СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и обществознания в 5 классе «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Интегрированный урок обществознания и литературы в 5 классе«Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок

Цели урока 

- дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок;

- обобщить повторить знания по теме «Русские народные сказки»;

- развивать умение анализировать произведение фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами;

- воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок.5 кл»

Интегрированный урок

обществознания и литературы в 5 классе

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок

Цели урока

- дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок;

- обобщить повторить знания по теме «Русские народные сказки»;

- развивать умение анализировать произведение фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами;

- воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Оборудование

Презентация, проектор, экран, тексты сказок, отдельные статьи Конвенции прав ребёнка, схемы «Классификация сказок», «Законы общества», таблица «Права ребёнка», стихотворения о сказке, иллюстрации к сказкам, сборники пословиц и поговорок, музыка «В гостях у сказки», анимационные картинки, фрагмент из мультфильма «Гуси-лебеди»,.

План урока

  1. Орг. момент

  2. Подготовка к восприятию темы

  • Стихотворение о сказках;

  • Слово учителя литературы;

  • Слово учителя обществознания;

  1. Восприятие темы

  • Работа с таблицей «Законы общества»;

  • Допиши определение;

  • Приметы сказки;

  • Таблица «Классификация сказок»

  • Работа со сказкой «Гуси-лебеди»;

  • Инсценировка и анализ сказки «Морозко»;

  • Тренинг

  • Индивидуальная работа со сказками и статьями из Конвенции прав ребёнка;

  1. Итоги урока;

  2. Домашнее задание.

  3. Рефлексия

Ход урока

  1. Орг.момент (звучит музыка «В гостях у сказки» слайд№ 1)

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы будем говорить о Конвенции прав ребёнка, как в русских народных сказках можно проследить нарушение прав. И тема нашего урока звучит так: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок» Запишите дату, тему урока в тетради.

  1. Подготовка к восприятию темы

  • Стихотворение о сказках (Слайд №2);

Мне веет светлым вдохновением

Веселой зеленью долин,

Ключей задумчивым журчаньем

От русских сказок и былин.

Прекрасен сказок мир воздушный,

К нему с младенчества привык;

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык.

Вступаю с трепетом священным

Под кров радушной старины,

Передаю струнам смиренным

Ее младенческие сны.

Учитель литературы: Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца.

Учитель обществознания: не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты. (Слайд№3)

  1. Восприятие темы

Учитель обществознания: .(Слайд№3)

Учитель литературы: Допишите определение сказки.(Слайд№4)

Сказка – это ____________ рассказ о необыкновенных __________

событиях и приключениях. (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.)

Укажите приметы сказки.

  • присказка;

  • зачин;

  • концовка;

  • чудесные помощники;

  • постоянные эпитеты;

  • повторы;

  • обращения;

Заполните схему (Слайд № 5) Работа с Приложением №2

Учитель обществознания: Посмотрите отрывок из мультфильма и ответьте:

  • Как называется эта сказка? ( Гуси-лебеди)

  • Какая это сказка? (Волшебная, народная)

  • Какое право нарушено?

Пользуйтесь таблицей «Права ребёнка» (Приложение №1)

Просмотр фрагмента из мультфильма «Гуси-лебеди» (Слайд№6)

  • Какое право нарушено? (Слайд№7)

Ст. 34 Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей.



Учитель литературы: Чему учит эта сказка? Подберите подходящую пословицу или поговорку. (Долг платежом красен). Докажите, что это волшебная сказка.

А теперь обратимся к другой русской народной сказке «Морозко». Ребята подготовили инсценирование этой сказки. (Слайд №9)

Инсценировка и анализ сказки «Морозко» (Слайд№10)

  1. Какая это сказка? Докажите свою точку зрения.

  2. Перечислите героев сказки. Разделите их на две группы. Поясните свой выбор.

  3. Найдите зачин сказки. Что он нам помогает узнать?

  4. Какова концовка сказки? В чём её особенность?

  5. Найдите повторы, обращения. Что они в себе несут?

  6. Найдите устаревшие и разговорные слова. Какую роль они играют в сказке?

  7. Чему учит нас эта сказка?

