СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по истории и культуре города Мурома

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древний былинный город Муром. Он овеян легендами. Вас ждут открытия

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по истории и культуре города Мурома»

Духовно-нравственные основы образования и воспитания

(Методическая разработка занятия)

Интеллектуальная игра

по истории и культуре города Мурома.

Интеллектуальная игра рассчитана на участие двух команд. В каждую команду входят по 7 участников, включая капитана.

Конкурс 1

Преданья старины глубокой

Для участия в конкурсах 1-4 команды занимают места за приготовленными местами.

Задание: Каждой команде предлагается 3 вопроса с тремя вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ - 1 балл. На обдумывание - 10 секунд.

1 команда.

  1. "На семи холмах, что возвышаются на левом берегу Оки, раскинулся один из древнейших русских городов - Муром…" В какой летописи упоминается город Муром?

А. "Повесть временных лет";

Б. "Повесть о Петре и Февронии";

В. "Поучения Владимира Мономаха".

  1. Имя городу дали по названию племени Мурома, принадлежавшего:

А. славянской группе;

Б. угро-финской;

В. скандинавской.

  1. В какой былине Илье Муромцу помогает земля русская?

А. "Илья и Святогор";

Б. "Илья Муромец и Соловей Разбойник";

В. "Три поездки Ильи".

Команда 2.

  1. В середине 11 века Муром вошел в состав Черниговского княжества, а в 12 веке стал частью княжества:

А. Новгород-Северского;
Б. Галицко-Волынского;

В. Ростово-Суздальского.

  1. Именно в Муроме он устроил переправу своего войска через Оку, во время которой произвел смотр боевых частей и дал обет воздвигнуть храмы в честь победы. Это был:

А. Петр I;

Б. Иван Грозный;

В. Павел I.

  1. Проезжая через Муром, он заметил: "Я весьма доволен городом… в нем я нашел все лучшее, нежели думал. Город Благодатный!" Кто восхищался городом?

А. Г. Державин;

Б. Павел I;

В. Н.А. Некрасов.

Дополнительные вопросы

Право ответить имеет любая команда; за правильный ответ - 1 балл.

  1. Каков был рост Ильи Муромца:

А. сажень;

Б. локоть;

В. аршин.

  1. Сколько лет было Илье Муромцу, когда он умер?

А. 50;

Б. 30;

В. 45.

  1. Как встречает Илью киевский князь Владимир?

А. с презрением;

Б. с радостью;

В. с недоверием.

Жюри объявляет счет

Конкурс 2.

Что в имени тебе моем?

Конкурс проводится в 3 тура. В каждом туре очередность команд меняется. На обдумывание 5 секунд. Команда, закончившая игру, получает три балла, проигравшая - 1 балл.

I тур



Перечислить героев былин "Поездка Ильи в Киев" (Идолище Поганое, Соловей-разбойник, Калин царь, Сила несметная).

II тур

Муром привлекал многих деятелей русской культуры. Перечислите их. (Радищев, Державин, Крылов, Пушкин, Грибоедов, Некрасов, Горький).

III тур

Здешние места прославили многие ученые, изобретатели, писатели, артисты, художники. Назовите их.

  • изобретатель телевидения В.К. Зворыкин;

  • создатель теории резания металлов К.А. Зворыкин;

  • известный зоолог В.И. Жадин;

  • ученый-авиаконструктор Р.А. Беляков;

  • художники: Куликов, Казанцев, Дьяконов;

  • драматург Гладков, артист Константинов, археолог Уваров.

Конкурс 3

"Прекрасное должно быть величаво…"

Конкурс состоит из нескольких туров (музыка, живопись, стихотворения-посвящения). Право ответа, если возникают трудности, передается другой команде.

Музыка. (Используются отрывки записей музыкальных произведений).

Задание: узнать мелодию

Команда 1: А. Гладков, музыка из кинофильма "Гусарская баллада" ("Светлана", "Давным-давно).

Команда 2: народная песня "На муромской дорожке", Ю. Мятлевский "Племя Мурома".

Живопись. (Каждой команде предлагается рассмотреть репродукцию картин).

Задание: определить среди всех репродукций картины муромских художников. Рассказать, чему или кому они посвящены.

Команда 1: Куликов "Никола-Набережная церковь", "Базар у церкви".

Команда 2: Куликов "Сбор невесты", "Ярмарка в Муроме".

Поэтическая строка. (Предлагается узнать, какому памятнику архитектуры посвящены эти строки).

