Конспект открытого урока для родителей во 2-б классе
20 марта 2013 года
литературное чтение + русский язык + окружающий мир
«Без берёзы не мыслю России»
Цель:
Задачи:
формирование способов умственной деятельности
расширить знания учащихся о берёзе
развитие умения работать самостоятельно, в паре, в группе
развитие умения работать с информацией и отбирать необходимый материал
развитие умения слушать мнение одноклассников
развитие коммуникативных навыков
развитие связной устной и письменной речи, выразительности чтения
развитие познавательного интереса
воспитание патриотизма, бережного отношения к окружающему миру
Оборудование урока:
презентация к уроку
конверты с заданиями (тексты)
книга для чтения «Работа с текстом. 2 класс»
тема урока и плакат с изображением берёзы (на доске)
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие. Ждет нас встреча со знакомой всем нам Незнакомкой, и поможет нам в этом наш добрый Лесовичок. Отправимся в Лесное Царство. Но попасть к Лесовичку мы сможем, если вспомним лесные правила вежливости.
У вас на партах лежат листы с заданием. Посоветовавшись с соседом по парте, необходимо выбрать те правила поведения в лесу, которые обязательно нужно соблюдать.
Правила вежливости
1) Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, зелени много — ещё нарастёт.
2) Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
3) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать. А лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Молодцы, ребята! Я рада, что вы хорошо знаете лесные правила. Надеюсь, что летом вы их не забудете, отправляясь в лес на прогулку.
Введение в тему урока.
Стоит красавица: косы зеленые,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье — мир освящать,
Второе угодье — лес исцелять,
Третье угодье — боль утешать,
Четвертое угодье — белый свет украшать.
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
Звучит первый куплет русской народной песни «Во поле березка стояла»
Любят березку в народе. Не только песен, но и пословиц и поговорок о березе сложено немало. Лесовичок приготовил нам несколько из них. Он так к нам торопился, что все перепуталось в его лукошке.
Работаем в парах. Соедините две части предложения так, чтобы получилась пословица.
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
Где дубняк, там и березняк.
Молодцы! Порадовали Лесовичка.
А что вы знаете о березе?
А хотите, чтобы береза открыла нам еще больше тайн?
Работа по теме урока.
1) Берёзы, берёзы... Вы всегда бескорыстно и надёжно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища. В далёкие времена были для них источником тепла и света — самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси для написания письма использовали кору берёзы — берёсту. Из неё делали берестяные грамоты.
Вопрос № 1 — Как дружит берёза с человеком?
Вопрос № 2 — Когда берёза пришла в жилище человека?
Вопрос № 3 — Приведи примеры, как берёза служит источником тепла и света для человека.
Вопрос № 4 — Что такое берестяная грамота? Для чего она использовалась?
2) Берёза — любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Вопрос № 1 — С кем на Руси сравнивали берёзу?
Вопрос № 2 — Какие прилагательные использованы для описания берёзы?
Вопрос № 3 — Какие произведения посвящали берёзе?
3) И ныне берёзка — постоянный спутник человека. Берёза — одно из самых распространённых деревьев Северного полушария. Но только в северной и средней полосе России растёт береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют берёзку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка. Как хороша она в любое время года!
Вопрос № 1 — Где особенно распространена берёза?
Вопрос № 2 — Как растёт берёза в средней полосе России?
Вопрос № 3 — Какие чувства вызывает берёза в душе человека?
4) Берёзы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Молодые побеги берёзы имеют бурую окраску. Белеть она начинает с пяти лет. К этому возрасту в коре образуются клетки с белым веществом, которое и придаёт берёзе белый цвет. Особенно красивы берёзы во время цветения. Цветёт береза в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается берёзка в листву и жёлтые серёжки.
Вопрос № 1 — Какую окраску имеют молодые побеги берёзы?
Вопрос № 2 — В каком возрасте ствол берёзы начинает белеть? Почему?
Вопрос № 3 — В каком месяце цветёт берёза?
Вопрос № 4 — Как берёза «наряжается»?
5) Есть у берёзы много сестёр. Учёные насчитали около 65 видов берёз! Все они разные, а некоторые совсем не похожи:
- карликовая берёза — это кустарник;
- карельская берёза — названная древесным мрамором. В глубокой древности кусочки такой древесины играли роль разменной монеты. Её еще называют царским деревом.
- извилистая берёза — растёт в Лапландии. Она корявая, с кривыми толстыми ветками.
- чёрная берёза — высокое дерево до 30 метров растёт в США.
Ещё есть вишнёвая, жёлтая, лиловая, бородавчатая, пушистая и многие другие виды берёз.
Вопрос № 1 — Сколько видов берёз существует в мире?
Вопрос № 2 — О каких видах берёз ты прочитал(а)?
Вопрос № 3 — Как называют карельскую берёзу? Каким образом её использовали в древности?
Вопрос № 4 — Какой вид берёзы растёт в Лапландии? Опиши его?
Вопрос № 5 — Какой вид берёзы достигает в высоту 30 метров? Где растёт?
6) Милая наша берёзка не только обогащает нас. Она еще универсальный врачеватель, целитель и предсказатель погоды. Из берёзовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масло. А какой ароматный и полезный настой берёзового гриба — чаги. Не зря его называют берёзовым бальзамом. Полезен и приятен освежающий берёзовый сок.
Вопрос № 1 — Кем (чем) является берёза для человека?
Вопрос № 2 — Какие продукты можно изготовить из разных частей берёзы?
