Технологическая карта интегрированного урока литературы и обществознания в 6 классе «Взросление человека в процессе взаимодействия в группе, обществе на основе рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
УМК: под редакцией В.Я.Коровиной
УМК: под редакцией Л.Н.Боголюбова
Тема урока «Взросление человека в процессе взаимодействия в группе, обществе на основе рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Класс: 6
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни.
Личностные УУД: формировать целостное мировоззрение; самоопределяться; уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам; формировать нравственные качества ребёнка такие, как честность, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; формировать способность к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам; развивать творческие способности учащихся.
Метапредметные УУД: развитие коммуникативной компетенции через работу в группах; извлекать информацию из различных источников, развивая исследовательские действия; выделять основную мысль при работе с текстом; устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока:
Оборудование: Материально-техническое обеспечение: УМК «Обществознание 6 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, УМК «Литература.6 класс» под ред.В.Я.Коровиной», раздаточный материал, презентация, компьютер, экран, проектор.
I.Организационно – мотивационный
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Слайд № 1 (анимационная картинка «Бегущий ручей»)
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.
Планируемые результаты этапа.
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.
Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу узнать новое).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.
-Ребята, а вас не удивляет то, что сегодня на уроке присутствуют два учителя?
-Что бы это могло означать?
Беседа по анимационной картинке.
Что видите? Куда он бежит? Что встретит на своем пути? Всегда ли ему будет легко? Какой он сейчас, а каким станет? С чем можно сравнить путь нашего ручейка?
Вы тоже находитесь в самом начале своего жизненного пути, встретите на нем людей, которые могут оказать на вас влияние. Какое произведение мы изучали на прошлых уроках? Как путь ручейка может быть связан с нашим произведением? А что конкретно нас будет интересовать в этот период жизни главного героя, вы сформулируете с учителем обществознания.
- Ребята, а что, на ваш взгляд, помогло ручью стать полноводной рекой и влиться в море? Значит, взросление происходит как? Под чьим воздействием? (Общество, группы)
На какие вопросы нам нужно будет ответить на нашем уроке? (Делают предположения)
1. Межличностные отношения
2. Общение человека в группе.
3. Виды групп
А какую цель мы с вами поставим перед собой?
(Получить представление о проблемах во взаимоотношениях между людьми и проследить их на примере литературных персонажей)
На доске высказывание Аристотеля «Человек по своей природе – существо общественное»
- Как вы можете объяснить это высказывание?
- Может ли человек взрослеть, формироваться как личность вне группы, общества?
- Приведите примеры, иллюстрирующие необходимость нахождения человека в обществе? (Маугли)
- А взрослому человеку нужно общение? Как вы думаете, почему? Приведите примеры (Робинзон Крузо)
Какой же вывод можем сделать?
(Только в обществе человек получает жизненный опыт, может проявить себя, показать, на что он способен)
А какие задачи поставят перед собой литераторы?
-определить группы персонажей;
-рассмотреть главного героя во взаимодействии с разными группами;
-проследить влияние участников группы на мальчика;
Чего мы хотим добиться, проведя эту работу? (каким он может стать)
Актуализация знаний. Самостоятельная работа в группах
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; работа с разными источниками.
Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера.
Личностные: умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.
Мне очень понравилась ваша мысль, и я предлагаю вынести ее на доску. Может быть, мы с вами что- нибудь сможем добавить к ней.
Вспомним главного героя, кем воспитывался. На какие группы вы могли бы поделить его окружение?
В каких эпизодах наиболее ярко проявляются характеры наших героев? («Сбор земляники», «Санька подбивает Витю на обман», «Бабушка прощает внука»).
Давайте проанализируем эти эпизоды, чтобы подтвердить вашу мысль о том, что только в обществе проявляются истинные качества человека. Но вначале вспомним определение слова эпизод. Предлагаю всю имеющуюся у нас информацию занести в таблицы.
Герои эпизода | Глаголы, характеризующие персонаж. | Поступок героя |
| | |
1 эпизод «Сбор земляники».
Как озаглавили? О чем говорится? Герои? Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть? Как противопоставлены главный герой и соседские дети? Чей образ жизни они копируют? Как герой оказался в зависимости от Саньки? Почему он не может ему противостоять? Какой урок вынес мальчик из этого эпизода? ( «Не поддавайся на провокации»)
2 эпизод «Санька подбивает Витю на обман».
Как озаглавили? О чем говорится? Герои? Как ведет себя Санька? Как герой был втянут в обман? Только ли страх перед бабушкой мучает его? Случалось ли вам обманывать? Какие чувства при этом испытывали? Како урок получил Витя в этом эпизоде? (« Не обманывай»).
3 эпизод «Бабушка прощает внука».
Как озаглавили? О чем говорится? Герои? Как ведет себя дедушка? Какова его роль в этом эпизоде? Чему он учит внука? Как ведет себя ее внук? Почему бабушка все-таки купила ему пряник? Объясните заключительные строки рассказа «Сколько лет прошло…» Какие чувства испытывает мальчик? Какой урок получил главный герой в этом эпизоде? («Умей прощать»)
Вывод. Общаясь с людьми, которые его окружали, что самое главное приобрел мальчик? (опыт) Допишем это слово в ваш вывод, который мы вынесли на доску.
- Да, ребята, говоря об обществе, мы знаем, что в нем формируются группы.
- Назовите виды групп.
- Количество групп намного превышает количество людей, составляющих общество. Почему?
- Как вы думаете, что лежит в основе межличностных отношений? (Чувства)
- Давайте с вами применим наши знания, опыт общения в незнакомых ситуациях.
- Каждая группа получит задание по определенной ситуации. Ваша задача проиграть эти ситуации.
(«Встреча друзей», «Учитель-ученик», «Примирение»)
- Скажите, какие чувства испытывают люди в процессе общения?
(симпатия, антипатия)
Работа со словарем. Выясните по словарю значение слов симпатия и антипатия.
К кому Витя относился с симпатией, а к кому с антипатией? Будет ли он стремиться к общению с этими людьми в дальнейшем?
Вывод: Симпатия и антипатия – важнейшие составляющие общения.
Рефлексия.
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности
Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха.
Учитель просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию. Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы.
Дети оценивают свою работу.
7. Д.з. сочинение-рассуждение «Влияние общества на формирование личности».