СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные технологии

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

интерактивные технологии

Приобщение учащихся к духовно -нравтсвенным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей

 

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии»

Интерактивные технологии в учебном процессе

Интерактивные технологии

в учебном процессе

Цель курса ОРКСЭ:  - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей.  Программа способствует развитию творческого потенциала обучающихся, содействует духовно-нравственному развитию детей.

Цель курса ОРКСЭ:

- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей.

Программа способствует развитию творческого потенциала обучающихся, содействует духовно-нравственному развитию детей.

Учебный диалог –  это субъект-субъектное взаимодействие учителя и  учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.   Учебный диалог может зародиться только в учебной деятельности. Но большинство педагогов отождествляют понятие учебной деятельности с любыми учебными действиями детей: открытие тетради, запись числа, выполнение упражнения, решение задачи и т.д., – все это по-прежнему считается учебной деятельностью.

Учебный диалог – это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

  Учебный диалог может зародиться только в учебной деятельности. Но большинство педагогов отождествляют понятие учебной деятельности с любыми учебными действиями детей: открытие тетради, запись числа, выполнение упражнения, решение задачи и т.д., – все это по-прежнему считается учебной деятельностью.

Однако учебная деятельность характеризуется тем, что:

1)      ее  направляет  и  побуждает  потребность   в  самоизменении ,  в развитии действующего субъекта;

2)  эта потребность реализуется в решении учебных задач , при котором происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т.п.);

  3)   решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями ;

4)   учебная деятельность требует особенной формы ее осуществления – учебного      сотрудничества   детей   и   взрослых   в   форме   дискуссий

побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

Ход учебного диалога не предсказуем и может не соответствовать на 100%  задуманному  педагогом.  Проектировать  занятие,  урок  необходимо, исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности детей и прогнозируя вариативность детских действий. Проектирование должно задавать не только вариативность, но и значительный запас содержания, покрывающий несколько конкретных уроков. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность детей, а не педагога, как это обычно отражается в планировании. 

Это можно пояснить следующим образом: «Если дети на мой вопрос (предложение) ответят так-то, я буду действовать таким образом…, я задам им такой вопрос (или предложу выполнить следующее)… А если они предложат то-то, я, пожалуй, сделаю вот так… Далее нам надо прийти к такому-то выводу, попробую действовать так…» То есть педагог отталкивается от действий ребенка. Непредсказуемый ход мыслей детей, который педагог может именно спроектировать , все-таки надо направлять в нужное русло, но без лишней, пустой «болтовни не по теме», без натаскивания детей на «нужные» педагогу рассуждения. Организация работы должна быть такова, чтобы дети сами проявляли инициативу в высказывании идей, в их проверке и в нахождении нового способа действия. 

Содержательными компонентами деятельности педагога по организации учебного диалога, или условиями зарождения диалога,

являются:

  1. Организация усвоения детьми речеведческих знаний.

2. Организация полноценной учебной деятельности на каждом уроке любого предмета.

3. Обучение учащихся умению вести учебный диалог. 

Обучение самих учащихся умению вести учебный диалог включает в себя три этапа: 

1.Обучение детей умению ставить вопросы.

2.Обучение умению работать в паре, группе.

3.Обучение умению вести групповую и обще классную дискуссии.

Может показаться, что на это уходит много времени. Но это не так! Во-первых, не на всех уроках и не каждый раз детьми будет решаться учебная задача; во-вторых, работа в системе даст свои плоды раньше, чем мы предполагаем, и педагог уже не поменяет свой стиль деятельности на прежний. «Рискующие» поработать таким образом будут приятно удивлены и убедятся в полезности организации учебного диалога и для детей (в первую очередь – это наша задача воспитания и обучения), и для себя.

Очевидно, что учебный диалог при рассмотренных выше его особенностях способствует формированию всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Обучение детей умению вести учебный диалог начинается с  самого важного – обучения умению задавать вопросы  педагогу, сверстникам, себе.  ребенка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор. В этом споре у каждого ученика возникает своя точка зрения, которую в дальнейшем он и будет высказывать.       Возражая культурологическим собеседникам, младший школьник создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют собой весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции. И нужна большая работа учителя по диалогизации предметного содержания учебного материала, чтобы учащиеся могли высказаться по нему.

Обучение детей умению вести учебный диалог начинается с самого важного – обучения умению задавать вопросы педагогу, сверстникам, себе. 

