Интегрированный урок по изобразительному искусству и технологии в 3 классе.
Тема: Мозаика из яичной скорлупы.
Цели: 1.Научить изготавливать мозаику из яичной скорлупы окрашивать её, познакомить
с разными видами мозаики и с историей её возникновения.
2.Воспитывать эстетические чувства, аккуратность, трудолюбие.
3. Развивать художественное мышление, творческие способности, воображение.
Оборудование: Мозаичные картины, разные виды мозаики (для выставки). Записи «Спей-с», «Цыганские напевы», видеофильм «Мозаика», «Витраж», «Фреска», вывеска «Музей школы №4».
Альбомные листы, клей, яичная скорлупа, гуашь, кисти, шаблоны, карандаш.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Сегодня вы узнаете, то, что никогда не знали,
побываете там, где никогда не бывали.
- А для начала скажите мне, что такое мозаика?
Рассказ учителя
Мозаика – это вид аппликации. Большие и маленькие, матовые и блестящие, плоские и выпуклые камни, керамические плитки волей художника распределяются отдельными кусочками, оживляя ровную поверхность стены.
Мозаика известна давно. Ещё древние египтяне в третьем тысячелетии до н. э. украшали мозаикой различные строения. В древней Византии для мозаичных работ использовали непрозрачное цветное стекло, полудрагоценные камни.
В средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.
Лаосские художники делали мозаику из цветного зеркала.
Мозаикой пользовались и в Киевской Руси. В 18 веке в России великий русский учёный и поэт Ломоносов возродил мозаику. Он отдал этому искусству 15 лет жизни, поставил более 4000 тыс. опытов над цветными стёклами. Ломоносов создал мозаичный портрет Петра 1 и большое панно «Полтавская битва».
В наши дни в Москве, Киеве, Санкт Петербурге и других больших городах наружные и внутренние стены домов, метро и другие сооружения украшаются мозаикой.
В разные эпохи и в разных странах мозаика приобретала своеобразие, как по использованию материалов, так и по узорам или другим рисункам.
- А теперь давайте отправимся на машине времени в прошлое, ремесленную мастерскую.
- Сядьте «поудобнее», закройте глазки.
« В ремесленной мастерской» (инсценировка)
Учитель: Здравствуйте, люди добрые!
Ремесленник: Здравствуйте, коль не шутите. С чем пожаловали, с плохим или с хорошим?
Учитель: Мы хотели бы познакомиться с вами и узнать чем вы занимаетесь.
Ремесленник: Ну что ж, добре!
Я Пётр, сын Никиты Кузьмина. Это моя жёнка Настасья, сын Фрол, а это подмастерья, помощники Ванька, да Фёдор.
А делаем мы мозаику. Ванька, неси-ка кувшин. Это кувшин украшен ореховой скорлупой. Ещё мы делаем мозаику из яичной скорлупы. Федор, принеси наши работы.
Учитель: Какие работы вам понравились и почему?
Ремесленник: Вижу, что вы люди добрые, почему хочу их подарить вам.
Учитель: Большое спасибо!
А теперь давайте вернёмся снова в класс.
Ребята, давайте эти работы передадим в музей. А заодно и познакомимся с выставкой мозаичных работ.
Учитель представляет работы: из пенопласта, из пенопласта, из опилок, из кусочков рваной бумаги, из поролона, из ткани.
Подготовка к практической работе.
Как вы думаете, что сегодня будем делать?
Лучшие работы мы с вами подарим нашему музею.
Работа в бригадах.
бригада, отгадайте загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотела
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
бригада.
В лесу под ёлкой крошка-
Только шапка да ножка
(Гриб).
бригада
А теперь давайте отгадаем кроссворд.
КИС Т Ь
К Р АСКИ
СКОРЛ У ПА
КАРАН Д АШ
Л
Е
Й
1.Когда мы клеем, красим с вами, почему мы руки не мараем?
2.Что должны мы в руки взять, чтоб бесцветные картинки вдруг могли бы засиять?
3.Есть на свете много разных материалов и чудесная глина, и шишка лесная, и древесная кора, и яичная.
4.Что помогает нам всегда соединить всё без труда?
5.А скажите мне сейчас: Чем воспользуетесь вы, чтобы контуры шаблонов на бумаге обвести?
4.Практическая работа ( на столах шаблоны)
- как будем располагать шаблон на листе бумаге?
- обведение шаблонов.
- подготовка скорлупы
- нанесение скорлупы на рисунок
- окрашивание мозаики
Работа со слайдами «Золотая осень»
-Какие листочки бывают весной, осенью, летом?
-Какие грибы вы знаете?
-Какого цвета бывают бабочки?
5.Итог урока
-Защита проектов каждой бригадой.
-Что вы научились делать?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Кому мы можем передать свои работы?