Вопрос № 3 — Что такое ЧАГА?
7) Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к берёзе. Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое. А какой будет весна, берёза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки — ждите ранней весны, а если снизу — то поздней. И зиму берёза может предсказать: если в начале октября с неё лист не опал — то снег ляжет поздно.
Вопрос № 1 — Расскажи своими словами о приметах, по которых можно узнать погоду.
8) А русская баня с её щедрым жаром! Берёзовый веник — символ и страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у берёзового веника широкие, мягкие. Хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.
Вопрос № 1 — Символом чего является берёзовый веник?
Вопрос № 2 — Какое действие веник оказывает на здоровье человека?
9) Есть у берёзы и свой праздник. Он так и называется — Праздник русской берёзы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.
Берёза является символом самого любимого на Руси праздника — Троицы. Этот день проводили в лесу вокруг берёзы. Девушки надевали на голову берёзовые венки, берёзу украшали лентами и цветами. Вокруг неё водили хороводы.
Вопрос № 1 — О каких праздниках говорится в тексте?
Вопрос № 2 — Когда и как отмечают эти праздники?
10) Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина берёзы очень крепкая и идёт на изготовление мебели. Из берёсты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки, мелкую посуду. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски.
Вопрос № 1 — Как можно использовать ствол берёзы?
Вопрос № 2 — Какие изделия получаются из берёсты?
Вопрос № 3 — Какую пользу приносят почки и листья берёзы?
11) Для людей, родившихся 24 июня и 22 декабря, берёза является деревом-талисманом. Люди, родившиеся в эти дни, как правило очень щедрые, любят людей, трудолюбивые, красивые и стройные. Они не выносят грубость. Любят дарить и получать подарки.
В час неприятностей и горя надо найти берёзу, прикоснуться к ней, обнять ствол руками, прислониться спиной, довериться ей и попросить о помощи. Общаться с ней нужно 20-30 минут и вам станет намного легче. Вы обретёте душевное спокойствие.
Вопрос № 1 — Для кого берёза является деревом-талисманом?
Вопрос № 2 — Опиши человека, для которого берёза является талисманом.
Вопрос № 3 — Каким образом берёза может помочь человеку?
Забывчивый охотник на привале
Не потушил, не затоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили у костра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И, сыпя искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Что случилось по вине охотника? (пожар)
Какой еще вред наносит человек березе, особенно весной? (добывает березовый сок, режет ствол, но не заматывает его, от этого береза болеет)
Посмотрите как много интересного рассказала нам о себе берёза. Но и это ещё не все её тайны.
Словарная работа (устно).
Подберите к слову «берёза» однокоренные слова. (берёзка, берёзонька, берёзняк, берёзовый, подберёзовик, берёста)
Подберите прилагательные, которыми можно описать берёзу.
Подумайте, с чем можно сравнить эту красавицу.
Работа с текстом и заданиями в книге.
Пришло время узнать еще несколько тайн нашей Незнакомки.
Откройте ваши книги на с.93.
Задание № 1. Читай правильно (устно)
Задание № 2. Прочитай текст (про себя, жужжащее чтение, чтение хором)
Какие еще тайны рассказала нам о себе берёза? (чудо-сеялка, дерево-пионер, всегда холодный ствол, польза дерева)
Задание № 3. Допиши предложение, опираясь на содержание текста.
Задание № 4. Выпиши из текста вопросительные предложения. В словах поставь знак ударения.
Задание № 5. Прочитай строки стихотворения о берёзе. Подчеркни сравнения.
Задание № 6. Ответь на вопрос: Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ.
Задание № 7. Верно ли утверждение?
Задание № 8. Отметь нужную иллюстрацию.
Работа в группах (по 4 человека)
Добрая берёзка.
Стоит на лесной опушке берёза.
Дятел пробил в её коре дырочку.
Побежал ручеёк по стволу дерева.
Четыре капли сока упали на землю.
Закружились вокруг берёзы бабочки.
Прилетели синицы.
Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.
В конвертах вы найдёте готовый вариант текста. Проверьте правильность выполнения задания. Если есть ошибки, исправьте их.
Давайте прочитаем получившийся текст хором.
Работа над орфограммами.
Добрая берёзка.
Стоит на лесной опушке берёза.
Дятел пробил в её коре дырочку.
Побежал ручеёк по стволу дерева.
Четыре капли сока упали на землю.
Закружились вокруг берёзы бабочки.
Прилетели синицы.
Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.
Подведение итогов. Рефлексия.
С какой Незнакомкой мы имели счастье пообщаться сегодня?
Что нового вы узнали об этом прекрасном дереве?
В начале урока я читала вам загадку. В ней говорилось о четырёх угодьях: мир освящать, лес исцелять, боль утешать, белый свет украшать. Смогли ли мы в течение уроков доказать наличие этих угодий?
Какие задания мы выполняли?
Какие задания вызвали трудности?
Что получилось?
Кому и за что вы хотели бы сказать спасибо?
На календаре середина марта, а за окном настоящая зима. Так хочется поскорее весны, тепла и солнышка! Вот и наша гостья совсем замерзла. Давайте подарим ей кусочек нашего тепла и света:
- те, кому было уютно и легко на уроке — оденьте берёзку в зеленые листики
- если урок вам не понравился — не подходите к доске
Спасибо за вашу работу, ваши мысли, ваш труд. Спасибо родителям за то, что они смогли сегодня прийти к нам в гости. Вы тоже можете помочь березке согреться. Если есть желание, прикрепите листики.
Урок окончен.