ребенка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор. В этом споре у каждого ученика возникает своя точка зрения, которую в дальнейшем он и будет высказывать.

      Возражая культурологическим собеседникам, младший школьник создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют собой весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции. И нужна большая работа учителя по диалогизации предметного содержания учебного материала, чтобы учащиеся могли высказаться по нему.

      Учитель в учебном диалоге на уроке ОРКСЭ:   1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;   2) является активным участником диалога. Он не играет в незнание и непонимание. Диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель;   3) помогает детям оформить свою мысль о предмете. «Учитель может разглядеть в неуклюжем гадком утенке – образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или дерзость, а начало личностного мышления». Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределения ролей и т.п.

      Учитель в учебном диалоге на уроке ОРКСЭ:

  1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;

  2) является активным участником диалога. Он не играет в незнание и непонимание. Диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель;

  3) помогает детям оформить свою мысль о предмете.

«Учитель может разглядеть в неуклюжем гадком утенке – образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или дерзость, а начало личностного мышления».

Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределения ролей и т.п.

Научить никого нельзя, можно только научиться. Поэтому стараюсь организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти знания и навыки. Его необходимо заинтересовать. Стараюсь создать такую ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику приходится самому добывать новые знания и приобретать новые умения. Затем даю возможность школьнику на уроке наглядно продемонстрировать полученные результаты.

Научить никого нельзя,

можно только научиться.

Поэтому стараюсь организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти знания и навыки. Его необходимо заинтересовать. Стараюсь создать такую ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику приходится самому добывать новые знания и приобретать новые умения. Затем даю возможность школьнику на уроке наглядно продемонстрировать полученные результаты.

Человека нельзя « сделать », « произвести », « вылепить » как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г. С. Батищев

Человека нельзя « сделать », « произвести », « вылепить » как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.

Г. С. Батищев

Цель учебного курса ОРКСЭ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению , основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учитель – актёр второго плана: Находиться рядом с работающими детьми Направлять Помогать

Цель учебного курса ОРКСЭ

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению , основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учитель – актёр второго плана:

  • Находиться рядом с работающими детьми
  • Направлять
  • Помогать
Технос   ( греч.) означает искусство, мастерство ;  логос   (греч.) - учение - совокупность знаний о способах и средствах проведения производительных процессов, а также самые процессы при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта Под   технологией   понимают также «совокупность приёмов и способов получения, обработки… материалов… описание производственных процессов, инструкции по их выполнению»

Технос   ( греч.) означает искусство, мастерство ; 

логос   (греч.) - учение - совокупность знаний о способах и средствах проведения производительных процессов, а также самые процессы при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта

Под   технологией   понимают также «совокупность приёмов и способов получения, обработки… материалов… описание производственных процессов, инструкции по их выполнению»

Все используемые интерактивные методы обучения на уроках ОРКСЭ можно условно разделить на три группы: 1 - методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, 2 - в процессе его проведения 3 – в процессе рефлексии.

Все используемые интерактивные методы обучения на уроках ОРКСЭ можно условно разделить на три группы:

1 - методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока,

2 - в процессе его проведения

3 – в процессе рефлексии.

Слово « интерактив » пришло к нам из английского языка.  «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение  - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивное обучение  – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Слово « интерактив » пришло к нам из английского языка.

«Inter» - это «взаимный», «act» - действовать.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

В педагогике различают несколько моделей обучения: 1)   пассивная  - обучаемый выступает в роли

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1)   пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

 ученик  Учитель  ученик  ученик Пассивный метод

ученик

Учитель

ученик

ученик

Пассивный метод

 ученик  Учитель  ученик  ученик Активный метод

ученик

Учитель

ученик

ученик

Активный метод

 ученик  Учитель  ученик  ученик Интерактивный метод

ученик

Учитель

ученик

ученик

Интерактивный метод

Информационная образовательная среда

Информационная образовательная среда

https://ipk.kuz-edu.ru/

https://ipk.kuz-edu.ru/

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%BE%D1%80%D0%BA%D1%81%D1%8D http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%BE%D1%80%D0%BA%D1%81%D1%8D/2

