СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерес к физической культуре как личностное образование

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к физической культуре и интерес к занятиям спортом – это разные ступени развития одного интереса. Интерес к физической культуре может перерасти в интерес к спорту, а затем наоборот. Активный интерес – это интерес к занятиям физическими упражнениями. Пассивный интерес к физической культуре – это зрелищный, информационный и познавательный интерес, не связанный с активными занятиями. Пассивный интерес может перерасти в активный, а может и остаться таковым в течение всей жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Интерес к физической культуре как личностное образование»

КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

Тема: «Формирование у студентов интереса к физической культуре»


Преподаватель:

Андреев Андрей Александрович – преподаватель учебной дисциплины «Физическая культура»



































Канск, 2022 г.

«ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА

К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»


ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Интерес, как личностное образование, изучается представителями различных областей науки: философами, психологами, педагогами, социологами, экономистами. Понятие «интерес» трактуется в литературе по-разному. Одни авторы толкуют его очень широко и отождествляют с направленностью личности в целом. Другие понимают интерес более узко и практически сближают его с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Ряд авторов отождествляет интерес с мотивацией человека. Однако на основании экспериментальных исследований следует считать, что наиболее правильно и целесообразно рассматривать интерес как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы (А.К. Маркова, 1986; П.К. Дуркин, 1995).

Интерес к физической культуре и интерес к занятиям спортом – это разные ступени развития одного интереса. Интерес к физической культуре может перерасти в интерес к спорту, а затем наоборот. Мы будем говорить лишь об интересе к физической культуре. Активный интерес – это интерес к занятиям физическими упражнениями. Пассивный интерес к физической культуре – это зрелищный, информационный и познавательный интерес, не связанный с активными занятиями. Пассивный интерес может перерасти в активный, а может и остаться таковым в течение всей жизни человека.

Любая деятельность, как и жизнь человека вообще, не может состоять только из одних успехов или только из одних неудач, только из сплошных радостей или только из одних огорчений. Всё должно быть сбалансировано (А.Б. Орлов, 1991).

Мотивация занятий физической культурой должна иметь многоуровневый характер: от далёких перспектив в физическом совершенствовании – до ближайших целей, задач, мотивов, доступных для реализации в данный момент и период. Ведь именно удовлетворение процессом занятий и вдохновение успехом вызывают внутренние мотивы (интерес к занятиям).

К основным видам потребностей, которые лежат в основе воспитания положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, относятся:

  • потребность в активной двигательной деятельности;

  • потребность в общении и совместной деятельности;

  • самоутверждения в коллективе;

  • в познании интересных новых сведений о двигательной деятельности;

  • в эстетических переживаниях на занятиях физическими упражнениями.


Интерес к физической культуре как интегральный результат мотивационных процессов формируется на основе естественной (первичной) потребности в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. На основе интереса формируется активность в физическом совершенствовании как черта личности человека. В результате активности возникает привычка и вторичная (духовная) потребность студента – в физическом совершенствовании. На основе этой вторичной потребности могут формироваться новые мотивы и интересы (достичь более высоких результатов, стать мастером спорта, сохранить физическую подготовленность и, наконец, быть просто здоровым).

Интересы, активность, привычка и потребности вместе и в целом определяют отношение к физической культуре. Оно может быть пассивным и активным, положительным и отрицательным. Схематично иерархию (субординацию, соподчиненность) личностных образований можно представить так (Рис. 1). Нетрудно заметить, что активный интерес к физической культуре занимает в ней центральное место, и от него зависят все другие личностные образования. Интерес к определённым видам, системам упражнений, к видам спорта, формам занятий может сам быть внутренним мотивом занятий физической культурой. Интерес к физической культуре возникает из отдельных, порой очень кратковременных эмоциональных, целевых, результативных и личностных компонентов.

«Ценности» представляют собой социально и личностно значимые для отдельного индивида и общества в целом, предметы, явления и их свойства, позволяющие реализовать и удовлетворить потребности. Они формируются в процессе приобретения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

Научные исследования позволили выделить три группы – ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности:

1. Физическое Я, самоактуализация, морально-волевые качества, функциональное содержание.

2. Общение, социальное признание, красота.

3. Знания, материальные ценности.


Рис.1. Схема иерархии личностных образований человека



Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это процесс, который выстраивается от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Мотивы занятий физической культурой можно условно разделить на общие и частные. К первым можно отнести желание студентов заниматься физической культурой вообще, ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями.

Мотивы посещения занятий физкультуры студентов разные: как правило, те студенты, которые довольны занятиями ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те кто не удовлетворен – посещают их ради зачетов и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов.



Самоорганизация – одно из средств становления субъектности. Используемые в практике технологии физического воспитания направлены на формирование необходимых для организма качеств: устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и т.д. без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания обучающегося. Такое противоречие снимает возможность смысловой самоорганизаций личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик.


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЗНАНИЯ


Физическая культура сознания – это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми.

Основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция цивилизации – приучение человека к культурным действиям по отношению к себе и себе подобным. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, самоорганизует гуманные, т.е. сообразные понятию «человек» отношения к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо менее сильных окружающих.



Список использованных источников:

  1. Маркова А.К. Предмет, стратегия и методы исследования мотивации и интереса к

учению.//Формирование интереса к учению у школьников / под. ред. А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. - с.30-33.

  1. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре - Архангельск, 1995. - 43 с.

  2. Орлов А.Б. Методы изучения, активизации развития мотивации учения в современной зарубежной психологии.// Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - с.122-190.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!