СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное занятие как эффективное средство развития танцевального творчества у старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект Интегрированного музыкального занятия

Тема: «Баба – Яга. Кто она такая?»

Цель: Создание целостного образа Бабы - Яги на основе интеграции представлении, полученных при «синтезе искусств» и творческой деятельности дошкольников.

Этапы занятия

Содержание деятельности

1. Создание мотивационной готовности у детей к реализации занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний и опыта детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         3.Создание проблемной ситуации, стимулирование творческой активности детей по поиску ее решения.

 

 

 

 

 

4. Активное восприятие музыкальных

произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Интеграция впечатлений от разного вида искусств.

Создание образа Бабы – Яги с помощью «Синтеза искусств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение музыкально – художественного образа.

 

 

 

 

 

 

 

6.Возникновение замысла. Коллективный поиск средств выразительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Воплощение замысла в деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация результатов творческой деятельности детей.

 

 

 

 

Значимость полученного  опыта.

Рефлексия.

1.Круг приветствия

  • 1.1 А-З. (аудио запись)  (приложение № 1.1)

1.2 Дети заходят в зал под музыку, встают в круг.

  • Встреча с Феей музыки.(музыкальный руководитель)

1.3Фея музыки: Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Вы знаете, что в моем «царстве музыки» постоянно происходят разные чудеса. Вот и сегодня я – не Наталья Андреевна, а фея – Музыки и хочу вас пригласить в удивительное путешествие, - «Страну сказок». Хотите? (Ответы детей)

1.4 Сказочная разминка

Фея Музыки: Для начала проведем «Сказочную разминку»

Быстро вспоминайте, дружно, хором отвечайте, героев сказок называйте…

Красная…(Шапочка)

Серый…(Волк)

Карабас…(Барабас)

Снежная…(Королева)

Мальчик…(с пальчик)

Курочка…(Ряба)

Василиса…(Прекрасная)

Змей…(Горыныч)

Баба…(Яга).

Фея Музыки: Молодцы! Хорошо знаете сказочных героев. А сечас, я достану волшебную палочку и …раз, два, три – сказка двери отвори!

  • А - З. (аудио запись)  (приложение № 1.4)

 

2.Волшебный клубок. Приглашение в Лукоморье.

Фея Музыки: А вот и первая встреча со сказкой - (берет клубок, замечает примотанную телеграмму, читает)

2.1 Приглашение в Лукоморье.

«Если вы любите сказочные приключения и не боитесь трудностей, то я приглашаю вас в Лукоморье» (Баба – Яга)

Фея Музыки: Лукоморье! Интересно, что это такое? И где оно находится? Вы, дети, случайно не знаете? (Ответы  детей) Лукоморье – это сказочная страна в которой живут  волшебные сказки А.С.Пушкина.  или др. ответы.

Фея Музыки: Вспомнила! «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» (Шепотом)

Ребята, вы готовы  отправиться в это… Лукоморье, преодолеть все преграды, выполнить все заданья?

(Ответы детей)

Фея Музыки: Хорошо! Вот вам первое испытание…

2.2  Этюд: «Волшебные превращения»

Фея Музыки: Представьте, что мы в сказочном,  дремучем  лесу, где «на не ведомых дорожках следы не виданных зверей». Покажите с помощью движений, мимики, жестов как вы осторожно пробираетесь по лесной тропинке, прислушиваясь к звукам музыки леса. По изменению музыкальных частей, узнайте, какого зверя мы встретили , выразительно покажите его характер, повадки.

  • А – З. «В сказочном лесу»

(Дети показывают  движениями под музыку волка, лису, медведя, зайца или других сказочных персонажей)

Фея Музыки: Трудно искать дорогу в сказочном лесу . даже я устала, давайте присядем на пенечки и споем хорошую песенку о сказках – песня всегда в пути помогает.

  • 2.3 Дети исполняют песню : «Песенка о русских сказках»  (приложение № 2.3)

Фея Музыки: Ребята, мы совсем забыли про волшебный клубок. Может, с его помощью мы быстрей доберемся до Лукоморья? Повторяйте за мной:

- Катись, катись, клубок

Через сто дорог,

Помоги ты нам в пути

Подскажи куда идти…

(Кидает клубок в сторону где оформлена избушка Бабы – Яги)

Фея Музыки: Ребята, посмотрите, а вот и «царство Бабы – яги». Ее избушка на курьих ножках (Шепотом)

Как вы думаете, зачем она нас пригласила? Добро она задумала на этот раз  или зло?

Кто нам может помочь узнать какая она на самом деле: Добрая волшебница или злая колдунья?

(Ответы детей)

Фея Музыки: Да, ребята, вы правы. Баба – Яга – самый загадочный, самый сказочный образ русских волшебных сказок. Потому поэты о ней слагают стихи, художники пишут картины, композиторы сочиняют музыкальные произведения, а режиссеры придумывают кинофильмы – сказки.