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%BE%D1%80%D0%BA%D1%81%D1%8D

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%BE%D1%80%D0%BA%D1%81%D1%8D/2

http://katti.ucoz.ru/

http://katti.ucoz.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://Metodicheskaya_kopilka.ru/

http://Metodicheskaya_kopilka.ru/

http://pedsovet.su/load/180

http://pedsovet.su/load/180

https://klipariki.net/

https://klipariki.net/

http://uchitelya.com/orkse/

http://uchitelya.com/orkse/

http:// globuss24.ru/doc/orcsa/konspekti-urokov

http:// globuss24.ru/doc/orcsa/konspekti-urokov

https://itteachers.jimdo.com/

https://itteachers.jimdo.com/

Современные интерактивные обучающие технологии  на уроках ОРКСЭ

Современные интерактивные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ

УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИЯ»    У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? ( можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.) Если семья – это постройка, то какая.. Если семья – это цвет, то какой… Если семья – это музыка, то какая … Если семья – это геометрическая фигура, то какая… Если семья – это название фильма, то какое…  Если семья – это настроение, то какое…

УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИЯ»

У каждого свои представления о семье.

Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

( можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)

Если семья – это постройка, то какая..

  • Если семья – это цвет, то какой…
  • Если семья – это музыка, то какая
  • Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья – это название фильма, то какое…
  • Если семья – это настроение, то какое…
 ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО   «Мы постоянно восхищаемся всякими редкостями; почему же мы так равнодушны к …….? « Сострадание – есть горе о чужом несчастье,...– есть горе о чужом счастье»

ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

  • «Мы постоянно восхищаемся всякими редкостями; почему же мы так равнодушны к …….?
  • « Сострадание – есть горе о чужом несчастье,...– есть горе о чужом счастье»
  • "Кто ищет …., к тому оно приходит»
  • " Когда ты явился на свет, ты плакал, а кругом все радовались; сделай же так, чтобы, …….

Корзина идей Правила применения: Время выполнения: 7-8 минут 1 этап . 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально. 2 этап . 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 3 этап . 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими .

Корзина идей

Правила применения:

Время выполнения: 7-8 минут

1 этап . 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап . 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап . 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими .

«Шесть шляп мышления»

«Шесть шляп мышления»

Белая шляпа  Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д. Желтая шляпа  Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Черная шляпа  Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять , почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние, но лишь осознать это.

Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Тема «Совесть» Белая шляпа Что такое совесть? Желтая шляпа Какого человека можно назвать совестливым? Черная шляпа Сможете ли вы объяснить пословицу «Совесть без зубов грызет», опираясь на материал учебника? Красная шляпа Приходилось ли вам испытывать муки совести? Зеленая шляпа Как должна была поступить героиня … чтобы ее сердце «не грызла беспощадная совесть»? Синяя шляпа Для чего совесть нужна людям?

Тема «Совесть»

Белая шляпа

  • Что такое совесть?

Желтая шляпа

  • Какого человека можно назвать совестливым?

Черная шляпа

  • Сможете ли вы объяснить пословицу «Совесть без зубов грызет», опираясь на материал учебника?

Красная шляпа

  • Приходилось ли вам испытывать муки совести?

Зеленая шляпа

  • Как должна была поступить героиня … чтобы ее сердце «не грызла беспощадная совесть»?

Синяя шляпа

  • Для чего совесть нужна людям?
Что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА .

Что главное в уроке? У каждого учителя есть свой ответ на этот вопрос. И требования современной школы диктуют свои правила. Но мы не должны в погоне за новыми формами, методами, технологиями забывать о личности ученика, о том, что наша главная задача – воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА .

«Скажите мне – я забуду,  Покажите мне – я запомню,  Вовлеките меня – я пойму »        Китайская пословица

«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму »

Китайская пословица

Ж ить – значит иметь проблемы.  Решать их – значит расти интеллектуально . Дж.Гилфорд,  известный психолог

Ж ить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально .

Дж.Гилфорд,  известный психолог

«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям»

«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям»

Очень хорошо влияет на развитие познавательного  интереса у учащихся и  интерактивные экскурсии .  В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения.

Очень хорошо влияет на развитие познавательного  интереса у учащихся и  интерактивные экскурсии . 

В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения.

Составление словаря понятий и терминов Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.

Составление словаря понятий и терминов

Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.

Составление Галереи образов Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала. Содержанием Галереи образов становится самый разнообразный наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Обучающиеся приносят свои  творческие работы : экспонаты религиозных сооружений из фанеры, пластилина, деревянные раскрашенные пасхальные яйца, подставка сплетенная из газет для кулича и яиц, украшенная бутылочка для святой воды (поделки показать).