Тренинг

Учитель обществознания:

Ст. 6. Государство – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство - участники обеспечивают в максимальной степени выживание ребёнка. (Слайд №11)



Учитель литературы: Найдите из списка или придумайте сказки, в которых нарушено такое же право. (Работа с таблицей Приложение №1). (Слайд№12)

Учитель обществознания: (Слайд №13)

ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Учитель литературы: Какая сказка или сказки подходят для иллюстрации этой статьи? Перескажите её сюжет. Дайте ей характеристику.

Учитель обществознания: (Слайд №14)

ст. 19, 33, 34

Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

 Учитель литературы: Найдите приметы сказки. Определите её вид.

Учитель обществознания: (Слайд 15)

ст. 16

Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

 Учитель литературы:





  1. Итоги урока;

 Учитель литературы: По каким законам живут герои в сказках? (Слайд №16) Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.

Учитель обществознания: (Слайд №17) Какие права человека вам помогли узнать сказочные герои?

  • Право на жизнь;

  • Право на свободу и неприкосновенность;

  • Право на честь и достоинство;

  • Право на защиту собственности;

  • Право на образование;

  • Право на свободу собраний.

  1. Домашнее задание.

 Учитель литературы: Вам предлагается следующее домашнее задание, а вы выберете по силам и по душе (Слайд №18):

  • пересказать или инсценировать одну из сказок, использованных на уроке;

  • подобрать сказки для иллюстрации прав из Конвенции прав ребёнка

  • сочинить сказку, руководствуясь одной из статей Конвенции прав ребёнка

6. Рефлексия

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ,

В мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски,

А зовётся чудо – сказки!

(Слайд № 19) Звучит музыка «В гостях у сказки»

WordArt 4







Просмотр содержимого документа
«Морозко сказка»

Морозко


Живало-бывало, жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Нипочем старухе не угодишь – всё не так, всё худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

- Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

- Садись, милая дочь, в сани.

Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица?

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощёлкивает:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защёлкал:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

- Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.


А мачеха по ней уже поминки справляет, печёт блины и кричит мужу:

- Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.

А дома старуха печёт блины, а собачка под столом:

- Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

- Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собачка съест блин и опять:

- Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била её, собачка – всё своё…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идёт падчерица – в злате серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый. Старуха глянула – и руки врозь…

- Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повёз её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:

- Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

- Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощёлкивать:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- Ой, руки, ноги отмёрзли! Уйди, Морозко…

Ещё ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защёлкал:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.


Чуть свет старуха посылает мужа:

- Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези её в злате-серебре…

Старик уехал. А собачка под столом:

- Тяф, Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог:

- Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – всё своё:

- Тяф, Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мёртвая.

Заголосила старуха, да поздно.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 1 doc»

Права ребенка по

«Конвенции о правах ребёнка»

сказок

Русские народные сказки

  1. Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)


  1. Иван-царевич и серый волк

  2. Пёрышко Финиста ясна сокола

  3. Царевна-лягушка

  4. Кощей Бессмертный

  5. Гуси-лебеди

  6. Сивка-бурка

  7. Терёшечка

  8. Морозко

  9. Хаврошечка

  10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  11. Семь Симеонов

  12. Лисичка-сестричка и серый волк

  13. Теремок

  14. Волк и семеро козлят

  15. Колобок

  16. Медведь и лиса

  17. Маша и медведи

  18. Никита Кожемяка

  19. По щучьему велению

  20. Царевна-несмеяна

  21. Кот и лиса

  22. Зимовье зверей

  23. Заяц-хваста

  24. Бобовое зёрнышко

  25. Петушок-золотой гребешок и жерновцы

  26. Репка

  27. Маша и медведь

  28. Три медведя

  29. Машенька и медведь

  1. Право на регистрацию с момента рождения; право на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)


  1. Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, если он способен их сформулировать (ст. 12)


  1. Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (ст. 16)


  1. Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37)


  1. Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)


  1. Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28)


  1. Право на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство и активное участие в жизни общества (ст. 23)


  1. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний


  1. Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31)


  1. Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (ст. 19, 33, 34)






Приложени№1


Просмотр содержимого документа
«Приложение. 2 doc»

Приложение№2








-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!