 

  • 4.1 Погружение в музыкальный образ. Сравнение образа Бабы – Яги.
  • Слушание:   (музыкальные произведения П. Чайковcкого, Мусоргского)  (приложение № 4.1)

Фея Музыки:  Внимательно прослушайте знакомое вам  музыкальное произведение, вспомните композитора, который написал эту музыку.

- О какой Бабе – Яге рассказывает композитор этой музыкой?

(Ответы детей)

  • 4.2  «Слушание – погружение в музыку»

Сравнение образа Бабы – Яги:

Беседа – диалог

- Какие чувства вы испытываете, когда слушаете эту музыку?

- Какой вам представляется Баба – Яга?

- Какие звуки волшебства вы слышите в этом музыкальном произведении?

- Какими  музыкальными инструментами передается образ Бабы-Яги?

- В каком из этих музыкальных произведений  Баба – Яга изображена более мрачными ,тяжелыми музыкальными звуками?

Повторное слушание с установкой:

Послушайте еще раз и скажите:

- Сколько частей в этом музыкальном произведении?

- Как меняется музыка на протяжении всего произведения?

  • 4.3 «Оживляем музыку» - пластический  этюд:

Дети имитируют движение ветра, травы, качание деревьев, полет Бабы – Яги

 

 

5.1 Рассматривание иллюстраций  (приложение № 5.1)

Фея Музыки: Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какая из них больше подходит к прослушанной музыке. Почему?

(Ответы детей)

 « Погружение в картину»

Фея Музыки: Правильно. Художник как и композитор передал нам тревожное, выжидательное настроение. Посмотрите! Какой густой дремучий лес окружает Бабу – Ягу.

Деревья похожи на сказочные чудовища, они как будто замерли в ожидании чего то плохого, злого.

Что вы можете сказать о Бабе – Яге с это картины?

Какая  она?

 (Ответы детей)

5.2 Погружение в поэзию

Фея Музыки:  Поэты,  писатели чаще художников и композиторов обращались к образу Бабы – Яги в своих произведениях . Мне очень нравится одно стихотворение которое написал  поэт -  Метельниченко. Послушайте его: 

Что это грохнуло?

Что засвистело?

Баба – Яга над землей пролетела!

 Ветром пригнулись сосен верхушки,

Спрятались в норы лесные зверушки,

Сучья трещат, громкий свист раздается …

Баба – Яга над полями несется.

В ступе с метлой, на таинственный слет

Леших, Кикимор их ближних болот…

- К какой из этих картин больше подходит содержание этого стихотворения?

(Ответы детей)

Фея Музыки: Ребята, вы видели, что каждый композитор , художник, поэт, по – своему изображает Бабу – Ягу. Давайте попробуем составить словесный портрет.

5.3 Составление «портрета Бабы – Яги»

5.4 Встреча с Бабой – Ягой.

  • Песня Бабы – Яги:  (приложение № 5.4)

(Обращается к детям)

Баба – Яга: Значит все – таки пришли, не испугались. Я рада вам, но в сказках мне положено устраивать испытания…Я без этого никак не могу. Вы, готовы к испытаниям?

(Ответы детей)

Ну, для разминки, я вам предложу самое легкое и интересное испытание…

5.5 Сказочная викторина:  (приложение № 5.5)

Баба – Яга: Сейчас я вам покажу по своему волшебному телевизору себя в разных сказках. Узнайте и назовите их.

(Ответы детей)

 

Баба – Яга: А сейчас я вам предлагаю взять из моего волшебного сундучка по одной фишке,(Дети подходят и берут по одной фишке: синей и красной)

Разделимся на две  2 команды: Синие слева , а красные справа.

1-я команда с моим любимым цветом – синим, будут доказывать, что я положительный герой сказок, т.е. «очень хорошая», а 2-я команда – с красными фишками наоборот, что я отрицательный персонаж.

(Маркировка на столах)

6.1 Сказочная разминка:

Испытание для 1-й команды:

И.У. «Кто лишний?»  (приложение № 6.1)

В этой шкатулке живут герои русских народных сказок. Рассмотрите их и  поселите в теремок сказок, найдите того, кто забрался сюда по ошибке:

Иван – Царевич, Баба – Яга, Кощей – Бессмертный, Аленушка, Ласточка,  Царевна – Лягушка, Лисичка – Сестричка, Заяц.

(Дети готовятся, обсуждают, выкладывают в теремке)

6.2  И.У  «Разложи правильно»  (приложение № 6.2)

Испытание для 2-й команды:

Разложите героев сказок на 2 группы в разные теремки, в соответствии с условными обозначениями:

 

       
   
 
 

   

  Добрые  и  злые

Леший, Кощей, Змей – Горыныч, Снегурочка, Машенька, Емеля, Иван – Царевич, Баба – Яга, Гуси – Лебеди, Яблонька.

