Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников
на уроках русского языка
учитель Совзиханова Э.М.
Способности не только проявляются и существуют в деятельности, они в деятельности создаются и в деятельности развиваются. Б. М. Теплов
- Интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека
ЦЕЛЬ:
- повышение эффективности учебного процесса за счет раскрытия и реализации личности и создание условий для интеллектуального развития младших школьников
ЗАДАЧИ:
- повысить качество обучения по предмету;
уровень познавательной активности через развитие психических процессов;
речевую активность;
- развивать мышление;
- воспитывать интерес к русскому языку;
- создать условия для успешной самостоятельной деятельности.
ГИПОТЕЗА:
если мы в своей работе при обучении учащихся начальных классов на уроках русского языка будем использовать комплекс упражнений для интеллектуального развития, то повысится качество знаний учащихся, будет совершенствоваться их интеллектуальное и речевое развитие
Результаты
– развитие психических процессов (памяти, мышления); – развитие речи, внимания, интереса к предмету; – развитие общеучебных навыков; – улучшение успеваемости по предмету.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
Новые
принципы
проведения
урока
Принцип
разностороннего
развивающего
воздействия
на интеллект
ребенка
Принцип
обоснованного
ответа
Принцип
сотрудничества,
делового
партнерства
учителя
и ученика
Принцип
действенного
подхода
к обучению
Содержание обучения:
- введение дополнительной лексики во
время словарно-орфографической работы,
закрепления, повторения и обобщения изученного;
- увеличение использования поговорок,
фразеологических оборотов на разных
этапах уроков;
- включение в содержание уроков
различных видов текстов воспитательно- познавательного характера.
Структура урока русского языка
- Мобилизующий этап
- Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Минутка чистописания
- Словарно – орфографическая работа
- Изучение нового материала
- Обобщение нового материала
- Физкультминутка
- Закрепление изученного материала
- Рефлексия
Зачеркни в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке.
Отгадайте ребус.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Доктор- врач
зов-?
ураган-?
- правильно сформулируйте и определите тему
Упражнения на разных этапах урока:
Минутка чистописания:
Енот сетка ежиха пенал
- определите букву, которая есть в каждом из данных слов; - разделите слова на две группы.
Минутка чистописания
- Тема: ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ Каллиграфическая минутка.
- - Определите порядок следования букв в этой цепочке:
Вдлт Влтд Втдл В…
- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
- Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Словарно-орфографическая работа
Цель: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на интеллект
цфбктхешсрчёщзца
- мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и узнаете новое слово
- определите два новых слова
1 2 3 4 5 6 7 8
1 А М Н О Р К В У
2 С Г Д Я Л Ч Ц Т
ключ 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1
-Разгадав ключ шифра, узнаете новое слово
Словарно-орфографическая работа
Тема: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ
- Постарайтесь узнать в этой записи новые два слова, с которыми мы познакомимся на уроке.
Словарно-орфографическая работа
Первое слово : 3,1,11,6,12,13,1
Второе слово: 3,1,5,13,4,7,10,9,8.
Каждому числу соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А ГК О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Словарно-орфографическая работа
- «Распутайте» эти замысловатые высказывания, не
переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтёте известные пословицы.
Словарно-орфографическая работа
- Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
- Задание:
- Если расположите данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.
- Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ
- Задание:
- Если вы внимательно проследите за движением стрелки, то прочитаете слово. Ответ: молоко.
Словарно-орфографическая работа
Задание: - Если вы успешно справитесь с кодом, сможете назвать два новых слова.
КОД:
Зашифрованные слова:
С
К
В
Ж
Г
А
Р
Д
У
Т
И
Ъ
Ь
А
Р
З
Е
К
О
Л
П
Н
М
Ч
Ф
А
Т
Ш
Щ
А
Ответы: квартира, комната.
Словарно-орфографическая работа
Задание: - Сопоставьте прямоугольники и определите зашифрованные слова.
О
К
Г
Ж
И
У
П
Р
Ц
О
Е
Х
М
Р
Ф
Т
И
М
Д
Р
О
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Ответы: огурец, помидор.
Заключение
Правильное и систематическое использование
данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для младших школьников.
ТЕМА
применяю не применяю
не моё любопытно
трудно совершенствую на практике
нужен совет могу дать совет
У Вас всё получится! Желаю успеха!
Спасибо
за внимание!