СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по обобщению опыта учителя начальных классов 1 квалификационной категории.

Просмотр содержимого документа
««Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС»»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с.Новоархангельское







Обобщение педагогического опыта по теме

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС»



















Ерошкина Светлана Николаевна

Учитель начальных классов





Тема опыта:

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС»

Сведения об авторе работы:

Ерошкина Светлана Николаевна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Новоархангельское .

Условия возникновения, становления опыта

В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования.

В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие, кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой - на свободное творческое развитие личности ребёнка.

Поэтому возникла необходимость актуализировать педагогической опыт, который позволил формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников.

Актуальность опыта

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с ускорением темпов развития общества возрастает потребность в людях, способных к любым изменениям, нестандартно и качественно решать существующие проблемы, и, как следствие, появляется необходимость подготовки обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях. Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий.

Ведущая педагогическая идея опыта.

К основным идеям педагогической деятельности отношу: 

  • обеспечение ресурсной базы для реализации  компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности;

  • использование на практике современных педагогических технологий;

  • создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников;

  • осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников.



Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2013 года по май 2014 года.

Работа была разделена на несколько этапов:

I – этап – начальный – сентябрь 2013 года.

II – этап — основной (формирующий) — октябрь 2014 – апрель 2014 года.

III- этап — заключительный (контрольный) – май 2014 года.

Диапазон опыта

Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса, направленного на успешное формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.

Теоретическая база опыта

Современное образование на всех его уровнях направлено на формирование всесторонне развитой культурной личности. В педагогической теории культура личности понимается как «… уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований». . Анализ периодической педагогической печати показал немало примеров творческого подхода педагогов к использованию интеграции в практике организации учебно-воспитательного процесса. Комплексные интегрированные занятия способствуют формированию ключевых компетенций учащихся.

Технология опыта

Я считаю, что урочная и внеурочная деятельность занимают важнейшее место в условиях построения образовательного процесса, где можно организовать познавательную деятельность учащихся, формировать и развивать предметные и ключевые компетенции, применять современные образовательные технологии, создавать «ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников.

Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.

1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

2.Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

3.Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

 4.Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

5.Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии.

Для формирования ключевых компетентностей я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.

Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

  1. Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

  2. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

  3. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

  4. Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий.      

Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются мною с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и  навыков, создания условий для индивидуализации обучения. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Мои ученики с 1 класса используют компьютер на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.

  1. Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.

  2. В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.

  3. Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.

  4. Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

  5. Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.

  6. Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.

       Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.

       Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера на уроках должна стать компьютерная грамотность учеников. Практическая работа показала, что почти все ученики моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером. Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

  • учебную литературу;

  • энциклопедии;

  • словари;

  • справочники;

  • средства массовой информации;

  • интернет-ресурсы.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками, включая альтернативные домашние задания, выполненные с применением информационных технологий.

В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.

Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:

  • разнородность группы по успеваемости, полу;

  • одно задание на группу;

  • необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

  • обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

  • один комплект материалов (текст, задача и т.д.);

  • одна оценка за проделанную работу на группу.

Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности   можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в моей педагогической практике занимают уроки, внеурочная деятельность, где дети учатся:

  • пересказывать текст;

  • адекватно воспринимать звучащую речь;

  • описывать устно объект наблюдения;

  • создавать монологические тексты в форме повествования и описания;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

  • рассуждать, вести диалог;

  • владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;

  • использовать приобретённые знания  и умения в жизни

 На результативность процесса обучения оказывают  межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Приложение 1. (интегрированный урок с презентацией)



Методические задачи работы в данном направлении:

  • создать условия для сохранения целостности психолого-педагогического сопровождения учебного процесса , обеспечивающего хорошую успеваемость и качество обучения учащихся;

  • создать условия для социально-психологической, трудовой адаптации и профессиональной ориентации обучающихся ,предоставляя им возможность осуществлять собственный компетентный выбор стратегии собственного развития в системе социальных отношений;


  • создать условия для сформированности информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.




Педагогические задачи работы:

  • Разработать модель интеграции урочной и внеурочной деятельности и выявить ее влияние на ключевые компетентности учащихся.