Баба – Яга: (к Фее Музыки) Ты, посмотри, что они учудили. Это меня, Бабулечку – Красотулечку, поместили к отрицательным героям…

Фея Музыки: Не обижайся Баба – Яга – это в сказках ты бываешь такая, а дети тебя любят, поэтому и приглашают на праздники, рассказывают про тебя стихи, рисуют. И ребята для тебя споют шуточную  песенку, только чур , не обижаться…

  • 6.3 «Песня – Дразнилка»

Фея Музыки: Специально для тебя, мы проведем конкурс на самую лучшую Бабу – Ягу.

 

7. Конкурс «Лучшая Баба – Яга»

Фея Музыки: Ребята, давайте покажем Бабу – Ягу такой, какой  она бывает в разных сказках и добро и злой. Пусть сама решает,  какой ей оставаться. Согласны?

А теперь послушайте задания :

1-я команда: Вы показываете Бабу – Ягу – злую колдунью, способную на разные пакости с помощью стихотворения, поделки , иллюстрации, танца.

2-я команда: Вы покажете Бабу – Ягу – сказочной волшебницей, веселой, озорной.

А сейчас подумайте, посоветуйтесь, кто и как это будет выполнять.

-Тем, кто будет показывать Бабу – Ягу помогите подобрать атрибуты,

- выберите, кто будет рассказывать о поделке, помогите ее ему отобрать. (Готовность  2-3 минуты)

Фея Музыки : Готовы? Слушайте 1 задание:

7.2 И.У «Назовите правильно сказку»

1-команда: Назовите сказки,  где Баба – Яга является злой колдуньей, способной на разные пакости…

2-команда: Назовите сказки,  где Баба – Яга добрая волшебница, помогающая главным персонажам сказки…

7.3 «Пластический этюд» :

2-я команда: (Весело, с юмором)

«Я волшебница Яга

Костяна моя нога (показывает)

Я летаю на метле

Словно всадник на коне (Хвалится метлой)

Вы попались дети, стой

Не пущу я вас домой (шутливо грозит)

Заклинанье прошепчу

И…в лягушек превращу Ха-Ха-Ха!»

1-я команда:

« Я ужасное и вредное создание

Я готова на любые злодеяния

У меня есть – ступа

 У меня – метла

Ты, не стой на пути

 Коли жизнь дорога…

Или другое

« Чо за сборище такое

Почему веселый смех

Я занятие вам устрою(грозит)

Разгоню сейчас я всех

Я зловредная Яга

 Костяна моя нога

Я вас всех перепугаю

Ух, какая же я злая!»

7.4 Представление поделок:

Дети выбирают среди поделок наиболее характерный образ, выходят с ней и коротко рассказывают: из какой она сказки, чем «прославилась»

Фея Музыки: Прежде чем приступить к танцевальному конкурсу посмотрите танец наших гостей, маленьких  Бабок – Ежек.

  • 7.5 Танец маленьких Бабок – Ежек:

Фея Музыки: А теперь представьте, что  это вы – Бабки –Ежки. Одни добрые, другие злые колдуньи – покажите это своей мимикой с помощью движений, покажите как вы умеете летать, колдовать, покажите образы из знакомых сказок.

  • Дети по очереди исполняют миниатюры:

 

 

7.6  Круг прощания

Фея Музыки : (смотрит на часы)

Загостились мы  Баба – Яга у тебя. Детям пора уже в детский сад. Я приглашаю вас всех в круг прощания.

Баба – Яга: И меня, то же?

Фея Музыки:  Конечно, вставай, послушай. Есть такая мудрая поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек,

                      добрым молодцам урок…»

Какой урок мы получили от нашего занятия, от встречи со сказками, с Бабой – Ягой.

(Ответы детей)

Помните, как сказал мудрый профессор из сказки 

«12 месяцев»: «Пусть все остается на своих местах» и какой бы не была Баба – Яга, добро или злой в сказках, но мы то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж  побеждает…

(Дети) « Добро!»

Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова:

«Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!»

Дети под музыку покидают музыкальный зал:

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие как эффективное средство развития танцевального творчества у старших дошкольников.»

Тема: Интегрированное музыкальное занятие

«Баба – Яга. Кто она такая?»

Для подготовительной группы





















Конспект Интегрированного музыкального занятия

Тема: «Баба – Яга. Кто она такая?»

Цель: Создание целостного образа Бабы - Яги на основе интеграции представлении, полученных при «синтезе искусств» и творческой деятельности дошкольников.

Этапы занятия

Содержание деятельности

1. Создание мотивационной готовности у детей к реализации занятия.



























2. Актуализация знаний и опыта детей.





































3.Создание проблемной ситуации, стимулирование творческой активности детей по поиску ее решения.











4. Активное восприятие музыкальных

произведений.





























5. Интеграция впечатлений от разного вида искусств.

