1.Круг приветствия
- 1.1 А-З. (аудио запись) (приложение № 1.1)
1.2 Дети заходят в зал под музыку, встают в круг.
- Встреча с Феей музыки.(музыкальный руководитель)
1.3Фея музыки: Здравствуйте, мои маленькие друзья!
Вы знаете, что в моем «царстве музыки» постоянно происходят разные чудеса. Вот и сегодня я – не Наталья Андреевна, а фея – Музыки и хочу вас пригласить в удивительное путешествие, - «Страну сказок». Хотите? (Ответы детей)
1.4 Сказочная разминка
Фея Музыки: Для начала проведем «Сказочную разминку»
Быстро вспоминайте, дружно, хором отвечайте, героев сказок называйте…
Красная…(Шапочка)
Серый…(Волк)
Карабас…(Барабас)
Снежная…(Королева)
Мальчик…(с пальчик)
Курочка…(Ряба)
Василиса…(Прекрасная)
Змей…(Горыныч)
Баба…(Яга).
Фея Музыки: Молодцы! Хорошо знаете сказочных героев. А сечас, я достану волшебную палочку и …раз, два, три – сказка двери отвори!
- А - З. (аудио запись) (приложение № 1.4)
2.Волшебный клубок. Приглашение в Лукоморье.
Фея Музыки: А вот и первая встреча со сказкой - (берет клубок, замечает примотанную телеграмму, читает)
2.1 Приглашение в Лукоморье.
«Если вы любите сказочные приключения и не боитесь трудностей, то я приглашаю вас в Лукоморье» (Баба – Яга)
Фея Музыки: Лукоморье! Интересно, что это такое? И где оно находится? Вы, дети, случайно не знаете? (Ответы детей) Лукоморье – это сказочная страна в которой живут волшебные сказки А.С.Пушкина. или др. ответы.
Фея Музыки: Вспомнила! «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» (Шепотом)
Ребята, вы готовы отправиться в это… Лукоморье, преодолеть все преграды, выполнить все заданья?
(Ответы детей)
Фея Музыки: Хорошо! Вот вам первое испытание…
2.2 Этюд: «Волшебные превращения»
Фея Музыки: Представьте, что мы в сказочном, дремучем лесу, где «на не ведомых дорожках следы не виданных зверей». Покажите с помощью движений, мимики, жестов как вы осторожно пробираетесь по лесной тропинке, прислушиваясь к звукам музыки леса. По изменению музыкальных частей, узнайте, какого зверя мы встретили , выразительно покажите его характер, повадки.
- А – З. «В сказочном лесу»
(Дети показывают движениями под музыку волка, лису, медведя, зайца или других сказочных персонажей)
Фея Музыки: Трудно искать дорогу в сказочном лесу . даже я устала, давайте присядем на пенечки и споем хорошую песенку о сказках – песня всегда в пути помогает.
- 2.3 Дети исполняют песню : «Песенка о русских сказках» (приложение № 2.3)
Фея Музыки: Ребята, мы совсем забыли про волшебный клубок. Может, с его помощью мы быстрей доберемся до Лукоморья? Повторяйте за мной:
- Катись, катись, клубок
Через сто дорог,
Помоги ты нам в пути
Подскажи куда идти…
(Кидает клубок в сторону где оформлена избушка Бабы – Яги)
Фея Музыки: Ребята, посмотрите, а вот и «царство Бабы – яги». Ее избушка на курьих ножках (Шепотом)
Как вы думаете, зачем она нас пригласила? Добро она задумала на этот раз или зло?
Кто нам может помочь узнать какая она на самом деле: Добрая волшебница или злая колдунья?
(Ответы детей)
Фея Музыки: Да, ребята, вы правы. Баба – Яга – самый загадочный, самый сказочный образ русских волшебных сказок. Потому поэты о ней слагают стихи, художники пишут картины, композиторы сочиняют музыкальные произведения, а режиссеры придумывают кинофильмы – сказки.
- 4.1 Погружение в музыкальный образ. Сравнение образа Бабы – Яги.
- Слушание: (музыкальные произведения П. Чайковcкого, Мусоргского) (приложение № 4.1)
Фея Музыки: Внимательно прослушайте знакомое вам музыкальное произведение, вспомните композитора, который написал эту музыку.