Составление Галереи образов

Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала. Содержанием Галереи образов становится самый разнообразный наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Обучающиеся приносят свои  творческие работы : экспонаты религиозных сооружений из фанеры, пластилина, деревянные раскрашенные пасхальные яйца, подставка сплетенная из газет для кулича и яиц, украшенная бутылочка для святой воды (поделки показать).

Метод 1*2*4*8 Педагог готовит текст с ошибками (как можно больше различных ошибок); ученики объединяются в пары и в течение 4 минут ищут ошибки; затем пары объединяются в четверки и сравнивают найденные ошибки; если ошибки найдены не все, происходит объединение в восьмерки; затем учитель вывешивает исправленный текст.

Метод 1*2*4*8

  • Педагог готовит текст с ошибками (как можно больше различных ошибок);
  • ученики объединяются в пары и в течение 4 минут ищут ошибки;
  • затем пары объединяются в четверки и сравнивают найденные ошибки;
  • если ошибки найдены не все, происходит объединение в восьмерки;
  • затем учитель вывешивает исправленный текст.
«Бумеранг» Каждая группа получает один вопрос по теме урока; пишут на листе 5-7 мин основные положения ответа; лист передают другой группе, которая дополняет ответ, уточняет, записывая свой вопрос; работа заканчивается, когда группа получает назад свой вопрос с дополнениями к ответу; обсуждение дополнений, ответы на вопросы, если таковые имеются в листках с ответами.

«Бумеранг»

  • Каждая группа получает один вопрос по теме урока;
  • пишут на листе 5-7 мин основные положения ответа;
  • лист передают другой группе, которая дополняет ответ, уточняет, записывая свой вопрос;
  • работа заканчивается, когда группа получает назад свой вопрос с дополнениями к ответу;
  • обсуждение дополнений, ответы на вопросы, если таковые имеются в листках с ответами.
Работа с родителями Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Поэтому активно привлекаем родителей в учебный процесс. Для них проводятся открытые уроки, творческие мастерские, смотры знаний, анкетирование, даются рекомендации по духовно-нравственному воспитанию.

Работа с родителями

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Поэтому активно привлекаем родителей в учебный процесс. Для них проводятся открытые уроки, творческие мастерские, смотры знаний, анкетирование, даются рекомендации по духовно-нравственному воспитанию.

Интерактивные упражнения   (организовать работу в микрогруппах или парах, на каждом столе листок с заданием и ручка) А ) Упражнение «Расшифруй слово».    Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:  О — объединение, открытость;  Б — близость, безопасность;  Щ — щедрость;  Е — единение, единомыслие;  Н — необходимость;  И — искренность, истина.   Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.  По желанию дети зачитывают ответы. Затем  подводится  итог: друзья это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

Интерактивные упражнения  

(организовать работу в микрогруппах или парах, на каждом столе листок с заданием и ручка)

А ) Упражнение «Расшифруй слово».    Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например: О — объединение, открытость; Б — близость, безопасность; Щ — щедрость; Е — единение, единомыслие; Н — необходимость; И — искренность, истина.

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор. По желанию дети зачитывают ответы. Затем  подводится  итог: друзья это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

Интерактивные упражнения   (организовать работу в микрогруппах или парах, на каждом столе листок с заданием и ручка) Б)  Учащиеся  с удовольствием разгадывают  анаграммы по терминам , изученным на предыдущем уроке. Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее». Пример: При изучении темы «Добродетель и порок» Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните слова, выберите лишнее. Анаграмма рльома Термин Значение мораль родоб релспавдьивсто добро рокпо справедливость бдосова порок свобода

Интерактивные упражнения  

(организовать работу в микрогруппах или парах, на каждом столе листок с заданием и ручка)

Б)  Учащиеся  с удовольствием разгадывают  анаграммы по терминам , изученным на предыдущем уроке. Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее». Пример: При изучении темы «Добродетель и порок» Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните слова, выберите лишнее.

Анаграмма

рльома

Термин

Значение

мораль

родоб

релспавдьивсто

добро

рокпо

справедливость

бдосова

порок

свобода

Буквомикс.   Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу. Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:  (подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)  Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.  Решение : Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.

Буквомикс.   Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу.

Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст: (подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)

Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.

Решение : Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.

