1 2 | Организационный момент Постановка целей учебной деятельности | У.Физики: - Здравствуйте 6 «б» класс, я приглашаю вас на урок физики. У. Математики: - Добрый день ребята, а я рада приветствовать на уроке математики. Не удивляйтесь! Известный, физик, математик, химик, поэт, М.В. Ломоносов утверждал: “Слаб физик без математики». (Слайд 1) У. Физики: - А я хочу начать урок со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитала это стихотворение? (Слайд 2) Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… У.Физики: - Итак, почему я вам прочитала это стихотворение? - Да, это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами. У.Математики: - Этой цели добьются только те участники, кто проявит упорство, настойчивость, продемонстрирует знания, полученные на уроках математики при решении задач по физике. У.Физики:- Цели урока: В конце урока учащиеся будут способны: применить знания по теме плотность вещества при решения задач по физике; использовать навыки решения качественных и расчётных задач по математике и по физике; выполнять практические измерения массы и размеров тела; применять полученные на уроках математики знания, при решении задач по физике. анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей. Слайд 3. У.Математики: - Для достижения наших целей вызовем к доске двух математиков и двух физиков. Физики выполнят у доски задачи заданные дома ( Беженарь Яна и Барган Лида). Математики ( Чиркова Наталья и Андреева Оксана) выполняют индивидуальную работу по карточке. | Слушают учителя (- Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.) |
3 | Диагностика сформированных необходимых приемов учебной деятельности | Индивидуальная работа у доски (для математиков). Задание 1. Вычислить объем кирпича, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. Выразить ответ в м3 (слайд 6) 2 см 3 см 10 см Найти площадь основания. Ответ выразить в м2. Задание 2. Вычислите площадь всей поверхности куба и его объем. (Слайд 7) 5 см Выразить ответ в м3 . Проверка домашнего задания: Задание 3. ( для физиков) Плотность железного тела равна 7,8 г/ см3, а алюминиевого тела 2700 кг/м3. У какого из тел плотность больше? Задание 4 .( для физиков) Масса цилиндра равна 4.52 кг, а объем 400 см.3. Найти плотность цилиндра, и определить из какого материала он сделан. Фронтальная работа с классом Учитель Физики: - Ребята, я знаю, что многие из вас любят отгадывать загадки. Давайте сделаем это вместе с нами:
1)Две сестры качались, Правды добивались, А когда добились, То остановились. Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа)
Учитель Математики: 2) Все мы с Вами твёрдо знаем, Что линейкой измеряем Мы у куба высоту, ширину Ну, и длину. Подскажите, что за связь Существует между ними? Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа) Учитель Физики: 2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить? ( Слайд 4) 3. Какой буквой она обозначается? ( Слайд5) 4. По какой формуле вычисляется? 5. Каков физический смысл плотности? ( Слайд 6)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы. (Слайд 7) ( Слайд 8) - Учитель предлагает сравнить решение задач с эталоном, представленным на слайде. - Выставление отметок за работу у доски и каждый ученик ставит себе оценку в тетради за выполнение домашнего задания. (барем указан в оценочных листах) Учитель Математики: ( Слайд 9) - Открываем тетради, записывает дату и тему урока: "Решение задач на вычисление плотности вещества" . -Вы на уроке всё поймёте, Когда задачки разберёте. Начнём мы с простенькой пока, Нетрудной для ученика. ( Слайд 10). (Слайд 11) - Соотношение единиц измерения площади и объема учить наизусть не стоит. Для того чтобы выполнять перевод единиц измерения, достаточно хорошо знать соотношение линейных единиц измерения. - А дальше поступаем так: единицы измерения площади квадратные, значит, линейные единицы измерения возводим в квадрат, единицы измерения объема кубические, значит, линейные единицы измерения возводим в куб. - А теперь заполним таблицу. Сколько миллиметров в одном сантиметре? В процессе коллективной работы заполняется таблица. (Слайд 12) 1 см³=1000 мм³ 1дм³= 1000 см³= 1 л 1м³= 1000 дм³= 1 000 000 см³ | - Четверо учащихся работают у доски. - V=2·10·3=60 см= 0.00006 м3 -S=10▪3=30 см2=0,003 м2 - S=5·5·6=150 см - V=5▪5▪5=125 см3=0, 000125м3 - у железного -из свинца -Учащиеся работают вместе с учителем ( весы) (объем, площадь поверхности) -Физическая величина, показывающая, какая масса приходится на единицу объёма вещества, называется плотностью. - Сравнивают решение задач с эталоном. - Слушают ответы учащихся, которые выполняли задание у доски, задают вопросы по данной теме и оценивают учащихся и свою домашнюю работу. - Открывают тетради записывают дату и тему урока. -Отвечают на вопросы - Слушают учителя. -Заполняют таблицу |
4 | Изучение нового материала. | Учитель Физики: - Вы очень хорошо решаете задачи по математики. Но я бы хотела, чтоб вы продолжили решение задач записанных на доске. Задание 1. Найдите массу кирпичика, воспользуйтесь таблицей плотностей и результатом которым записан на доске. Задание 2. Определить из какого вещества изготовлен куб с ребром 5 см, если его масса 312, 5 грамма. «При изучении природы основным источником знаний считаю опыт» М.В. Ломоносов.( Слайд 13) Учитель Физики: Поведем эксперимент. Его проведут Малькова Оксана и Липсюк Влад. Задача 3: (экспериментальная)
Определить плотность бруска. Для решения данной задачи предлагается карточка – инструкция: 1. Измерьте размеры бруска - его ширину, длину и высоту (переведите все измерения в см) и запишите: а = ___ м; в = ___ м; с = ___ м. 2. Вычислите объём бруска: V=______ м3. 3. Измерьте массу бруска: m = ______________кг. 4. Рассчитайте по формуле плотность __________________ Пока проводится эксперимент, Учитель математики: ( Слайд 14) Экология, друзья, важная наука Без неё нельзя прожить, вот такая штука! Задача 4: : (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах). ( Слайд 15) -Какой объём газа выделяет в городе Фэлешть, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3. -По последним данным МРЭУ г. Фэлешть ,на учете 13000 легковых машин в нашем районе. Какой объем вредного газа они выделяют в атмосферу?
Трое учащихся работают индивидуально на планшетах. Результаты вывешиваются и оцениваются. Комментируется и оценивается результаты лабораторной работы. | К доске выходят два ученика и продолжают решение задач 1 и 2. m= 1800* 0,00006= 0, 1080кг=108 г ρ=m|V=0,3125: 0,000125= 2500 г/см3 из стекла или гранита ( определяют по таблице плотности , слайд 22) - Учащиеся сравнивают решение и результат |