Создание образа Бабы – Яги с помощью «Синтеза искусств».























Возникновение музыкально – художественного образа.















6.Возникновение замысла. Коллективный поиск средств выразительности.















































7.Воплощение замысла в деятельности детей.

































































Демонстрация результатов творческой деятельности детей.









Значимость полученного опыта.

Рефлексия.

1.Круг приветствия

  • 1.1 А-З. (аудио запись) (приложение № 1.1)

1.2 Дети заходят в зал под музыку, встают в круг.

  • Встреча с Феей музыки.(музыкальный руководитель)

1.3Фея музыки: Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Вы знаете, что в моем «царстве музыки» постоянно происходят разные чудеса. Вот и сегодня я – не Наталья Андреевна, а фея – Музыки и хочу вас пригласить в удивительное путешествие, - «Страну сказок». Хотите? (Ответы детей)

1.4 Сказочная разминка

Фея Музыки: Для начала проведем «Сказочную разминку»

Быстро вспоминайте, дружно, хором отвечайте, героев сказок называйте…

Красная…(Шапочка)

Серый…(Волк)

Карабас…(Барабас)

Снежная…(Королева)

Мальчик…(с пальчик)

Курочка…(Ряба)

Василиса…(Прекрасная)

Змей…(Горыныч)

Баба…(Яга).

Фея Музыки: Молодцы! Хорошо знаете сказочных героев. А сечас, я достану волшебную палочку и …раз, два, три – сказка двери отвори!

  • А - З. (аудио запись) (приложение № 1.4)


2.Волшебный клубок. Приглашение в Лукоморье.

Фея Музыки: А вот и первая встреча со сказкой - (берет клубок, замечает примотанную телеграмму, читает)

2.1 Приглашение в Лукоморье.

«Если вы любите сказочные приключения и не боитесь трудностей, то я приглашаю вас в Лукоморье» (Баба – Яга)

Фея Музыки: Лукоморье! Интересно, что это такое? И где оно находится? Вы, дети, случайно не знаете? (Ответы детей) Лукоморье – это сказочная страна в которой живут волшебные сказки А.С.Пушкина. или др. ответы.

Фея Музыки: Вспомнила! «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» (Шепотом)

Ребята, вы готовы отправиться в это… Лукоморье, преодолеть все преграды, выполнить все заданья?

(Ответы детей)

Фея Музыки: Хорошо! Вот вам первое испытание…

2.2 Этюд: «Волшебные превращения»

Фея Музыки: Представьте, что мы в сказочном, дремучем лесу, где «на не ведомых дорожках следы не виданных зверей». Покажите с помощью движений, мимики, жестов как вы осторожно пробираетесь по лесной тропинке, прислушиваясь к звукам музыки леса. По изменению музыкальных частей, узнайте, какого зверя мы встретили , выразительно покажите его характер, повадки.

  • А – З. «В сказочном лесу»

(Дети показывают движениями под музыку волка, лису, медведя, зайца или других сказочных персонажей)

Фея Музыки: Трудно искать дорогу в сказочном лесу . даже я устала, давайте присядем на пенечки и споем хорошую песенку о сказках – песня всегда в пути помогает.

  • 2.3 Дети исполняют песню : «Песенка о русских сказках» (приложение № 2.3)

Фея Музыки: Ребята, мы совсем забыли про волшебный клубок. Может, с его помощью мы быстрей доберемся до Лукоморья? Повторяйте за мной:

- Катись, катись, клубок

Через сто дорог,

Помоги ты нам в пути

Подскажи куда идти…

(Кидает клубок в сторону где оформлена избушка Бабы – Яги)

Фея Музыки: Ребята, посмотрите, а вот и «царство Бабы – яги». Ее избушка на курьих ножках (Шепотом)

Как вы думаете, зачем она нас пригласила? Добро она задумала на этот раз или зло?

Кто нам может помочь узнать какая она на самом деле: Добрая волшебница или злая колдунья?

(Ответы детей)

Фея Музыки: Да, ребята, вы правы. Баба – Яга – самый загадочный, самый сказочный образ русских волшебных сказок. Потому поэты о ней слагают стихи, художники пишут картины, композиторы сочиняют музыкальные произведения, а режиссеры придумывают кинофильмы – сказки.


  • 4.1 Погружение в музыкальный образ. Сравнение образа Бабы – Яги.

  • Слушание: (музыкальные произведения П. Чайковcкого, Мусоргского) (приложение № 4.1)

Фея Музыки: Внимательно прослушайте знакомое вам музыкальное произведение, вспомните композитора, который написал эту музыку.

- О какой Бабе – Яге рассказывает композитор этой музыкой?

(Ответы детей)

  • 4.2 «Слушание – погружение в музыку»

Сравнение образа Бабы – Яги:

Беседа – диалог

- Какие чувства вы испытываете, когда слушаете эту музыку?

- Какой вам представляется Баба – Яга?