Продуктивные формы рефлЕксии содержания учебного материала на уроках курса ОРКСЭ

Синквейн.  Этот прием традиционно используется для рефлексии. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях актуализировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Совсем не обязательно, чтобы синквейн получился рифмованным.

Основные правила его написания таковы: в первой строчке записывается одно слово — существительное . Это и есть тема синквейна . Во второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна . В третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. В четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Количество прилагательных, существительных и глаголов может меняться. На этапе рефлексии синквейн может очень быстро показать, что учащиеся усвоили и насколько глубоки их знания.

Пример 4: Тема «Религиозные обряды».

3 существительных — церемония, ритуал, традиция.

4 глагола — гадать, наряжаться, читать молитвы, поститься.

5 прилагательных — бытовой, религиозный, свадебный, земледельческий, семейный.

Пример 5: Тема «Этикет».

1 существительное — этикет.

3 прилагательных — вежливый, воспитанный, культурный.

2 глагола — следовать, вести.

1 словосочетание — соблюдать правила приличия.

1 личное отношение — Чтобы иметь успех, нужно соблюдать правила этикета.

Продуктивные формы рефлЕксии содержания учебного материала на уроках курса ОРКСЭ Прием «Выбор пословицы».   Учитель предлагает выбрать одну из пословиц или одно из высказываний, которое наилучшим образом отражает тему. Свой выбор нужно обосновать. Пример : Тема «Золотое правило нравственности». Предлагаются пословицы, ребятам необходимо выбрать ту, которая более всего отражает золотое правило нравственности: a. Не одежда красит человека, а труд. b. Не красна жизнь днями, а красна делами. c. Век живи, век учись. d. Смелость города берет. e. Как аукнется, так и откликнется. (Верный ответ «е»).

Продуктивные формы рефлЕксии содержания учебного материала на уроках курса ОРКСЭ

Прием «Выбор пословицы».   Учитель предлагает выбрать одну из пословиц или одно из высказываний, которое наилучшим образом отражает тему. Свой выбор нужно обосновать.

Пример : Тема «Золотое правило нравственности». Предлагаются пословицы, ребятам необходимо выбрать ту, которая более всего отражает золотое правило нравственности:

a. Не одежда красит человека, а труд.

b. Не красна жизнь днями, а красна делами.

c. Век живи, век учись.

d. Смелость города берет.

e. Как аукнется, так и откликнется.

(Верный ответ «е»).

Продуктивные формы рефлЕксии содержания учебного материала на уроках курса ОРКСЭ

Прием «Копилка».  Этот прием не принято использовать на этапе рефлексии, но он может стать в работе систематически применяемым методом. Понимая специфику предмета, особенно непосредственно курса «Основы религиозной культуры и светской этики», почти каждая тема в котором посвящена вопросам нравственного воспитания, ребятам можно дать задание подобрать соответствующую теме пословицу, цитату, афоризм; нарисовать, вырезать, найти в сети Интернет подходящий рисунок, написать мини-рассказ или сказку. Из этих пословиц, рисунков, сказок составляется «копилка» по определенной теме. Учащиеся должны не просто представить свою картинку, пословицу, но и доказать, что их можно положить в копилку. В дальнейшем эту копилку можно использовать для других тем или классов. Вариантов работы с копилкой множество. Одним из заданий может быть следующее: вспомнить пословицу на заданную тему. Если у ребят возникли затруднения, они могут воспользоваться копилкой и выбрать для себя нужную пословицу. Те, кто смог выполнить задание без посторонней помощи, могут пополнить уже имеющуюся копилку своими пословицами.

Пример: Копилка, составленная из пословиц о честности:

••  Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

••  Честное дело и буйну голову смиряет.

••  Некрасив собою, зато честен душою.

••  Богат, да крив, беден, да честен.

••  Встречай не с лестью, а с честью.

••  Чистого и огонь не обожжет, а грязного и вода не отмоет.

••  Честь идет по дороге, а бесчестье по сторонке.

••  Живи своим умом, а честь расти трудом.

••  Все, что правдиво, красиво на диво.