- О какой Бабе – Яге рассказывает композитор этой музыкой?
(Ответы детей)
- 4.2 «Слушание – погружение в музыку»
Сравнение образа Бабы – Яги:
Беседа – диалог
- Какие чувства вы испытываете, когда слушаете эту музыку?
- Какой вам представляется Баба – Яга?
- Какие звуки волшебства вы слышите в этом музыкальном произведении?
- Какими музыкальными инструментами передается образ Бабы-Яги?
- В каком из этих музыкальных произведений Баба – Яга изображена более мрачными ,тяжелыми музыкальными звуками?
Повторное слушание с установкой:
Послушайте еще раз и скажите:
- Сколько частей в этом музыкальном произведении?
- Как меняется музыка на протяжении всего произведения?
- 4.3 «Оживляем музыку» - пластический этюд:
Дети имитируют движение ветра, травы, качание деревьев, полет Бабы – Яги
5.1 Рассматривание иллюстраций (приложение № 5.1)
Фея Музыки: Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какая из них больше подходит к прослушанной музыке. Почему?
(Ответы детей)
« Погружение в картину»
Фея Музыки: Правильно. Художник как и композитор передал нам тревожное, выжидательное настроение. Посмотрите! Какой густой дремучий лес окружает Бабу – Ягу.
Деревья похожи на сказочные чудовища, они как будто замерли в ожидании чего то плохого, злого.
Что вы можете сказать о Бабе – Яге с это картины?
Какая она?
(Ответы детей)
5.2 Погружение в поэзию
Фея Музыки: Поэты, писатели чаще художников и композиторов обращались к образу Бабы – Яги в своих произведениях . Мне очень нравится одно стихотворение которое написал поэт - Метельниченко. Послушайте его:
Что это грохнуло?
Что засвистело?
Баба – Яга над землей пролетела!
Ветром пригнулись сосен верхушки,
Спрятались в норы лесные зверушки,
Сучья трещат, громкий свист раздается …
Баба – Яга над полями несется.
В ступе с метлой, на таинственный слет
Леших, Кикимор их ближних болот…
- К какой из этих картин больше подходит содержание этого стихотворения?
(Ответы детей)
Фея Музыки: Ребята, вы видели, что каждый композитор , художник, поэт, по – своему изображает Бабу – Ягу. Давайте попробуем составить словесный портрет.
5.3 Составление «портрета Бабы – Яги»
5.4 Встреча с Бабой – Ягой.
- Песня Бабы – Яги: (приложение № 5.4)
(Обращается к детям)
Баба – Яга: Значит все – таки пришли, не испугались. Я рада вам, но в сказках мне положено устраивать испытания…Я без этого никак не могу. Вы, готовы к испытаниям?
(Ответы детей)
Ну, для разминки, я вам предложу самое легкое и интересное испытание…
5.5 Сказочная викторина: (приложение № 5.5)
Баба – Яга: Сейчас я вам покажу по своему волшебному телевизору себя в разных сказках. Узнайте и назовите их.
(Ответы детей)
Баба – Яга: А сейчас я вам предлагаю взять из моего волшебного сундучка по одной фишке,(Дети подходят и берут по одной фишке: синей и красной)
Разделимся на две 2 команды: Синие слева , а красные справа.
1-я команда с моим любимым цветом – синим, будут доказывать, что я положительный герой сказок, т.е. «очень хорошая», а 2-я команда – с красными фишками наоборот, что я отрицательный персонаж.
(Маркировка на столах)
6.1 Сказочная разминка:
Испытание для 1-й команды:
И.У. «Кто лишний?» (приложение № 6.1)
В этой шкатулке живут герои русских народных сказок. Рассмотрите их и поселите в теремок сказок, найдите того, кто забрался сюда по ошибке:
Иван – Царевич, Баба – Яга, Кощей – Бессмертный, Аленушка, Ласточка, Царевна – Лягушка, Лисичка – Сестричка, Заяц.
