СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Кантата Александр Невский"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок для 3 класса с применением ИКТ технологий , продолжение героической темы.Повторение жанра "кант", определение нового жанра "кантата".

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Кантата Александр Невский"»

Урок музыки в 3 классе «Кантата Александр Невский»

Под музыку канта ученики 3-го класса входят в кабинет музыки.Приветствие.

У:Внимание на экран. Нам нужно разгадать кроссворд. Отгадываем первое слово. Под какую музыку или песню вы заходили в кабинет? (кант)

-Кто более полно расскажет про жанр кант и его особенностях? (ответы)

Совершенно верно. Кант песня военная, исполняют его мужчины.

Вот второй вопрос: низкий женский голос (альт). Третье слово: мужской голос (тенор). Последнее слово - удары колокола, извещающие нас о тревоге, опасности (набат). Какое слово получилось? (кантата).

Знакомо ли нам это слово? О чём сегодня на уроке мы будем с вами говорить? (ответы детей, выход на тему, задачи урока)

Тема урока «Кантата А. Невский». Сегодня мы знакомимся с кантатой С.С. Прокофьева «А.Невский».

У каждого народа есть свои национальные герои, которых чтят и помнят. Александр Невский родился на Ярославской земле в Переславле – Залесском.

Добавьте мой ответ, найдя нужную информацию, у вас в тексте (ученики добавляют материал об А.Невском, его сражениях и почему народ называет его Невским).

Обратимся к картине художника Павла Игоревича Корина. Каким изобразил А.Невского художник?

Д: Вид строгий, серьезный. Он опирается на меч сильными руками. Взгляд суров, устремлен вдаль. Воин изображен в доспехах.

У: Почему А. Невский изображен не в русском костюме, а в военных доспехах?

Д: Он готов к бою, к защите своей Родины. Что мы видим за фигурой великого князя?

Д: За фигурой князя художник изобразил бесконечные дали, храмы, позолоченные купола, леса, мирную русскую землю, боевой стяг с изображенным на нем Спасом-ликом Христа. И это все мы зазываем Родиной.

Можно А.Невского назвать героем? Кто в вашем представлении является героем? (Любой человек, который любит Родину и готов за неё сражаться и даже отдать жизнь).

У: Как вы думаете, какая музыка подойдёт такому образу героя?

(используются словари эмоциональных эпитетов)

Сейчас мы попытаемся создать музыкальный образ А.Невского (работа в парах с таблицей)

Средства музыкальной выразительности

Выбор средств музыкальной выразительности

Мелодия


Лад


Регистр


Темп


Динамика


Отложите свои карточки, чтобы у вас была возможность чуть позже сравнить с музыкальным образом, создавшим композитором С.С.Прокофьевым.

Слайд-фото С.С.Прокофьева

 У: С. Прокофьев – гениальный композитор, только тот, кто любит свою Родину – Россию, мог написать такую музыку. Это произведение было создано по заказу для художественного фильма об А.Невском. Режиссер фильма Сергей Михайлович Эйзенштейн. В точном соответствии с замыслом режиссера С.Прокофьев пишет музыку кантаты.

Итак, кантата – что же это за жанр? (работа с текстом, словарём, интернетом, смысловое чтение).

Ответы детей (многочастное произведение, в котором участвуют хор, солисты, оркестр). Ученики дают определение новому жанру.

Слайд Кантата - это…

Сравним определение жанра кантата.

У: Кантата «А.Невский имеет 7 частей. Давайте послушаем одну из частей этой кантаты.

Звучит 4 часть кантаты «Вставайте, люди русские!»

У: Как звучала музыка? ( Решительно).

У: Что необычного вы услышали в сопровождении в начале части? (колокольный звон, который звучал тревожно).

Исполнение с движением под музыку, с использованием треугольников.

У: Обратите внимание: ритмическое движение мелодии – ровное,  а в оркестре – неожиданные акценты?

Какой характер придают эти акценты? (Тревогу).

У: Какую музыку выбрал композитор для характеристики А.Невского–вокальную или инструментальную? (вокальную и инструментальную).

У: Давайте разучим основную мелодию хора.

Разучивание мелодии хора 4 части «Вставайте, люди русские».

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

Дети исполняют 4 часть «Вставайте, люди русские» с инструментами (треугольник).

У: Давайте определим основные средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор создал музыкальный образ Александра Невского, и сравним их с нашими.

Как мы с вами исполнили главную тему 4 части кантаты? Получилось у нас исполнить решительно, энергично? Получилось у нас передать то настроение, задуманное композитором? ( если нет- исполнение темы еще раз)

Совпало ли наше восприятие образа А.Невского с музыкальным образом А.Невского, созданным композитором Прокофьевым? (работа с созданной таблицей)

У: А теперь посмотрите на картину художника Михаила Васильевича Нестерова. Каким он изобразил А.Невского?

Д: Воин склонил смиренно голову перед иконой Божьей Матери. Он её о чём- то просит.

У: А как вы думаете - о чём? (О защите земли русской, о ее спасении от врагов).

У: что вы видите в окне? (Русские просторы).

У: давайте послушаем второй номер кантаты «Песню об А.Невском»

Слушание 2 части кантаты.



А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.
Ух, как бились мы, как рубились мы
Ух, рубили корабли по досточкам.
Нашу кровь-руду не жалели мы
За великую землю русскую.
Где прошел топор, была улица,
Где летело копье - переулочек.
Положили мы шведов, немчинов,
Как ковыль траву на сухой земле.
Не уступим мы землю русскую.
Кто придет на Русь, будет насмерть бит.
Поднялася Русь супротив врага
Поднимись на бой, славный Новгород





У: Что вы услышали в этой песне? Какой темп этой части кантаты? (сдержанность, медленный темп). Кто исполняет 2 часть кантаты? (женские и мужские голоса).

Обратите внимание, как тема 4-ой части кантаты включена в фрагмент фильма «А.Невский».

Видеофрагмент фильма. На экране отрывок фильма въезд А. Невского в город Псков.

У: Сегодня на уроке мы познакомились с новым жанром - кантатой. Ответили мы на поставленные в начале урока вопросы?

Вопросы ученикам (закрепление темы урока):

1.Композитор, создавший кантату? (С.С.Прокофьев)

2. Сколько частей в кантате? (7)

3.Кто исполняет кантату? (мужской хор и женский голос альт)

4. Кант и кантата – что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает (кант песня; кантата - большое произведение, имеет несколько частей. Исполняется в концертном зале хором, оркестром, певцами).   

У: За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.    В 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список  великих людей России.
Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время  военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые  песни. Мы сейчас с вами сейчас тоже споём песню. Осанка гордая, взгляд целеустремленный. За плечами каждого из нас наша Россия, а вы её защитники.

 Исполнение песни «Бравые солдаты».













У: Сейчас прошу вас оценить свою деятельность на уроке. Ответы учеников, оценивание своей работы на уроке.

Домашним заданием будет задано: прочесть книжку про А.Невского из школьной библиотеке и просмотреть с родителями фильм «А.Невский» режиссер Эзейштейн.

Завершение урока. Наш урок подошёл к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской  святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

Спасибо. Урок закончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!