Прием «Инсерт» .  Данный прием является довольно простым средством рефлексии, которое позволяет учащимся отследить понимание выводов урока, например, текста задания. При работе с материалом ученик должен ставить на полях знаки: «√» — обозначает материал, который уже известен учащемуся, «+» — новая информация, «-» — то, с чем ученик не согласен, «?» — то, что осталось непонятным. Этот прием можно использовать при составлении специальных рефлексивных заданий. В такие задания можно включать заведомо ложную информацию, которую ученик должен отметить соответствующим знаком. Практика показала, что такие задания создают дополнительную мотивацию у учащихся. Обработка материала требует от ученика включения внимания, активной поисковой деятельности. Этот способ очень хорошо рефлектирует самостоятельное чтение детей.

Прием «Инсерт» .  Данный прием является довольно простым средством рефлексии, которое позволяет учащимся отследить понимание выводов урока, например, текста задания.

При работе с материалом ученик должен ставить на полях знаки: «√» — обозначает материал, который уже известен учащемуся, «+» — новая информация, «-» — то, с чем ученик не согласен, «?» — то, что осталось непонятным. Этот прием можно использовать при составлении специальных рефлексивных заданий. В такие задания можно включать заведомо ложную информацию, которую ученик должен отметить соответствующим знаком. Практика показала, что такие задания создают дополнительную мотивацию у учащихся. Обработка материала требует от ученика включения внимания, активной поисковой деятельности. Этот способ очень хорошо рефлектирует самостоятельное чтение детей.

Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник».   Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном всем месте. На нем изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно». Учитель дает следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звездочки, рожицы и т. п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные аспекты: например, насколько понятными показались детям содержание и смысл данного занятия.

Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник».  

Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном всем месте. На нем изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно».

Учитель дает следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звездочки, рожицы и т. п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные аспекты: например, насколько понятными показались детям содержание и смысл данного занятия.

Технология  « Аквариум »  чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Эмоции, черты характера», можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам педагог, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек, склонный к панибратству».

Технология  « Аквариум »  чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Эмоции, черты характера», можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам педагог, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек, склонный к панибратству».

Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всей группе с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом » , параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоей группе  имеют одинаковое хобби!» или «У кого в семье есть братья и сестры ».   Педагог помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы велось взаимодействие.

Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всей группе с целью сбора информации по предложенной теме.

Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом » , параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции.

Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоей группе  имеют одинаковое хобби!» или «У кого в семье есть братья и сестры ».  

Педагог помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы велось взаимодействие.

Технология «Социологический опрос»  предполагает движение учеников по всему классу или работа в группах с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы.

Технология «Социологический опрос»  предполагает движение учеников по всему классу или работа в группах с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы.

При использовании технологии   «Незаконченное предложение»  ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у учеников практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

При использовании технологии   «Незаконченное предложение»  ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у учеников практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

Методика «Мозговой штурм»

Эта методика способствовала стимуляции быстрой генерации большего числа вариантов ответа на вопрос.

На первом этапе учитель предлагал определенную проблему для обсуждения

Все ученики высказывали предложения, ведущий записывал все предложения на доске.

На втором этапе высказанные предложения обсуждали. Необходимо было найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этане была возможность использования различных форм дискуссии.

На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляла презентацию результатов по заранее оговоренному принципу: самое оптимальное решение; несколько наиболее удачных предложений; самое необычное решение и т.п.

Для проведения «мозгового штурма» в ряде случаев учеников делили на несколько групп: генераторы идей, которые высказывали различные предложения, направленные на разрешение проблемы; критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях; аналитики, которые привязывали выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний, и др.

Методика «ПОПС-формула» Использование методики «ПОПС-формула» позволяет помочь ученикам аргументировать свою позицию в дискуссии. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состояло из четырех элементов, представленных в таблице. П – позиция (в чем заключается точка зрения) О – обоснование (довод в поддержку позиции) я считаю, что… П – пример (факты, иллюстрирующие довод) потому, что… … например… С – следствие (вывод) … поэтому …

Методика «ПОПС-формула»

Использование методики «ПОПС-формула» позволяет помочь ученикам аргументировать свою позицию в дискуссии. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состояло из четырех элементов, представленных в таблице.

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

я считаю, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

потому, что…

например…

С – следствие (вывод)

поэтому …

Методика «Займи позицию» Использование такой методики позволяло быстро выявить в группе обучающихся различные мнения, сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинали с постановки дискуссионного вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы. Все участники, подумав над вопросом, поднимали одну из четырех табличек разного цвета с подписями: 1. «Абсолютно за». 2. «Абсолютно против». 3. «Скорее за». 4. «Скорее против». Заняв позицию, участники обменивались мнениями по дискуссионной проблеме и приводили аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник мог свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Методика «Займи позицию»

Использование такой методики позволяло быстро выявить в группе обучающихся различные мнения, сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинали с постановки дискуссионного вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы. Все участники, подумав над вопросом, поднимали одну из четырех табличек разного цвета с подписями:

1. «Абсолютно за».

