Хороший учитель всегда умеет заинтересовать ученика. Некоторые выпускники школ считают, что главной проблемой российского образования является неспособность педагогов заинтересовать учеников в предмете.
Однако это палка о двух концах, так как, например, Катя с удовольствием занимается литературой, много читает, а вот Вите эта же литература скучна, ему гораздо интереснее проводить различные опыты на уроках физики и химии.
Получается, что дело не в учителях, а в заинтересованности каждого школьника.
Мотивация учителя выступает как важнейший элемент, необходимый для оптимальной работы человека на рабочем месте, поскольку высоко мотивированный учитель более вовлечен в свою работу и удовлетворен ею, чем те, кто имеет более низкий уровень мотивации. Существует три вида интересов учителя: предметный интерес, дидактический интерес и образовательный интерес . Предметный интерес напрямую связан с интересом к предмету, его содержанию, концепциям, существующим внутри этого предмета, к примеру, физика, математика и др. Дидактический интерес относится к методике преподавания данного предмета и к подготовке содержания обучения. Образовательный интерес охватывает профессионально-педагогические аспекты, необходимые для педагогической профессии.Интерес учителя является важной составляющей в мотивации учителя, которая функционирует как катализатор для профессионального благополучия учителей, педагогического поведения, учебных практик и мотивации студентов, которая, в свою очередь, способствует высокой успеваемости в школе, как учителя, так и учеников.
Кроме того, хотелось бы рассмотреть такое понятие, как целеустремленность.
Таким образом, целеустремленный учитель - это тот, кто обладает сильными убеждениями, что он или она может положительно влиять на учеников и их обучение. В образовании целеустремленный помогает учащимся достигать более высоких результатов, сложных целей, которые, в свою очередь, повышают их мотивацию. Целеустремленность учителей положительно влияет на обучение учеников, их лучшую производительность труда, вовлеченность в рабочий процесс.
Взаимосвязаны ли мотивации учителя и ученика?
Интерес учителя является важным фактором, который может не только направлять учителей к преподаванию, но и мотивировать своих учеников к дальнейшему совместному изучению материала
Мы определили, что мотивации учителя и ученика связаны друг с другом, исходя из этого предложения по повышению мотивации учеников таковы:
- сделать классное пространство более гибким для поддержки творческого потенциала и повышения мотивации можно адаптировать класс для более продуктивной и эффективной работы;
- внедрение нетрадиционных способов обучения: проведение дебатов, выступления на видеокамеру, монтаж и просмотр на уроке, обучение через QR коды, использование различных обучающих программ;
- создание в классе места для визуального мышления, где ученики могут прописывать из пожелания по обучению, впечатления от урока и фиксировать в творческом виде полученные знания;
- повышение мотивации не только с помощью оценок, но и наград за выполнение работы (например, «Доска почёта и уважухи»);
- проведение обучения через соревнования, командные задания;
- обязательное включение преподавателя в деятельность учеников.
Таким образом, исследование дало четкое понимание взаимосвязи между мотивацией учителя и мотивацией ученика. Было определено, что на мотивацию учителя влияют как внутренние мотивы (интерес, саморазвитие, целеустремленность), так и внешние (уровень оплаты труда, продвижение по карьерной лестнице). Успех в процессе обучения основан на таких компонентах внутренней мотивации, как: саморазвитие учителя, целеустремленность и интересы учителей. Именно поэтому на основе проведенного исследования были даны рекомендации по увеличению уровня мотивации учителей на основе данных критериев. Кроме того, было определено, что учителя в своей деятельности должны обращать большое внимание к таким деталям обучения, как качества учителя (например, высокий уровень общительности, способность помогать), использование максимального количества средств, видов и методов, а также стимулирование детей к самостоятельности в процессе поиска информации, быть творчески активным, что в совокупности поможет как ученикам, так и учителям повысить уровень мотивации к изучению предметов.