Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе
Тема: «Буквенные выражения. Закрепление изученного».
Задачи урока:
развивать умение записывать и читать буквенные выражения, а также находить значения буквенных выражений при конкретном значении букв; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки, умение чертить отрезки заданной длины; расширить знания о профессии строителя, воспитывать уважительное отношения к рабочим специальностям.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: изученные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7; решать задачи и выражения изученных видов; находить значения буквенных выражений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность; прогнозируют уровень усвоения знаний; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; умеют договариваться, аргументировать свою точку зрения.
Методы, приёмы, формы обучения:
Методы: частично-поисковый, подводящий диалог.
Приёмы: сравнение, преобразование, конструирование, составление задачи.
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 2 класс (1 часть) М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, презентация к уроку,
детали будущего дома.
Ход урока
I . Организационный момент. Настрой на урок.
Учитель настраивает детей на работу.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Проверка осанки.
1,2- выше голова
3,4 –руки шире
5,6- ровно сесть (руки на парту)
7,8–лень отбросим (ноги рядом друг с другом)
II. Мотивация.
- Отгадайте загадку.
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я ...
- Расскажите о профессии строителя. (Слайд 2,3,4)
- Все дома, которые ты видишь вокруг, возвели строители. И даже дом, в котором выживёте, построили они. На стройке много разных рабочих. Каждый из них занимается своим делом.
- А какими должны быть строители? ( Личностные качества)
-Трудолюбивыми, усидчивыми, внимательными, аккуратными, стремиться доводить до конца своё дело.
Сегодня на уроке мы тоже побываем в роли строителя, поближе познакомимся со строительными профессиями. Будем строить дом Карлсону. (Наш герой)
III. Актуализация знаний
1.Каллиграфическая минутка.
Угадайте число, которое задумал Карслон, если из этого числа вычесть 6 то получится 53. Какое число задумал Карслон? Это номер нашего дома.
59 59 59 59 59
2. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– Какие открытия вы сделали вчера на уроке математики?
– Какие новые знания приобрели?
– Заглянул ли кто-нибудь из вас дома на последнюю страницу учебника, чтобы узнать новые буквы латинского алфавита? Молодцы.
– Сегодня на уроке мы продолжим работу с буквенными выражениями.
Определите учебно – познавательную задачу урока
- Будем читать и записывать буквенные выражения, а также находить их значения при данном значении букв.
3.Устный счет.
А) «Цепочка». (Слайд 5,6)
– Рассмотрите внимательно цепочку и скажите, какие числа пропущены.
(Пропущены числа: 56, 67, 89.)
Б) Какое число пропущено? (Слайд 7)
12 + = 20 8 + 7 – = 14 11 – = 5
14 – = 10 6 + 6 – = 2 – 6 = 7
В) А теперь посмотрите на нашу строительную площадку. На ней будет стоять наш дом.
- Какой формы наша строительная площадка? (Прямоугольник)
- Найдите периметр площадки, если длина- 15 м, а ширина – 10 м.
- Здесь должен стоять дом. Так что за работу.
IV. Работа по теме урока
1. Решение выражений.
Знакомство с профессией архитектора. (Слайд 8)
Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним строителей, и они точно по проекту возводят дом.
Задание от архитектора.
2. Чтение, запись и решение буквенных выражений.
Выполняется задание 1 (с. 78), в котором учащиеся вместо буквы подставляют соответствующее ей значение, а затем находят значение полученного выражения (задание выполняется устно, лучше, если оно будет записано на доске).
Молодцы! Вы быстро и правильно справились с заданием, и мы можем заложить фундамент. Фундамент это основа дома. Он должен быть крепким как ваши знания.
2.Знакомство с профессией каменщика. (Слайд 9)
Каменщики кладут стены из кирпича. Задание от каменщика.
Затем учащиеся выполняют в тетрадях задание 2 (с. 78) (один ученик выполняет задание на доске с подробным объяснением).
3. Самостоятельная работа.
Обучающиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой задание «Проверь себя» (с. 78).
Вы хорошо справились с заданиями, и мы можем построить 1-й этаж нашего дома.
3. Знакомство с профессией плотника. (Слайд 10,11)
Задание от плотника.
1. Решение выражений с применением изученных обучающимися приемов сложения и вычитания.
С этой целью устно с подробным объяснением решаются следующие выражения:
42 + 8 89 + 4
50 – 7 73 – 5
Затем фронтально разбирается задание 5 (с. 78), при выполнении которого учащиеся пользуются приемом группировки слагаемых.
Например:
65 + 9 + 5 = (65 + 5) + 9 = 70 + 9 = 79.
36 + 8 + 2 = 36 + (8 + 2) = 36 + 10 = 46.
50 + 9 + 1 + 40 = (50 + 40) + (9 + 1)= 90 + 10 = 100.
И т. д.
-Видите, как много надо знать и уметь, чтобы построить дом. Ребята, а чтобы много знать и уметь, не надо забывать о здоровом образе жизни и заниматься физкультурой, что я вам сейчас и предлагаю выполнить.
4. Физкультминутка на тему «Строители» (выполняются движения по тексту) .
На стройке жаркая пора,
сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днём
Всё выше, выше новый дом!
V . Закрепление опорных знаний.
Знакомство с профессией маляра. (Слайд 12)
Маляры красят стены и потолки. Задание от маляра.
1. Решение выражений.
С комментированием учащиеся решают выражения из задания 3 (с. 78) и 1-й и 2-й столбики примеров задания 4 (с. 78), а затем самостоятельно 3-й и 4-й столбики этого номера.
– Чем интересен четвертый столбик?
– Что общего в выражениях третьего столбика?
Вы на славу потрудились и поэтому имеем право поднять 2-й этаж дома.
Знакомство с профессией кровельщика. (Слайд 13)
Кровельщики делают крышу дома. Задание от кровельщика.
2. Самостоятельная работа.
Задание 7.( Взаимопроверка)
Задание 8. (Работа в паре)
Ученикам могут быть предложены задания 7 и 8 (с. 78). Взаимопроверка
Вы хорошо справились с заданием. Построим крышу нашего дома!
Дом готов!
А теперь давайте озеленим наш двор. Вы знаете, что деревья это не только красота, но и большая польза.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Все ли вам было понятно? Что для вас сегодня было трудным?
– Оцените свою работу.
VII. Домашнее задание. С. 79 №1,№2
VIII. Итог урока
- Что сегодня на уроке повторили?
- Что узнали?
Дети делают самостоятельный вывод о том, что на строительной площадке строители выполняют разную работу: каменщики кладут кирпичи, маляры красят стены, плотники делают двери, окна. Очень важно, чтобы все строители работали слаженно, дружно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно