СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Тема урока: «Наполним музыкой сердца»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературного чтения и музыки.Тема урока: «Наполним музыкой сердца». Цель урока: расширение знаний учащихся о творчестве норвежского композитора Э.Грига и русского писателя К.Г.Паустовского.  

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Тема урока: «Наполним музыкой сердца»»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки

Тема урока: «Наполним музыкой сердца»

Цель урока: расширение знаний учащихся о творчестве русского писателя К. Г. Паустовского и норвежского композитора Э.Грига.

Задачи:

  • Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре, развитию музыкального и художественного вкуса.

  • обучать учащихся правильному выразительному чтению;

  • воспитывать любовь к чтению, музыке, бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.

2. Музыкальные фрагменты: Э. Григ. «Пер Гюнт»- «Утро», «Песня Сольвейг».


Ход урока:

I.Организационный момент:

Уч. музыки: -Здравствуйте, ребята.

Уч-ся: -Здравствуйте, учитель.

II. Проверка усвоения темы прошлого урока, домашнего задания:

Уч. музыки: На прошлом уроке мы говорили о музыкальных инструментах и терминах, а как хорошо вы знаете их, мы сейчас проверим с помощью теста.

- Я вижу вы хорошо усвоили прошлый урок и любите музыку.

Уч. нач. классов: Эпитетом нашего урока будет стихотворение Юрия Визбора, прочитает…..

Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден,
Своих мучителей забудем.
Вот сквер - пройдёмся ж до конца.
Найдём любимейшую дверь,
За ней - ряд кресел золочёных,
Куда, с восторгом увлечённых,
Внесём мы тихий груз своих потерь,
Какая музыка была,
Какая музыка звучала,
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.

III. Изучение нового материала.

  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Уч. нач. классов: Дома, вы читали произведение, кто автор?

-Название?

-Какие произведения этого автора уже читали? («Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Золотой линь», «Стальное колечко».

-Что вы знаете о К. Паустовском?

-О чём он писал? ( К. Паустовский писал, не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, писать некоторые случаи из жизни.

- О каком знаменитом человеке повествует текст? (об Эдварде Григе)

- Где происходят события? (Норвегия)

Учащиеся: Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… Один из древней ших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор.

Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. В пятнад цать лет Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию.

Композиторский талант сразу же замечают. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойн ых лесов, прибой северного моря. Григ много выступает во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением, как за рубежом, так и в родной стране.

  1. Работа над произведением.

Уч. нач. классов: Ребята, не кажется ли вам странным, что мы рассказали вам о великом композиторе и почему рядом портреты писателя и композитора?

Учащиеся:……………

Уч. нач. классов: Константин Георгиевич Паустовский, так же как и Григ любил природу. Писал не только о природе, часто описывал случаи их жизни. С одной историей мы познакомимся сегодня.

  1. Работа над текстом произведения 1 части.

Уч. нач. классов: Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом.

- Как можно назвать первую часть?

Учащиеся: Встреча. (Чтение по ролям)

Уч. нач. классов:

-Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (девочка понравилась, маленькая, трудолюбивая, доверчивая, рассказывала незнакомому человеку о доме, пригласила в гости, говорит нежно, добрая, отзывчивое сердце).

- Через сколько лет Дагни получит подарок? (через 10 лет).

-Для чего Паустовский включил в свой рассказ описание природы? (красота леса вдохновляет композитора, он хочет, чтобы читатели увидели её, почувствовали).

-О каком подарке думала Дагни?

-Почему сразу не смог подарить то, что он задумал? (сложный,духовный подарок, музыку, а маленькие дети «серьёзную музыку» не всегда понимают).

- Сколько будет лет Дагни когда она получит подарок?

  1. Работа над текстом произведения 2 части.

(чтение по абзацам)

Уч. музыки: - Как бы вы озаглавили вторую часть? ( «Рождение музыки»)

- С чем сравнивали друзья дом композитора?

-Что было единственным украшением этого дома?

- В чём заключалось счастье великого композитора?

- Каких слушателей ценил Григ больше всего?

-Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал? Докажите словами из текста.

- О чём же была написана музыка?

  1. Работа над текстом 3-ей части.

Уч. нач. классов: - Что изменилось в жизни Дагни? (в 18 закончила школу)

 - Какой она стала?

-  Кем были родственники девушки?

  1. Работа над заключительной частью.

Уч. музыки: - Как бы вы назвали последнюю часть?

- Какие новые слова и музыкальные термины встречаются в этой части? (симфоническая музыка и т.д.)

Мы предлагаем вам послушать IV часть рассказа.

- Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.

(Чтение IV часть рассказа, на фоне звучит музыка Э.Грига Концерт № 1 для фо-но с оркестром 3 часть)

Учитель музыки:

- Вспомнила ли Дагни об обещанном подарке?

- Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?

- Какая музыка по словам Паустовского? (живая)

-Докажите (она росла, подымалась и пенилась, неслась, бушевала, срывала листья)

- Почему Дагни плакать слушая музыку? (слёзы благодатности, Григ умер и она не сможет поблагодарить его за чудесную музыку)

Задание учащимся: Прочитать текст (на выданных листочках) работа в парах.

- Что чувствовала Дагни после концерта? (любовь к жизни).

-Для чего живет человек? (для того чтобы другим было хорошо, прекрасно).

- Почему портреты К. Паустовский и Э. Григ вместе?

IV. Обобщающая беседа:

-Какова основная мысль этого рассказа? (человек счастлив становится по-настоящему тогда, открывая вокруг себя красоту окружающего мира).

Учитель музыки: Люди слушая музыку, стихи, читая произведения –становятся добрее, красивее, лучше. Писатели, музыканты, поэты, художники умеют выразить то, что чувствуют, что переживают люди.

- Можно ли назвать Паустовского и Грига великими мастерами? (писатель и композитор великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Паустовский считал, что дарил людям «сказку жизни» -способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

- Почему называется так произведение?

Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?

V. Литературная викторина.

VI. Домашнее задание:

Вспомните, о чём говорили на уроке, напишите сочинение-отзыв о прочитанном произведении.

Уч. нач. классов: Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?

Учащиеся: Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Уч. нач. классов: Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

Учащиеся: Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.

Уч. нач. классов: Почему Паустовский называет Грига волшебником?

Учащиеся: Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

Уч. нач. классов: Можно ли писателя К. Паустовского и композитора Э. Грига назвать великими мастерами.

Учащиеся: Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.V. Итог урока.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!