Шли к нему

С молитвой и с поклоном,

Слали из чужих краев послов,

Радовал малиновым он звоном,

Светом золоченых куполов.

Возвышался он над косогором,

Отражаясь в глади голубой,

Младший брат Успенского собора,

Что стоит над Клязьмою-рекой.

(Богородицкий собор)

"Возвратился царь Иван в Москву златоглавую. Звоном колокольным встретил народ цареву рать. Приказал тогда царь построить в Муроме храм в честь победы. Как живой свидетель веков минувших, на месте шатра царева стоит…"

(Козьмодемьянская церковь)

Конкурс 4

Блиц-турнир

(за каждый ответ 1 балл).

  1. Название огурцов, прославивших город Муром? (Муромские)

  2. Первый пароход, пришедший в город Муром? ("Скороход")

  3. Сколько лет Спасо-Преображенскому монастырю? (904)

  4. Какой вид раньше имела Козьмодемьянская церковь? (Шатра)

  5. Назовите имена двух братьев, причисленных к лику святых после смерти? (Борис и Глеб)

  6. Куда направился неправедно изгнанный из города Василий Рязанский? (В Рязань)

  7. На чьи средства возведен Троицкий монастырь? (Купца Богдана Цветного)

  8. Название бронепоезда, который с боями прошел до Франкфурта-на-Одоре? (Илья Муромец)

  9. Сколько столетий нашему древнему городу? (более 11)

  10. Название меча, которым брат Петра Павел должен был убить змея-оборотня? (Агриков)

  11. Название светло-синего цвета в былинах? (Лазурь)

  12. Место в церкви, где стоят певчие? (Клирос)

  13. Женщина, заменяющая родную мать при свадебном обряде? (Посаженная мать)

  14. Долгие годы Муром был пограничным городом. И для друзей и для недругов, пришедших с Востока, Русь начиналась с Мурома. Как это назвать по другому? (Форпост)

  15. Камень на перекрестке дорог из былины об Илье Муромце. (Алатырь)

  16. Название былинного оружия древнего воина? (Палица)

Конкурс 5

Конкурс капитанов

Определить, какими понятиями или словами обозначались или назывались:

  1. Старинный женский головной убор. (Кичка)

  2. Главное божество у древних славян, бог грома и молнии. (Перун)

  3. Сложенный петлей ремень или веревка. (Праща)

  4. Праздничные дни от Рождества до Крещения. (Святки)

  5. Светлая комната, отделенная сенями от кухни. (Горница, светелка)

  6. Боевей топор с длинной рукоятью. (Секира)

  7. Возвышения с приступками в глубине церкви. (Алтарь)

  8. Крыльцо и площадка перед входом в церковь. (Паперть)

  9. Сапоги или высокие башмаки с загнутыми к верху носами. (Чеботы)


Литературная игра

Тема «Древняя Русь»

Первый тур

  1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (пахаря)

  2. Комната монаха в монастыре? (келья)

  3. Первая книга христианского мира? (Евангелие)

  4. Бог грома и молнии у древних славян (Перун)

  5. Старинная рукопись, документ (Хартия, свиток)

  6. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси (обет)

  7. Боевой топорик с длинной рукоятью (секира)

  8. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях (былины)

  9. Похоронный обряд у древних славян (Тризна)

  10. Чей щит прибит «на вратах Цареграда»? (Вещего Олега)

  11. Как назывались в Московском государстве 16-17 в учреждения (приказы)

Второй тур

Тест по теме «Устаревшая и малоупотребительная лексика»

  1. Агнец – это: а) ангел, б) ягненок, в) огонь

  2. Покажи длань (рука, ладонь)

  3. Духовник а) играет на духовых инструментах, б) создает духи, в) совершает дух. обряды

  4. Басурман – это: а) национальность, б) воинское звание, в) вероисповедание (басурман – иноверец, не христианин).