(Дети готовятся, обсуждают, выкладывают в теремке)
6.2 И.У «Разложи правильно» (приложение № 6.2)
Испытание для 2-й команды:
Разложите героев сказок на 2 группы в разные теремки, в соответствии с условными обозначениями:
Добрые и злые
Леший, Кощей, Змей – Горыныч, Снегурочка, Машенька, Емеля, Иван – Царевич, Баба – Яга, Гуси – Лебеди, Яблонька.
Баба – Яга: (к Фее Музыки) Ты, посмотри, что они учудили. Это меня, Бабулечку – Красотулечку, поместили к отрицательным героям…
Фея Музыки: Не обижайся Баба – Яга – это в сказках ты бываешь такая, а дети тебя любят, поэтому и приглашают на праздники, рассказывают про тебя стихи, рисуют. И ребята для тебя споют шуточную песенку, только чур , не обижаться…
Фея Музыки: Специально для тебя, мы проведем конкурс на самую лучшую Бабу – Ягу.
7. Конкурс «Лучшая Баба – Яга»
Фея Музыки: Ребята, давайте покажем Бабу – Ягу такой, какой она бывает в разных сказках и добро и злой. Пусть сама решает, какой ей оставаться. Согласны?
А теперь послушайте задания :
1-я команда: Вы показываете Бабу – Ягу – злую колдунью, способную на разные пакости с помощью стихотворения, поделки , иллюстрации, танца.
2-я команда: Вы покажете Бабу – Ягу – сказочной волшебницей, веселой, озорной.
А сейчас подумайте, посоветуйтесь, кто и как это будет выполнять.
-Тем, кто будет показывать Бабу – Ягу помогите подобрать атрибуты,
- выберите, кто будет рассказывать о поделке, помогите ее ему отобрать. (Готовность 2-3 минуты)
Фея Музыки : Готовы? Слушайте 1 задание:
7.2 И.У «Назовите правильно сказку»
1-команда: Назовите сказки, где Баба – Яга является злой колдуньей, способной на разные пакости…
2-команда: Назовите сказки, где Баба – Яга добрая волшебница, помогающая главным персонажам сказки…
7.3 «Пластический этюд» :
2-я команда: (Весело, с юмором)
«Я волшебница Яга
Костяна моя нога (показывает)
Я летаю на метле
Словно всадник на коне (Хвалится метлой)
Вы попались дети, стой
Не пущу я вас домой (шутливо грозит)
Заклинанье прошепчу
И…в лягушек превращу Ха-Ха-Ха!»
1-я команда:
« Я ужасное и вредное создание
Я готова на любые злодеяния
У меня есть – ступа
У меня – метла
Ты, не стой на пути
Коли жизнь дорога…
Или другое
« Чо за сборище такое
Почему веселый смех
Я занятие вам устрою(грозит)
Разгоню сейчас я всех
Я зловредная Яга
Костяна моя нога
Я вас всех перепугаю
Ух, какая же я злая!»
7.4 Представление поделок:
Дети выбирают среди поделок наиболее характерный образ, выходят с ней и коротко рассказывают: из какой она сказки, чем «прославилась»
Фея Музыки: Прежде чем приступить к танцевальному конкурсу посмотрите танец наших гостей, маленьких Бабок – Ежек.
- 7.5 Танец маленьких Бабок – Ежек:
Фея Музыки: А теперь представьте, что это вы – Бабки –Ежки. Одни добрые, другие злые колдуньи – покажите это своей мимикой с помощью движений, покажите как вы умеете летать, колдовать, покажите образы из знакомых сказок.
- Дети по очереди исполняют миниатюры:
7.6 Круг прощания
Фея Музыки : (смотрит на часы)
Загостились мы Баба – Яга у тебя. Детям пора уже в детский сад. Я приглашаю вас всех в круг прощания.
Баба – Яга: И меня, то же?
Фея Музыки: Конечно, вставай, послушай. Есть такая мудрая поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок…»
Какой урок мы получили от нашего занятия, от встречи со сказками, с Бабой – Ягой.
(Ответы детей)
Помните, как сказал мудрый профессор из сказки
«12 месяцев»: «Пусть все остается на своих местах» и какой бы не была Баба – Яга, добро или злой в сказках, но мы то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает…
(Дети) « Добро!»
Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова:
«Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!»
Дети под музыку покидают музыкальный зал:
|