СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интересообразующие учебные ситуации на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интересообразующие учебные ситуации на уроках в начальной школе»

Мастер-класс на тему:

«Интересообразующие учебные ситуации на уроках в начальной школе»

Подготовили: учитель начальных классов Максимова Н.И.

учитель начальных классов Балашова Л.А.

Цель: познакомить коллег с новыми методами и интересообразующими учебными ситуациями на уроках в начальной школе

Оборудование: проектор, компьютер, экран, видеофайл, надписи этапов урока, кубик Блума, коробка с предметами (линейка, книга, мерка в 1 дм, обратная сторона тетради с мерами длины), конверты с заданием кроссенса, листы для метода фишбоун, магниты.

Слайд 1


Титульный слайд

Слайд 2

(просмотр видео) - Вы помните эти кадры. Перед вами Том Сойр, превративший покраску забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель и техника исполнения остались прежними, но как изменилась мотивация. А следом за мотивацией эффективность и качество всей работы.

Слайд 3

Наш мастер-класс мы хотела бы назвать «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

- Когда проявляется интерес младшего школьника? (С самого начала обучения в школе. В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно. Дети в начале обучения быстро запоминают яркий и интересный материал)

- Что способствует сохранению интереса?


Слайд 4

В учебнике психологии под редакцией И. В. Дубровиной «интерес — это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. 

Один из критериев эффективности педагогического процесса — это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы. Проще говоря Интерес возникает от ситуации удивления или затруднения.
Сюжет, целью которого было активизировать внимание в начале, можно назвать интригующее начало.


Слайд 5

Раз уж мы заговорили про этапы урока, давайте вспомним, каковы они? Поработаем вместе.

(составляется кластер)

  • Организационный момент

  • Введение в предстоящую деятельность

  • Объяснение нового материала

  • Совершенствование полученных ЗУН в ходе решения учебных задач

  • Обобщение и систематизация ЗУН

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

Мы составили кластер – это один из методов, который хорошо использовать на этапе актуализации знаний или на этапе первичного закрепления.

Специфика работы учителя начальных классов в том, что мы преподаем несколько предметов, поэтому на своём мастер-классе мы постараемся вас погрузить в 4 основные предметные области на разных этапах урока. Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной. У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности. Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов.

Слайд 6

Мы на уроке русского языка в 3 классе. (слайд)

- Что объединяет предметы на слайде? Какие предположения?

Начнем с радуги. Сколько цветов в радуге? Вы знаете последовательность этих цветов? Как вы это запомнили? Почему же объединены эти изображения? Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? Это нам пригодится на уроке русского языка?

Все вы поняли, что мы оказались на теме «Падежи имен существительных». Вот пример мотивации в начале урока. Когда дети заинтригованы, какую фразу они узнают совсем скоро.

Важно так же актуализировать знания. Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.


Слайд 7 (черный экран)

Возьмите коробку. Посмотрите, что внутри и постарайтесь догадаться о чем мы сегодня будем говорить. На каком уроке? Тема урока? Объясните. (линейка, книга, мерка в 1 дм, обратная сторона тетради с мерами длины) о чем же наш урок?

Этот метод называется «Волшебная коробка»

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.


Слайд 8

Движемся дальше. Я хотела бы рассказать о методах, которые во многом универсальны. Позволяют работать с разными видами информации, работать в группе, а следовательно чувствовать плечо товарища на первых порах знакомства с новой темой и лишь потом переходить к индивидуальной работе.

Хорошим методом для организации работы в группе является метод «Кроссенс». С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»?

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

У вас на столе серии картинок, объединенных темой, связанных по смыслу. Ваша задача построить логическую цепочку и выявить в итоге тему, которой данный кроссенс посвящен. (работа учителей)

Метод развития коммуникативных, регулятивных умений навыков работы с информацией, развивает логику, образность самостоятельность, творческие способности. Это так называема ассоциативная головоломка. 9 картинок связанные по смыслу. Работать с ними можно из центральной 5 ячейки ко всем остальным картинкам или по принципу улитки. Когда работать с кроссенсом? Проверка домашнего задания Этап мотивации Изучение нового материала Этап закрепления Рефлексия Домашнее задание Беседа с учителем Самостоятельное составление Самостоятельная работа с готовым кроссенсом.


Слайд 9

На этапе закрепления на помощь приходит метод фишбоун. (Слайд)

Метод Фишбоун может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. (объяснение) раздать листы с рыбой.

Задание для аудитории заполнить «рыбий скелет» посмотрев видеосюжет.

Внимание на экран! (просмотр видео)

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

(обсуждение, разобрать ответы)


Слайд 10

Метод - кубик Блума (проверка домашнего задания)

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

1.Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

2.Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

3. Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

4. Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.

5. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

6. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Тема задания: урок литературного чтения, тема «Всеволод Михайлович Гаршин

«Лягушка-путешественница» (кидают кубик, дают ответы все остальные)

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления



Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.


Слайд 11


Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Спасибо за внимание. Готовы ответить на ваши вопросы.








































  • Организационный момент

  • Введение в предстоящую деятельность

  • Совершенствование полученных ЗУН в ходе решения учебных задач

  • Объяснение нового материала

  • Рефлексия

  • Обобщение и систематизация ЗУН

  • Домашнее задание













1

2

3

8

9

4

7

6

5















1

2



3

8

9

?


7

5











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!