  5. Клобук носят: а) на голове, б) на шее, в) в кармане (клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом)

  6. Алкать значить: а) кричать, б) жаждать, в) бежать

  7. Пращур – это: а) динозавр, б) отец прапрадеда, в) название болезни

  8. Забрало – это: а) меч, б) городская стена, ограда, в) кольчуга

  9. Лепота – а) лепные узоры, б) настой из мяты, в) красота

  10. Покажите свою десницу (правая рука)

  11. Что необходимо, чтобы стать толмачом а) хорошо рисовать, б) быстро бегать, в) знать языки (Толмач – переводчик)

Третий тур

Кем были открыты первые школы на Руси (Ярославом мудрым)

  1. Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого (В «Повести временных лет)

  2. Автор летописного свода «Повесть временных лет» (Монах Нестор)



«Спасательная» литература

Закон любви

Методические рекомендации, презентация повести «Солнечное затмение» Альберта Лиханова

8 класс



Краткая аннотация

Методические рекомендации

I.В предлагаемых материалах выделяются разделы, которые соответствуют следующим основным методическим задачам:

-организация чтения повести (важно заинтересовать восьмиклассников и добиться, чтобы все ее прочитали. Строить изучение повести на основе целостного ее восприятия);

-подготовка к изучению (знакомство с автором, проблематикой его творчества, особенностями стиля);

-работа с текстом (истолкование).

Вопросы и задания помогут в изучении повести. В разделе «Заметки на полях» содержатся мысли и афоризмы нравственно-эстетического характера.

Все это может быть использовано на уроках, классных часах, родительских собраниях в различных вариантах.

Рабочие материалы для подготовки к занятиям, не сковывая инициативы учителя, значительно облегчат его труд. Материалы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и могут использоваться учителями, работающими по любым учебным программам.

II.Материалы уроков разработаны с учетом современных образовательных технологий (педагогических мастерских), ИКТ.

Выбор приемов школьного анализа определяется своеобразием художественного мира Альберта. Лиханова, его стиля.

Первый этап:

-формулировка интерпретационного вопроса, дающего проблемный импульс (авторское название рассказа)

- активизация ассоциативного «фона»(фиксируется первичное читательское восприятие, которое затем будет уточняться)

Второй этап

Решение проблемного вопроса – сопряжено с погружением в текст автора, активизирующим внимание к языку произведения, чему способствует обращение к лексическим повторам, смысловым ассоциациям.

Третий этап:

Завершение урока – творческая интерпретация смысла названия повести с опорой на записи.

Четвертый этап:

Рефлексия – самоанализ собственных мыслительных путей и действий в процессе урока.

Какой этап урока был для вас самым интересным?

Какие открытия, выводы показались неожиданными?

Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?

Обоснование выбора темы.

За последнее десятилетие качественно обновилась программа по литературе, в нее стремительно вошли «новые имена» - открылось иное зрение на многое в жизни. Уроками добра и справедливости, взаимной любви и доверия стали уроки по творчеству А. Лиханова.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Одна из ведущих тем его творчества – детство, проблемы и радости ребенка. становление личности.(не случайно писатель с 1992 г.является президентом Международной ассоциации детских фондов. А. Лиханов продолжает традиции русской классической литературы с «единым полюсом милосердия», с сюжетами из жизни обыкновенных людей, «со слезинкой ребенка» Достоевского, с чеховским Ванькой Жуковым, горьковским Алешей Пешковым, Андреевским страдальцем – ребенком Петькой, Никитой из «Детства» Толстого… Настоящее, подлинно художественное произведение всегда открывает перспективы в работе, возможности, которые содержит повесть «Солнечное затмение»

Писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий потаенные уголки души своих героев. Мастерство писателя неотделимо от правды изображенного им, как сама правда неотделима от мастерства.

Организация чтения.

Объяснение значений непонятных слов (словарь см. в конце урока).

Подготовка к изучению повести.

Сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами, читателями) в повести А. Лиханов, и мы с восьмиклассниками будем размышлять над ними. Сумеем ли мы прочитать ее вместе с детьми так, чтобы она стала событием в их жизни, откровением.

О чем будем говорить на 3-х уроках по повести? Медленно, с наслаждением (этому тоже надо учиться) о событиях, которые произошли в жизни подростков, Феди и Лены, за несколько дней их жизни: о том, как они учатся, увлечением голубями Федей, болезнью и мудростью Лены, их влюбленностью и страданиями, испытанием первым в жизни страшным горем – смертью подруги Зины.

Что такое любовь в жизни человека (Любовь к матери, девочке, женщине, ко всем людям «ближним и дальним»).

Идиомы: конфликт поколений – «отцов» и «детей».

Что есть доброго? (жизнь мальчика Феди, любовь к птицам, поведение отца Лены, работников интерната).Что есть зло? (пивная будка, «друзья детства» отца: Седой, Платонов). Неизбежно ли оно в жизни?

Как самому избежать дурных поступков?

Что есть страдание и можно ли прожить жизнь без страданий? (и много ли будет «стоить» такая жизнь?)