2. «Абсолютно против».

3. «Скорее за».

4. «Скорее против».

Заняв позицию, участники обменивались мнениями по дискуссионной проблеме и приводили аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник мог свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Методика «Дерево решений» Использование методики «Дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения и действия. Построение «Дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть как представлено в таблице. Проблема ... Вариант 1: ... Плюсы Минусы   Вариант 2: ... Плюсы   Вариант 3: ... Минусы   Плюсы     Минусы  

Методика «Дерево решений»

Использование методики «Дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения и действия. Построение «Дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть как представлено в таблице.

Проблема ...

Вариант 1: ...

Плюсы

Минусы

 

Вариант 2: ...

Плюсы

 

Вариант 3: ...

Минусы

 

Плюсы

 

 

Минусы

 

Технология составления «ментальной карты»  (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map” , «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой.

Технология составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map” , «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой.

Веб-сервисы ● Mindomo  до 3-х карт в бесплатном режиме. ● MAPMYself  (Mapul) —для создания диаграмм связей, нарисованных от руки, до 2-х карт в бесплатном режиме. ● MindMeister  - экспорт в pdf, FreeMind (.mm), MindManager  (.mmap), в документы .rtf, .jpg, .gif, .png, до 3-х карт бесплатно. ● Spinscape - веб-приложение для создания диаграмм связей. Бесплатен первые 7 дней после регистрации. ● Mind42  —бесплатный сервис для  создания диаграмм связей. ● Bubbl.us - интернет-сервис совместного создания диаграмм связей. Бесплатно до 3-х диаграмм ● XMind  - интернет-сервис публикации карт памяти ● VivaMind — бесплатный сервис для создания и публикации диаграмм связей. ● SpiderScribe- бесплатный. Совместная работа Литература 1.ru.wikipedia.org: статья

Веб-сервисы

Mindomo  до 3-х карт в бесплатном режиме.

MAPMYself  (Mapul) —для создания диаграмм связей, нарисованных от руки, до 2-х карт в бесплатном режиме.

MindMeister  - экспорт в pdf, FreeMind (.mm), MindManager  (.mmap), в документы .rtf, .jpg, .gif, .png, до 3-х карт бесплатно.

Spinscape - веб-приложение для создания диаграмм связей. Бесплатен первые 7 дней после регистрации.

Mind42  —бесплатный сервис для  создания диаграмм связей.

Bubbl.us - интернет-сервис совместного создания диаграмм связей. Бесплатно до 3-х диаграмм

XMind  - интернет-сервис публикации карт памяти

VivaMind — бесплатный сервис для создания и публикации диаграмм связей.

SpiderScribe- бесплатный. Совместная работа

Литература

1.ru.wikipedia.org: статья "Диаграмма связей ".

2.Letopisi.ru: статья "Диаграмма связей".

3.www.nachalka.com/book/export/html/30  Карты знаний, интеллектуальные карты.

https://goo.gl/DIxjyT

https://goo.gl/DIxjyT

Проекты начальной школы УСП «Главные уроки» предмет: ОРКСЭ Как действуют нравственные законы в нашей жизни?

Проекты начальной школы

УСП «Главные уроки»

предмет: ОРКСЭ

Как действуют нравственные

законы в нашей жизни?

Кубик Блума прием технологии критического мышления. 1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:  Назови.  Почему.  Объясни.  Предложи.  Придумай.  Поделись. 2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.  3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Кубик Блума

прием технологии критического мышления.

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера .

  • Назови . Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни . Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы (Ты действительно думаешь, что..?, Ты уверен, что..?)

Предложи . Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

«Кластер» Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие . Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

«Кластер»

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие . Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

Стратегия обучения решению  проблем «ИДЕАЛ» И нтересно, в чем проблема? Д авайте найдем как можно больше способов решения проблем! Е сть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Л юбопытно, как это осуществить на практике?

Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»

И нтересно, в чем проблема?

Д авайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Е сть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Л юбопытно, как это осуществить на практике?