- Какие звуки волшебства вы слышите в этом музыкальном произведении?

- Какими музыкальными инструментами передается образ Бабы-Яги?

- В каком из этих музыкальных произведений Баба – Яга изображена более мрачными ,тяжелыми музыкальными звуками?

Повторное слушание с установкой:

Послушайте еще раз и скажите:

- Сколько частей в этом музыкальном произведении?

- Как меняется музыка на протяжении всего произведения?

  • 4.3 «Оживляем музыку» - пластический этюд:

Дети имитируют движение ветра, травы, качание деревьев, полет Бабы – Яги



5.1 Рассматривание иллюстраций (приложение № 5.1)

Фея Музыки: Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какая из них больше подходит к прослушанной музыке. Почему?

(Ответы детей)

« Погружение в картину»

Фея Музыки: Правильно. Художник как и композитор передал нам тревожное, выжидательное настроение. Посмотрите! Какой густой дремучий лес окружает Бабу – Ягу.

Деревья похожи на сказочные чудовища, они как будто замерли в ожидании чего то плохого, злого.

Что вы можете сказать о Бабе – Яге с это картины?

Какая она?

(Ответы детей)

5.2 Погружение в поэзию

Фея Музыки: Поэты, писатели чаще художников и композиторов обращались к образу Бабы – Яги в своих произведениях . Мне очень нравится одно стихотворение которое написал поэт - Метельниченко. Послушайте его:

Что это грохнуло?

Что засвистело?

Баба – Яга над землей пролетела!

Ветром пригнулись сосен верхушки,

Спрятались в норы лесные зверушки,

Сучья трещат, громкий свист раздается …

Баба – Яга над полями несется.

В ступе с метлой, на таинственный слет

Леших, Кикимор их ближних болот…

- К какой из этих картин больше подходит содержание этого стихотворения?

(Ответы детей)

Фея Музыки: Ребята, вы видели, что каждый композитор , художник, поэт, по – своему изображает Бабу – Ягу. Давайте попробуем составить словесный портрет.

5.3 Составление «портрета Бабы – Яги»

5.4 Встреча с Бабой – Ягой.

  • Песня Бабы – Яги: (приложение № 5.4)

(Обращается к детям)

Баба – Яга: Значит все – таки пришли, не испугались. Я рада вам, но в сказках мне положено устраивать испытания…Я без этого никак не могу. Вы, готовы к испытаниям?

(Ответы детей)

Ну, для разминки, я вам предложу самое легкое и интересное испытание…

5.5 Сказочная викторина: (приложение № 5.5)

Баба – Яга: Сейчас я вам покажу по своему волшебному телевизору себя в разных сказках. Узнайте и назовите их.

(Ответы детей)


Баба – Яга: А сейчас я вам предлагаю взять из моего волшебного сундучка по одной фишке,(Дети подходят и берут по одной фишке: синей и красной)

Разделимся на две 2 команды: Синие слева , а красные справа.

1-я команда с моим любимым цветом – синим, будут доказывать, что я положительный герой сказок, т.е. «очень хорошая», а 2-я команда – с красными фишками наоборот, что я отрицательный персонаж.

(Маркировка на столах)

6.1 Сказочная разминка:

Испытание для 1-й команды:

И.У. «Кто лишний?» (приложение № 6.1)

В этой шкатулке живут герои русских народных сказок. Рассмотрите их и поселите в теремок сказок, найдите того, кто забрался сюда по ошибке:

Иван – Царевич, Баба – Яга, Кощей – Бессмертный, Аленушка, Ласточка, Царевна – Лягушка, Лисичка – Сестричка, Заяц.

(Дети готовятся, обсуждают, выкладывают в теремке)

6.2 И.У «Разложи правильно» (приложение № 6.2)

Испытание для 2-й команды:

Разложите героев сказок на 2 группы в разные теремки, в соответствии с условными обозначениями:


Добрые и злые

Леший, Кощей, Змей – Горыныч, Снегурочка, Машенька, Емеля, Иван – Царевич, Баба – Яга, Гуси – Лебеди, Яблонька.

Баба – Яга: (к Фее Музыки) Ты, посмотри, что они учудили. Это меня, Бабулечку – Красотулечку, поместили к отрицательным героям…

Фея Музыки: Не обижайся Баба – Яга – это в сказках ты бываешь такая, а дети тебя любят, поэтому и приглашают на праздники, рассказывают про тебя стихи, рисуют. И ребята для тебя споют шуточную песенку, только чур , не обижаться…

  • 6.3 «Песня – Дразнилка»

Фея Музыки: Специально для тебя, мы проведем конкурс на самую лучшую Бабу – Ягу.



7. Конкурс «Лучшая Баба – Яга»

Фея Музыки: Ребята, давайте покажем Бабу – Ягу такой, какой она бывает в разных сказках и добро и злой. Пусть сама решает, какой ей оставаться. Согласны?