Что есть счастье? (и несчастье)?

Что есть смерть? (Что – то остается после нас? Что же?)

И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Заметки на полях.

«Люди как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских» (Л.Н. Толстой).

Тема урока «Человек – это целый мир»

(урок по повести «Солнечное затмение» А. Лиханова)



Цели урока: Создание условий для включения учащихся в самостоятельную деятельность на основе исследования литературного текста и личных впечатлений;

Задачи:

предметные-: осмысление произведения в философском, эстетическом и нравственном аспектах; умение воспринимать силу авторского слова;

личностные: образное восприятие (людей), эмоциональное

со – переживание, со – чувствие поможет увидеть устремление главных героев к познанию истин;

метапредметные-: осознание глубины философской мысли, , видеть черты эстетически преображенной реальности.

Оборудование урока: медиапроектор, экран, иллюстрации.

Наглядность: текст, рисунки детей.

Примечание: презентация содержит макросы, для ее работоспособности необходимо, чтобы они не были отключены.

Открыв презентацию, выберите в меню Сервис- Макрос –Безопасность. Установите среднюю. Закройте файл, сохранив изменения. Теперь при открытии будет появляться диалоговое окно, в котором необходимо выбирать кнопку «Не отключать макросы».



Человек есть

тайна.

Ф.М. Достоевский.



Ход урока

I.Вступительное слово учителя. Постановка проблем

Наш мир соткан из противоречий: любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь. Они всегда рядом. Мир человека разнообразен, окружен тайной. В нем есть место мучительной доброте и холодной жестокости, где люди живут и умирают, но остаются людьми. Этот мир сложный, не упрощенный. Нам так необходимо понять свой мир и принять мир другого человека, особенно, когда происходит взросление. В этом нам помогают произведения А. Лиханова. Все творчество писателя обращено в равной мере и к миру взрослых, и к миру детей. Чтобы попасть в страну детства, необходимо открыть повести А. Лиханова: «Крутые горы», «Последние холода», «Мой генерал», « Мальчик, которому не больно». Мы остановили свое внимание на повести «Солнечное затмение». Все произведения Лиханова – это кладовая человечности, воспитание любви и отзывчивости между людьми, миропонимания. Сегодня мы поговорим о замысле, сюжете повести. Обратим внимание на особенности композиции, своеобразие языка повести в изображении героев; лаконизм прозы и умение поднять важные нравственные вопросы.

Проблемный вопрос Что символизирует название? – противоречие (в природе и в жизни, мире людей Солнечное затмение – аномалия в природе, беда у человека). А что входит в ваше понятие – мир человека (запись на доске)

МИР ЧЕЛОВЕКА. ( слайд 1)

… … … …

(доброта (вина, сострадание (милосердие) (любовь)

совесть борьба со злом) сохранение своего внутренне

покаяние) прошлого «я»



II.Анализ повести. Первичное восприятие.

С каких событий начинается повествование? Работа в группах. Описание старого поселка, где жизнь протекает тихо и размеренно. Такой покой стоял вокруг – отрада душе. Уголок этот жил другим дыханием и ритмом. Это благотворно влияет на жителей, но, к сожалению не на всех. Главный герой Федор тревожится за своего отца, стыдится за его поведение.

Проследите внутренний монолог героя от слов «Эх, жизнь!.. Хватало Федьке в ней расстройств и огорчений…» до слов «стыдно за отца. Федор привык быть один».

III. Проверка первичного восприятия.

1.Что нам известно о главном герое?

Выпишите ключевые слова, несущие большую смысловую нагрузку (Индивидуальная нагрузка). (Взглядом хотел уберечь отца, пивная палатка, тоскливое место, срам за отца; замолкал, затухал отец. Мать, высохшая как доска, совсем старуха).

Высказывания ребят. Выводы

(Федор живой, наблюдательный парень, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но отходит быстро, не помнит зла. Он переживает за отца, за его пристрастие к алкоголю, неустроенность в семье).

Подчеркните понравившиеся слова, словосочетания в первой части, которые будут темой вашего маленького сочинения (10 мин.).

- Старый мир поселка.

- Тоскливое место.

- Эх, жизнь!

- Одиночество.

- Есть ли у неба дно?



IV. Определим тему повести

Сформулируйте ее одним предложением.

(Эта повесть о нравственных исканиях подростков.)

-Каков сюжет?