Стратегия «Мозаика проблем» Стратегия « Мозаика проблем » используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся. В свободной форме ученики выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием

Стратегия «Мозаика проблем»

Стратегия « Мозаика проблем » используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.

В свободной форме ученики выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием

«Кейс» - технологии Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на  сотворчество  учителя и ученика!  Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

«Кейс» - технологии

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на  сотворчество  учителя и ученика! 

Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Потенциал метода кейсов Способствует развитию умений: Анализировать ситуации. Оценивать альтернативы. Выбирать оптимальный вариант решений. Составлять план осуществления решений. И как результат - Устойчивый навык решения практических задач Возможности кейс - технологии в образовательном процессе: 1) повышение мотивации учения у обучающихся; 2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны.

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

  • Анализировать ситуации.
  • Оценивать альтернативы.
  • Выбирать оптимальный вариант решений.
  • Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ: --- У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде. ---В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. ---Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

--- У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

---В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

---Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Требования к содержанию кейса 1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты). 2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер. 3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Действия учителя в кейс – технологии: 1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителем.

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом  1 этап  — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап   — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап   — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап   — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап  — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Использование кейсов. Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей Кейс – метод возможно использовать   и в качестве экзаменов или зачетов:   Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Работа ученика с кейсом

1 этап  — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап   — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап   — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап   — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап  — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать  и в качестве экзаменов или зачетов:   Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: - Для кого и чего пишется кейс? - Чему должны научиться дети? - Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: - Цель обучения -Структурирование учебного материала -Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

- Для кого и чего пишется кейс?

- Чему должны научиться дети?

- Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

- Цель обучения

-Структурирование учебного материала

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Примерная структура кейса  1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни 2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. 3. Комментарий ситуации , представленный автором 4. Вопросы или задания для работы с кейсом 5. Приложения

Примерная структура кейса

1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3. Комментарий ситуации , представленный автором

4. Вопросы или задания для работы с кейсом

5. Приложения

Виды кейсов Практические кейсы Реальные жизненные ситуации ,  детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Обучающие кейсы Отражают  типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они  могут быть  в жизни, не отражают жизнь «один к одному» Научно-исследовательские кейсы Они выступают  моделями для получения нового знания   о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации ,  детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
  • Обучающие кейсы

Отражают  типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они  могут быть  в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают  моделями для получения нового знания   о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала    Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс  (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс  (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс  (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Виды кейсов по способу представления материала  

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс  (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс  (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс  (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Каковы характеристики «хорошего кейса» 1.Хороший кейс рассказывает. 2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. 3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. 4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса. 5.Хороший кейс включает цитаты из источников. 6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику. 7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Каковы характеристики «хорошего кейса»

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом 1 . Ознакомительный этап   – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления. 2. Аналитический этап   – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения. 3. Итоговый этап   – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап   – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2. Аналитический этап   – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3. Итоговый этап   – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Применение Технологий Интерактивного Обучения  позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа , а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение . Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Применение Технологий Интерактивного Обучения

позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как,

учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс,

учащийся - учащийся, группа – группа , а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение .

Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Алгоритм проведения  интерактивного занятия.   1. Подготовка занятия;  2. Вступление;   3. Основная часть;   4. Выводы (рефлексия) .

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1. Подготовка занятия;

2. Вступление;

3. Основная часть;

4. Выводы (рефлексия) .

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока  Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний) Обсуждение домашней творческой работы «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Кластеры Хук (притча, игра, «крючок») Синквейн («восточный стих»)

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)

Обсуждение домашней творческой работы

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Кластеры

Хук (притча, игра, «крючок»)

Синквейн («восточный стих»)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) «Инсерт» Опорный конспект Форма группового взаимодействия — «большой круг».  Кластеры «Аквариум» Различные формы дискуссий Игровые методы Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

«Инсерт»

Опорный конспект

Форма группового взаимодействия — «большой круг».

Кластеры

«Аквариум»

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Рефлексия – получение обратной связи Мини-сочинение Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Сказка Незаконченное предложение Эссе Глоссарий (составление словаря) Юмористический рассказ

Рефлексия – получение обратной связи

Мини-сочинение

Хокку (хайку) – японские 3-х стишия

Сказка

Незаконченное предложение

Эссе

Глоссарий (составление словаря)

Юмористический рассказ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!