А теперь послушайте задания :

1-я команда: Вы показываете Бабу – Ягу – злую колдунью, способную на разные пакости с помощью стихотворения, поделки , иллюстрации, танца.

2-я команда: Вы покажете Бабу – Ягу – сказочной волшебницей, веселой, озорной.

А сейчас подумайте, посоветуйтесь, кто и как это будет выполнять.

-Тем, кто будет показывать Бабу – Ягу помогите подобрать атрибуты,

- выберите, кто будет рассказывать о поделке, помогите ее ему отобрать. (Готовность 2-3 минуты)

Фея Музыки : Готовы? Слушайте 1 задание:

7.2 И.У «Назовите правильно сказку»

1-команда: Назовите сказки, где Баба – Яга является злой колдуньей, способной на разные пакости…

2-команда: Назовите сказки, где Баба – Яга добрая волшебница, помогающая главным персонажам сказки…

7.3 «Пластический этюд» :

2-я команда: (Весело, с юмором)

«Я волшебница Яга

Костяна моя нога (показывает)

Я летаю на метле

Словно всадник на коне (Хвалится метлой)

Вы попались дети, стой

Не пущу я вас домой (шутливо грозит)

Заклинанье прошепчу

И…в лягушек превращу Ха-Ха-Ха!»

1-я команда:

« Я ужасное и вредное создание

Я готова на любые злодеяния

У меня есть – ступа

У меня – метла

Ты, не стой на пути

Коли жизнь дорога…

Или другое

« Чо за сборище такое

Почему веселый смех

Я занятие вам устрою(грозит)

Разгоню сейчас я всех

Я зловредная Яга

Костяна моя нога

Я вас всех перепугаю

Ух, какая же я злая!»

7.4 Представление поделок:

Дети выбирают среди поделок наиболее характерный образ, выходят с ней и коротко рассказывают: из какой она сказки, чем «прославилась»

Фея Музыки: Прежде чем приступить к танцевальному конкурсу посмотрите танец наших гостей, маленьких Бабок – Ежек.

  • 7.5 Танец маленьких Бабок – Ежек:

Фея Музыки: А теперь представьте, что это вы – Бабки –Ежки. Одни добрые, другие злые колдуньи – покажите это своей мимикой с помощью движений, покажите как вы умеете летать, колдовать, покажите образы из знакомых сказок.

  • Дети по очереди исполняют миниатюры:



7.6 Круг прощания

Фея Музыки : (смотрит на часы)

Загостились мы Баба – Яга у тебя. Детям пора уже в детский сад. Я приглашаю вас всех в круг прощания.

Баба – Яга: И меня, то же?

Фея Музыки: Конечно, вставай, послушай. Есть такая мудрая поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок…»

Какой урок мы получили от нашего занятия, от встречи со сказками, с Бабой – Ягой.

(Ответы детей)

Помните, как сказал мудрый профессор из сказки

«12 месяцев»: «Пусть все остается на своих местах» и какой бы не была Баба – Яга, добро или злой в сказках, но мы то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает…

(Дети) « Добро!»

Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова:

«Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!»

Дети под музыку покидают музыкальный зал:
































Приложение 26

Проект

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Предварительная работа к итоговому музыкальному занятию.

Сотворчество детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя.

Актуальность: недостаточность использования возможности русской народной сказки для формирования познавательно-творческих компетентностей у старшего дошкольника.

Цель:

1. Активизация творчества у детей посредством русской народной сказки.

2. Создание образа Бабы Яги с помощью «Синтеза искусств».

Требования к проекту:

  • Актуальность темы.

  • Соответствие потребностям, интересам детей.

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей.

  • Научный подход.

  • Ясность, доступность для детей познавательного материала.

  • Образность, увлекательность информации.

Задачи:

1. Выявление наиболее эффективных способов использования сказки для формирования проектно-поисковой, познавательно-речевой и творческой активности детей.

2. Формирование коммуникативных умений, накопление практического опыта совместной деятельности для выполнения общей, единой задачи.

3. Углубление и закрепление знаний детей о русских народных сказках.

4. Формирование интереса к получению новых знаний.

5. Активизация взаимодействия с родителями.

Алгоритм последовательности реализации задач по формированию умений.

- Видеть и определять проблему.

- Активно высказывать предположения.

- Выдвигать предложения о способах решения проблемы.

- Планировать способы поиска доказательств.

- Отбирать доказательные материалы.

- Делать выводы и умозаключения.

- Использовать нужные аргументы для доказательства.



Этапы

Содержание работы над проектом

Результат

Диагностический

- Выявление знаний и умений детей о русских возможных сказках.

Определение уровня знаний детей, составление плана

Создание необходимой ПРС

- Создание библиотеки «в центре книги» русских волшебных сказок.

- Создание видеотеки.

- Оформление стенда «Баба Яга в творчестве художников-иллюстраторов».