  • Систематизировать и разработать приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

В результате реализации данного опыта будет обеспечено:

  • повышение качества обучения в классе;

  • повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся;

  • повышение степени удовлетворения социальных потребностей.


Результативность данного опыта

Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По  завершении первой ступени обучения  мои ребята получили следующие результаты: начальную школу закончили на «5» 2 человека, на «5» и «4» - 5 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 70% качество знаний. Средний балл по итогам освоения  учебных предметов составил 4, 0.

В 2013-14 уч. году был проведен мониторинг в 4 классе по математике со следующими результатами:

 



Предмет

% успеваемости

% качества знаний

Средний балл

Математика

100

70

4,0

Окружающий мир

100

100

5,0


   Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Инфознайка», всероссийская олимпиада по окружающему миру "Хочу всё знать" для дошкольников и школьников 1-2 классов, международный блиц-турнир по математике «Математический сундучок», метапредметный всероссийский конкурс «Успевай-ка» и др.

Результативность участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и состязаниях различного уровня



Год

Уровень


Муниципальный уровень


2015

Базовые национальные ценности

Участники

Шанин Михаил

Яньков Роман

2015

Пасхальный благовест

Участники

Попова Татьяна

2015

Пасха Красная

Участники

Яньков Роман

2015

Я и Космос

Победители

Шанин Михаил

Региональный уровень


2014

Живая классика

Участники

Пузикова Нина

2015

Письмо губернатору

Участники

Шевякова Ольга

Федеральный уровень

2015

Всероссийская олимпиада по окружающему миру "Хочу всё знать"

Участники

Чекунов Никита

2016

Международный блиц-турнир по математике «Математический сундучок»

Победитель

Яньков Роман

2016

Метапредметный всероссийский конкурс «Успевай-ка»


Участники

Чекунов Никита

Попова Татьяна

2014

Всероссийская дистанционная олимпиада «Инфоурок» по русскому языку

Победитель

Шевяков Никита

2014

Международная творческая олимпиада «Кидолимп"

Победитель

Попов Максим

2014

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус Весенняя Сессия»по русскому языку

Победитель

Шевяков Никита

2014

Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

Участники

Попов Максим,

Исаев Дмитрий,

Пузикова Нина


2015

Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»

Участники

Сухарева Анастасия,

Попов Максим

2015

Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»

Участники

Попова Татьяна

2016

Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета 2016»

Ожидаем результат

Применяя в своей работе интеграцию урочной и внеурочной деятельности, были достигнуты следующие результаты:

  • Созданы условия для развития ключевых компетентностей учащихся посредством активных методов на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Создана положительная мотивация учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию, самостоятельности, сотрудничеству, творческому поиску, созиданию на уроках и во внеурочной деятельности.

Результаты итоговой аттестации учащихся

Название предмета

Уровень успеваемости учащихся по итогам 2013-2014 учебного года

Качество знаний учащихся по итогам 2013-2014 учебного года


Русский язык

100%

70%

Литературное чтение

100%

80%

Математика

100%

70%

Окружающий мир

100%

80%

Музыка

100%

90%

Изобразительное искусство

100%

90%

Технология

100%

100%



Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение предмета



Название предмета

Уровень успеваемости учащихся по результатам ВШК 2013-2014 уч.год (итоговые контрольные работы)

Уровень качества знаний учащихся по результатам ВШК 2013-2014 уч.год (итоговые контрольные работы

Русский язык

100%

70%

Математика

100%

70%




Вывод

Работа по данной теме дает мне определенные позитивные результаты: - количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика; - участие в школьных и районных предметных олимпиадах, международных конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.



Список использованной литературы

1.Абергап В.П. Интеграция профессионально-педагогических знаний в системе подготовки учащихся педучилищ Минск, 1994. .



2. Бахарева JI.H. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. 1991. № 8.



3. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. Томск, 1988.



4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.


5 . Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. № 5.



6. Гилязова О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе. Киров, 2000.



7. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д., 2000.



8. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. № 9.

9. Кузьменко Г. А. Издательство: Прометей, 2014 г.

10. Деменева Н. Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС . Издательство: АРКТИ, 2014 г.

11. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. Издательство: Вако, 2015 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!