметки, причем командир сам ставит нужные оценки по своему усмотрению, если количество жетонов не хватаем всем на «4» или «5».

Интеллектуальная игра «Литература 18 века»

1 этап. Разминка

- команды получают конверт, куда отдельно вложены портреты, полные имена и годы жизни пяти писателей этого периода: Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Радищев. Задача команды – разложить эти данные по порядку: портрет, имя и годы жизни каждого писателя. За правильный ответ выдается 15 жетонов ( 5 писателей * 3 данных = 15 баллов). Как показывает практика, редко здесь получают максимальный балл.

- по итогам игры раздаются жетоны, которые являются стартом для дальнейшей игры.

2 этап. Основной

- На экране предстает таблица с указанием имен писателей и с заданиями разного уровня, которые оценены по баллам. Сами задания откроются при выборе команды. Команды поочередно выбирают какого либо-писателя (тему) и задание с определенным баллом. Внимание! Если команда дает неверный ответ, то сумма, указанная в задании, снимается с команды, т.е. они теряют определенный балл. Таким образом, есть некая доля риска и азарта. Можно приумножить стартовый капитал, а можно и потерять его. Поэтому доля ответственности лежит на командиров. Внимание! Заранее надо обговорить с классом такой момент: если команда дает неверный ответ, имеют ли право давать ответ другие команды и сколько они получат за верный ответ и потеряют ли баллы в случае неверного ответа.

Примерно так выглядит таблица с заданиями:

Ломоносов

2

3

4

5

6

Державин

2

3

4

5

6

Фонвизин

2

3

4

5

6

Карамзин

2

3

4

5

6

Радищев

2

3

4

5

6


А теперь сами задания:

Тема «М.В.Ломоносов»

  • В каком университете учился Ломоносов в Германии? (Маргбургский) – 2 балла

  • Как будет по-старославянски «дочь»? (дщерь) – 3 балла

  • Какому событию посвящена ода Ломоносова «Ода на день восшествия…» (5-летней годовщине правления Елизаветы Петровны) – 4 балла

  • Кто назвал Ломоносова «отцом» русской литературы, «ее Петром Великим»? (Белинский) – 5 баллов

  • Чьим покровительством пользуется Ломоносов? Кто он такой? (И.Шувалов, любимец государыни) – 6 баллов

Тема «Г.Р.Державин»

  • Кого «в гроб сходя, благословил старик Державин»? (А.Пушкина) – 2 балла

  • Что нового ввел Державин в жанр оды? (назвать 3 нововведения) – 3 балла

  • Что означает имя «Фелица»? (от латинского феликс – счастливый) – 4 балла

  • При каком императоре Державин занимал пост министра юстиции? (Александр 1) – 5 баллов

  • На какой литературный источник опирался Державин, создавая стихотворение «Памятник»? (Гораций, ода «К Мельпомене») – 6 баллов

Тема «Д.И.Фонвизин»

  • Какому персонажу комедии принадлежит реплика: «При твоих глазах мои ничего не видят»? (Простаков) – 2 балла

  • В России – Фонвизин, во Франции – фамилия? (Мольер) – 3 балла

  • Чьими словами заканчивается комедия? (Стародум: «Вот злонравия достойные плоды») – 4 балла

  • Чем еще, кроме писательства, известен (занимался) Фонвизин? (составил первый словарь синонимов) – 5 баллов

  • Кто и по какому поводу сказал следующие слова: «Умри, Денис, лучше не напишешь»? ( Григорий Потемкин о «Недоросле») – 6 баллов

Тема «Н.М.Карамзин»

  • Литературный жанр, в котором описываются дорожные встречи и разговоры в пути, разнообразные дорожные происшествия. Обычно написано в форме путевого дневника. (путешествие) – 2 балла

  • Кому принадлежат эти слова: «По уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором»? (Карамзин) – 3 балла

  • Где была похоронена Лиза? (близ пруда у Симонова монастыря по Москвой) – 4 балла

  • Назовите город, где родились в разные годы историк Карамзин и будущий вождь революционеров, дедушка советских детей, В.Ленин? Причем укажите два названия этого города (Симбирск, Ульяновск) – 5 баллов

  • Издателем каких журналов был Карамзин? ( «Московский журнал», «Вестник Европы») – 6 баллов

Тема «А.Н.Радищев»

  • Из скольких глав состоит «Путешествие из Петербурга в Москву»? (25) – 2 балла

  • По какой схеме или системе названы главы «Путешествия»? (по названиям станций) – 3 балла

  • Как был наказан Радищев за публикацию «Путешествия»? (Петропавловская крепость – смертный приговор – ссылка в Сибирь) – 4 балла

  • Кто о каком произведении Радищева столь резко высказался: «Бунтовщик, хуже Пугачева!»? (Екатерина 2, «Путешествие..») – 5 баллов

  • Какому историческому событию посвящена ода Радищева «Вольность»? (война за независимость в Северной Америке и образование США) – 6 баллов

Как видно, вопросов много. Если времени мало, можно открыть не все. Если времени достаточно, можно открыть все ( тогда потребуется 2 урока).

К концу этого этапа у команд будет определенное количество жетонов. Бывают такие ситуации, когда у команды ноль на счету. Редко.

3 этап. Финал

- команды получают расшифрованное задание: приведено высказывание молодого Пушкина о творчестве одного из писателей 18 века ( «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Коломбом»). Высказывание состоит из 8 зашифрованных слов, каждое слово оценено определенным баллом ( от 1 до 8).

Примерно так выглядит запись ( знаки препинания тоже должны стоять):

7

5

1

4

8

6

2

3


Задача команды: расшифровать это высказывание, причем можно «открыть» любое слово или слова в обмен на жетоны. Иными словами, накопленные жетоны можно обменять на «открытие» нужного слова. Бывают такие ситуации, когда команда, открыв одно слово, дает верный ответ. Бывают такие ситуации, когда команда, имея много жетонов, «покупает» все слова.

4 этап. Выставление оценок

После финала идет подсчет оставшихся жетонов. По итогам набранных баллов командиры ставят оценки своим подопечным, исходя из суммы и учитывая работу каждого участника. Бывают такие ситуации, когда у команды не хватает баллов даже на «3», тогда другие команды делились своими «лишними» баллами. Всякое бывает.

После игры делается вывод. Обсуждаются трудные вопросы, оставшиеся без ответа. Учитель может дополнительно выставить свои оценки наиболее выделившимся учащимся.


Комментарий: конечно, содержание заданий идет из учебника, изученного материала. Их можно и нужно менять в зависимости от учебника, преследуемых целей и задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!