- Оформление выставки совместного сотворчества детей, воспитателей, родителей на тему: «Баба Яга. Кто она такая?»

Накопление опыта. Пополнение предметно-познавательной среды в центре книги и «центре науки, искусства»

Пополнение знаний.

Углубление

и закрепление знаний, формирование умений.


Оформление информационного центра о накопляемости знаний детей об образе Бабы Яги (Постепенное пополнение)

Чтение и рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений, просмотр видеофильмов.

  1. Кто такая Баба Яга?

- сказочная волшебница?

- злая колдунья?

  1. Где мы можем узнать о Бабе Яге, о ее характере, внешнем виде, что она любит? Как одевается, что от нее можно ожидать, в каких сказках встречается?

- в книгах

- у родителей, дедушек, бабушек

- в стихах поэтов

- в сказках

- в картинках художников

- в музыке композиторов

- в кинофильмах и мультфильмах

- в компьютере (Интернете)

  1. Где может жить Баба Яга?

- в избушке на курьих ножках

- в нехоженом, невиданном лесу

- в лесной чаще

- в царстве Бабы Яги

В Лукоморье.

  1. Как найти можно царство Бабы Яги, используя сказочные средства?

- с помощью пера птицы

- с помощью волшебного клубка

- с помощью сапогов-скороходов

-ковра самолета

- волшебной палочки

- волшебного зеркала

- с помощью серебряного блюдечка и наливного яблочка

- с помощью волшебных слов

  1. Как передвигается Баба Яга?

Выбрать правильный

- на метле

- в избушке

- на стуле летает, помелом подгоняет

  1. Какие художники рисовали Бабу Ягу?

- В. Васнецов

- Т. Маврина

- И. Билибин и др.



  1. Сказки, где встречается Баба Яга?

- Гуси-лебеди

- Царевна-лягушка

- Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что

- Марья - Моревна

- Финист – ясный сокол

  1. Художественные и мультипликационные фильмы

- Новогодние приключения Маши и Вити

- Морозко

- Гуси - лебеди

- Царевна – лягушка

- Огонь, вода…и медные трубы

- Кощей Бессмертный

- Там, на неведомых дорожках

9.Произведения композиторов о Бабе Яге







Знание сказок о Бабе Яге


Знание особенностей характера, привычек, внешнего вида, ее роли в русских народных сказках.

Активизация работы с родителями




















Понимание значимости Бабы Яги для содержания русских волшебных сказок.




Умение оценивать поступки и действия Бабы Яги

Неорганизованная деятельность детей


Организованная учебная деятельность

1. Чтение и рассказывание сказок

2. Рассматривание иллюстраций

3. Сбор материалов для стендов и выставок

4. Слушание произведений композиторов

5. Просмотр видеофильмов и кинофильмов

6. Выполнение творческих заданий, игровых упражнений

7. Изготовление поделок

8. Изодеятельность

9. Заучивание стихотворений

10. Оформление выставок, стендов


Умение характеризовать образ Бабы Яги, изображать его в творческих проявлениях, в музыкальной, игровой, театрализованной, изобразительной деятельности


Выводы:

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, помнят о ее проделках, как правило не очень хороших. Тем не менее, в любой сказке Баба Яга выполняет очень важную роль. Выкиньте ее из сказок и герой обязательно ничего не сможет: не достанет меч-кладенец, не узнает где искать Финиста-ясна сокола, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально помоет, накормит, путь дорогу кажет, поможет, если выполнишь ее задания. В разных сказках она разная: в одних она сказочная волшебница, в других – злая колдунья. Ее роль зависит от содержания сказки.




Представление результатов

1. Интегрированное занятие «Баба Яга. Кто она такая?»

2. Выставка на тему «Баба Яга в русских народных сказках».

3. Оформление информационного стенда «Баба Яга. Кто она такая?»




Приложение 20

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ


Тема: Баба Яга. Кто она такая?

Цель: Создание у детей целостного образа Бабы Яги на основе интеграции представлений, полученных в результате «синтеза искусств» и творческой музыкально-ритмической деятельности детей.


№ п/п

Этапы

Занятия, задачи, этапа

Содержание занятия

Деятельность детей

на занятии

МП РС (репертуар)

Анализ деятельности детей

1.

1.1. Создание мотивационной готовности детей к восприятию цели занятия

  • Создать «моторно-эмоциональную» атмосферу интересных встреч, переживаний.

  • Выявить знания детей о русский народных сказках.

  • Круг приветствия

  • Встреча с Феей музыки

  • «Сказочная разминка» - И.У.


  • Активно включаются в диалог, принимают цель занятия.

  • Называют героев сказок.

  • А-З (аудио запись)

  • Костюм Феи музыки




1.2. Актуализация знаний и имеющегося музыкально-ритмического опыта детей.

  • Формировать эмоциональную отзывчивость, умение включаться в совместную деятельность.

