СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное занятие "Весна - красна"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное занятие «Весна – красна»   расширяет представления детей о  культуре своей Родины, знакомя их с диалектными особенностями русской речи, развивая творческое воображение, создаёт через народные игры позитивный настрой.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие "Весна - красна"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА « ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ «ОТРАДА»








Интегрированное занятие — встреча

участников фольклорного коллектива и воспитанников детского дома

«ВЕСНА — КРАСНА»















Автор – педагог дополнительного образования

Чикирова Наталья Анатольевна.











Г. Хабаровск

2014 г.





Интеграция образовательных областей занятия:

Коммуникация, познание, слушание фольклора, знакомство с диалектными особенностями русской речи (в рамках познания культуры своей Родины), аутентичным звучанием народных песен, развитие эмоциональной сферы детей в театрально-игровой деятельности. художественное творчество (лепка из теста )

Цели:

1. Познакомить учащихся с фольклором, национальными традициями и диалектом Русского Севера.

2. Воспитать чувство причастности к судьбе родного края, ответственности за сохранение культурного и духовного наследия.

3. Развить у учащихся творческие способности.

Задачи:

Образовательные. Совершенствовать навыки изображения явлений и предметов с помощью мимики и жеста, поиск актёрских решений, развитие художественных способностей.

Развивающие. Расширение кругозора детей, интонационно передавать различные эмоции, развивать у детей воображение и творчество в процессе выполнения работы.

Воспитательные. Вызвать у детей положительные эмоции фольклор. Формировать эмоционально – положительное отношение к людям , к родной природе. Способствовать установлению позитивных отношений между родителями и детьми.

Ход занятия.

Ансамбль исполняет русскую народную песню алтайского края «Сею - вею»

ПЕДАГОГ; Мы собрались здесь, чтобы познакомиться, поговорить о Родине, порадоваться весне и поиграть. Мы — фольклорный ансамбль «Вьюнок», и этой песней ребята приветствовали вас. Конечно, это русская народная песня, но Россия огромна, как думаете откуда песня к нам пришла? … (из Сибири) Как вы думаете, в какое время года она пелась ? … чаще всего весной, правильно.

Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси  раньше отмечали не 1 января, а в марте – ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл. Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.

Ансамбль исполняет весеннюю закличку «Благослави, мати»

ПЕДАГОГ: В весенних закличках - веснянках - обращались к самой весне и верным ее спутникам – перелетным птицам. Нередко при этом обращались и к Богу, Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать». Такие заклички чаще звучали в Южных и Западных губерниях России, в Украине, Белоруссии. В Поволжье больше бытовали заклички, обращенные к птицам – куликам, жаворонкам, грачам – часто со звукоподражаниями: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль", или перечислениями разных перелетных  птиц, возвращающихся весною в родные края.

Разучивание заклички «Жаворонок»

ПЕДАГОГ: В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Лепка из теста (пластелина) «жаворонков».

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Ну а чтобы вы смогли побольше запомнить и рассказать другим о Весне, поиграем.

Игра «Отгадай пословицу»

Она очень напоминае игру «Крокодил»: дети получают карточки с пословицами и поговорками о весне, такими как:

1. Апрель с водой, май с травой.

2. Май, май, да шубу не снимай.

3. Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

4. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

5. Весна днём красна.

6. Весна всё покажет.

7. Марток – надевай двое порток.

8. Март морозом на нос садится.

9. Как не злись метелица, всё весной повевает.

10. Вода с гор потекла – весну принесла.

11. Готовь сани с весны, а колёса с осени.

12. Весною день упустишь, годом не вернешь.

13. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.

Каждый из них с заданной интонацией читает свою пословицу, все стараются запомнить. После чего карточки забираются, и дети выходят по одному, получая на ухо задание мимикой и жестами изобразить ту или иную пословицу. Первый отгадавший выходит следующим, и так далее

ПЕДАГОГ:  Любить край, в котором мы живём недостаточно, необходимо узнать о нём как можно больше. Мы с вами уже говорили, что Россия очень большая и разные песни пелись в разных областях. Какие вы запомнили и откуда они пожаловали в Хабаровск? …. сегодня я хочу вам рассказать, что в России ещё и говорили по-разному в разных краях. Как можно не любить край, в котором столько загадочного... Где ещё можно встретить бесчисленное множество озёр и рек. Кто ответит, где можно зимой увидеть красивейшие переливы сияния, где такие долгие, тёмные полярные ночи и ясные полярные дни? …. Конечно же на Севере России! А какие там песни поются, и говор совсем не так, как у нас звучит! ! Вот слушайте, как красиво.

Просмотр мультипликационного фильма «Морожены песни»

ПЕДАГОГ: Ну а мы на прощание вспомним, что у нас уже всё-таки Весна всё разморозила! Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Игра «Ручеёк»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!