Химический состав клетки
5 кл
Учитель биологии и химии
Миникаева Р.Ш.
Цель урока : формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; развитие навыков классификации биологических объектов.
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
- Научиться характеризовать химический состав клетки;
- различать понятия химический элемент и химическое вещество;
- классифицировать вещества, входящие в состав клетки;
- объяснять значение неорганических и органических веществ в клетке.
Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.
Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.
Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.
Что такое ПРИРОДА?
Природа
Живая
Неживая
Углерод
Водород
Азот
Кальций
Фосфор
Химические элементы
Кислород
Железо
ОБРАЗУЮТ ВЕЩЕСТВА
Задание 1. Внимательно изучите текст параграфа 8: неорганические вещества клетки (1группа) и органические вещества (2 группа).
Задание 2. Назовите какие вещества относятся к неорганическим, а какие – к органическим.
ВЕЩЕСТВА
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ
ОРГАНИЧЕСКИЕ
Физминутка
Самостоятельная работа с текстом
Задание: заполните таблицу «Значение неорганических и органических веществ в клетке», п.8, с.40 – 41.
Вещества
Значение веществ
Неорганические
Органические
Самопроверка
Вещества
Значение веществ
Неорганические
Вода
Придает клетке упругость, форму, участвует в обмене веществ
Минеральные соли
Органические
Используются для синтеза органических веществ
Белки
Входят в состав клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности
Углеводы
При расщеплении освобождается энергия, придает прочность оболочкам клеток, запас веществ в клетке
Жиры
При расщеплении выделяется энергия
Нуклеиновые кислоты
Сохранение наследственной информации и передача её потомкам
Лабораторная работа «Обнаружение органических веществ в клетках растений»
Оборудование: семена подсолнечника, пшеницы, салфетка, клубень картофеля, раствор йода, мука, марля, стаканы с водой
Ход работы
Описание опыта 1 «Обнаружение растительного белка в клетках семян пшеницы»
Насыпьте на марлю немного муки, сделайте из марли мешочек и окуните несколько раз в стакане с водой. Затем разверните мешочек.
Обсудите в паре: Что произошло с мукой? Почему состояние муки изменилось?
Заполните пропуски в предложениях:
На марле появилась ____клейкая___ масса. Это и есть растительный __белок________ (клейковина).
Опыт № 2 «Обнаружение жира в клетках семян подсолнечника»
На салфетку положите очищенное семя подсолнечника и раздавите его.
Обсудите в паре: Что вы видите? О чем это свидетельствует?
Заполните пропуски в предложениях : На салфетке появилось _______ жирное _____ пятно. Это свидетельствует о том, что в клетках семени подсолнечника содержится __ жир ______.
Опыт № 3 «Обнаружение углеводов (крахмала) в клетках клубня картофеля»
На срез клубня картофеля капните раствор йода (будьте осторожны йод оставляет пятна на одежде) и наблюдайте за изменениями.
Обсудите в паре: Что вы наблюдаете? Какие изменения произошли с раствором йода?
Заполните пропуски в предложениях :
На срезе клубня картофеля при взаимодействии с йодом появилось ____ темное_ _____ пятно. Это говорит о том, что в клетках клубня картофеля есть __ крахмал _______________, который при соприкосновении с йодом приобретает _____ синюю _________ окраску.
Выполните задания.
- На место пропуска в этой таблице следует вписать…
- Минеральные соли
- Жиры
- Нуклеиновые кислоты
- Белки
Целое
Неорганическое вещество
Часть
Органическое вещество
Углеводы
Ответ: 1)
2.Рассмотрите предложенную схему «Химический состав клетки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный знаком вопроса.
Ответ: органические вещества
Химический состав клетки
?
Неорганические вещества
Нуклеиновые кислоты
Жиры
Углеводы
Вода
Минеральные соли
Белки
Рефлексия
Красный – совсем непонятно
Жёлтый – надо повторить ещё раз
Зелёный – всё понятно и ясно
Домашнее задание
- Прочитать п.8
- Ответить на вопросы в конце п.8 устно
- Творческое задание: проведите исследование
1) на обнаружение жира в семени тыквы
2) на обнаружение крахмала в яблоке.
13
автор шаблона:
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru /
Интернет – ресурсы
Фон для заливки фигур:
http:// www.lenagold.ru/fon/uzor/zel/zeluzor05.jpg
Мальчик с колбой:
https://image.freepik.com/free-vector/_ 43633-6658.jpg
Девочка с колбой:
https://image.freepik.com/free-vector/_ 43633-6665.jpg
Молекулярная модель:
http:// www.qualityscientificworks.in/images/qsw_logo.png
На момент создания шаблона все ссылки являются активными !