  • Совершенствовать умения выразительно выполнять движения в соответствии с характером и содержанием музыки.

  • Волшебный клубок

  • Приглашение в Лукоморье

  • Этюд: «Волшебные превращения»

  • 8 Песня

  • Активно включаются в совместную деятельность.

  • Называют по характеру музыки, какие звери им встретились в сказочном лесу, выразительно передают их в движении с помощью мимики, жеста, пластики.

  • Волшебная палочка

  • Приглашение в Лукоморье «Если вы любите сказочные приключения и не боитесь трудностей, я приглашаю вас в Лукоморье» - Б.Я.

  • И.У. «Быстро вспоминаем, дружно отвечаем героев сказок называем:

Красная … шапочка, Серый … волк, Снежная … Королева, Карабас …. Барабас, Мальчик …. с пальчик, Баба … Яга, Василиса … Премудрая, Змей … Горыныч и т.д.



1.3. Создание проблемной ситуации

  • Стимулировать творческую активность детей на поиск ответа на вопрос

  • Поиск ответа на вопрос: Кто она такая? Б.Я. – добрая волшебница, или злая колдунья

  • Доказывают содержанием сказок выдвигаемые утверждения.

  • А – З (аудио-запись)


2.

2.1. Активное восприятие музыкального произведения

  • Формировать умения детей:

    • определять настроение и характер музыкального произведения;


  • Слушание и сравнение музыкальных произведений.

  • Пластический этюд: «Погружение в музыку».


  • Эмоционально откликаются на музыкальные, поэтические и художественные произведения

  • Музыкальные произведения:

П. Чайковский «Баба-Яга»

М. Мусоргский

«Баба-Яга»



2.2. Интеграция впечатлений от разного вида искусств

    • различать и называть средства музыкальной выразительности;

    • сравнивать образ Б.Я. в музыкальных и художественных произведениях.

  • Диалог: Какой изображают Бабу Ягу композиторы, художники, поэты.

  • Выделяют и называют средства выразительности.

  • Активно выполняют творческие задания при «оживлении музыки»

Иллюстрации:

«Баба Яга» И. Билибин

«Баба Яга» В.Васнецов

  • Стихотворение



2.3. Возникновение у детей музыкально-художественного образа

  • Дать представление об образе Бабы Яги с помощью «синтеза искусств»

  • Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений

  • Составление «словесного портрета» Б.Я.

И.У. «от каждого по словечку»

  • Подбирают соответствующие эпитеты для характеристики образа Бабы Яги.

  • Магнитная доска

  • Фишки двух цветов


3.

Поиск средств выразительности музыкально-художественного образа

  • Активизировать знания детей о русских народных сказках, определять характер героев.

  • Формировать умения самостоятельно отбирать выразительные средства для создания танцевальной композиции на определенную музыкальную тему; песню.

  • Формировать желание эмоционально передавать художественный образ.

  • Встреча с Бабой Ягой.

  • «Сказочная телевикторина».

  • Деление на группы (команды).

  • И.У. «Найди ошибку».

  • И.У. «Разложи правильно».

  • Конкурс на лучшую Бабу Ягу:

    • творческие миниатюры;

    • рассказы детей о своих подделках;

    • танец «Маленькая Баба Яга».

  • Называют сказки, показывают, какая в них Баба Яга добрая волшебница или злая колдунья.

  • Анализируют сказочных героев в «теремке», Царевну Лебедь, Снегурочку, Емелю, Бабу Ягу, Гусей-лебедей, Лешего, Русалочку, Змея Горыныча, Машеньку, Дюймовочку (или др.). Определяют, кто лишний и почему?

  • Раскладывают сказочных героев на две группы – положительные и отрицательные. Выкладывают их на табло.

  • Костюм Бабы Яги.

  • Видеомонтаж сказок с Бабой Ягой.

  • Панно в виде «сказочного теремка». В окнах вставлены персонажи 6-8 сказочных героев.

  • «Волшебная шкатулка» с силуэтами сказочных героев.

  • Две магнитные доски.

  • Музыка (А-3) к танцу «Маленькая Баба Яга».


4.

Воплощение замысла в творческой музыкально-ритмической деятельности

  • Формировать умения:

    • устанавливать связи между музыкой, живописью, поэзией, находить средства образной выразительности;

    • совершенствовать умения передавать выразительно музыкально-художественный образ, используя движения, мимику, жест, интонацию.

  • Составление танцевальной композиции для общего танца с помощью опорной схемы.

  • Круг прощания

Пожелания Бабы Яги.

Урок сказки: Хоть зло на проделки хитро, но все же побеждает добро.

  • Стараются выразительно передать образ Бабы Яги в танцевальной композиции, используя пластику движений, мимику, жест.

  • Поют, обняв друг друга за плечи, или взявшись за руки.

  • «Опорная схема», «говорящие знаки»

  • Музыка к песне.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!