(Повесть построена на контрастах – Федор – романтик, увлеченный голубями, мечтатель, а девочка Лена – в инвалидной коляске, живет по суровым правилам, составленными девчонками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо. Нравственное озарение посещает юных героев).

-Теперь остановимся на конкретных судьбах героев. Попробуем изложить свои впечатления не отрывочно, а в форме монолога по заданному плану.

Работа в группах, задания на карточках. (слайд 3)

1.Тревога Федора за отца и мать.

2.История имени отца Джона Ивановича

3.Одиночество мальчика

4.Мир голубей

Страдания Лены «Я не умею ходить!»

1.Наблюдения за Федей

2.Воспоминание об интернате.

3.Мера ценности – сердечность, любовь, душа

4.Конфликт в семье Федора.

5.Знакомство Лены и Федора

Разрушение старого поселка, тихого мира.

1.Новые квартиры.

2.Отъезд жильцов.

3.Уничтожение голубятни

4.Новое место для птиц в интернате.

V.Для активизации читательских реакций, внимания к слову, оценки предложим поработать с портретными характеристиками, качествами характера жильцов.(слад4)

Федор

Лена

смешной, зеленоглазый, черные волосы с непослушными вихрами, грустный взгляд, любил голубей, с ребятами не водится, тревожится за родных, жалость к отцу

синие огромные глаза – как на иконе, красивая, белолицая, ржаная коса солнышком вокруг головы уложена, нравилось оставаться невидимой, решительная, волевая.



VI.Комментарии.

Внимание автора направлено на мысли, переживания героев. Мотив страдания задан сюжетно и особенно настойчиво выделяется лексически и интонационно! (Страдает Федор от неустроенности в семье: за отца, за мать. Морально и физически страдает Лена: инвалид детства «не такая как все» (приведите примеры из текста).

Что еще помогает передать внутренний мир героев?

(Описание природы. Приведите примеры)

Вывод: Поведение человека и описание природы связаны между собой. Через описание пейзажа передается состояние души человека.

Карточка (слайд 2)

Описание

Ощущение

…Простор – поле, одуванчики, земля, воздух деревенский, этот уголок природы жил тишиной.

Дождь хлестал по земле, сек траву

Лето подходило к концу, дорогу усыпали жухлые листья тополя

умиротворенность,

покой



переживание, неуютность



тоска,

одиночество



«Надо так жить… чтобы самому себя можно.. было уважать» (М.Горький)

«Худшее… относиться к людям равнодушно, в этом – суть бесчеловечности» (Б.Шоу)

Литературоведческое исследование

Композиция повести

-прерывность изображения;

-деление повествования на множество мелких эпизодов, что помогает увидеть многоплановость изображаемого;

-выбор эпизодов, описаний и обобщений после наблюдений над частыми текста;

-неповторимые характеры героев.

Вывод: «В человеческих характерах – главное содержание повести». Боль и радость, страдания и преодоления объединяют все эпизоды, потому и в названии резкий контраст «Солнечное затмение».

VI.Разнообразные формы повествования(слайд5)

от 3-го лица изображение внутреннего смена носителей

мира героя речи

(…) (…) (монолог, диалог)

(…)

Вывод: композиционные формы позволяют изобразить мир глазами Феди, Лены, автора.

Рефлексия : Меня заставило задуматься…

Особенно запомнилось…

Хочу поделиться с другими…

VII.Заключительное слово учителя. Обобщающие ответы

Автор призывает нас к диалогу поколений, помогает лучше понять себя, свой мир, друг друга, утверждает в сердцах общность духовной культуры, миропонимания. Писатель страстно доказывает и детям, и взрослым, что истинным является лишь один путь улучшения мира человека: требовательность к себе, работа над своими душевными исканиями, воспитание миролюбия.

Ответы детей

Спасибо вам за умные и добрые мысли, которые мы услышали. Надеюсь, что ваш мир обогатился после нашего разговора над проблемами повести.

VIII.Домашнее задание(слайд 6)

1.Отобрать сведения:

а)о матери: портрет, привычки, черты характера;

б)об отце: история имени, положение в доме (письменно).

2.Эссе «Мой мир»

СЛОВАРЬ

ТУРМАН – разновидность породы голубей

ЗАКУТОК – специально отведенное место

НИКЕЛИРОВАННОЕ – покрытый особым сплавом

ПОЛИОМИЕЛИТ – медицинский термин, название болезни

СКАРБ – вещи, пожитки

ТРЕЙЛЕР – вид тяжелого транспорта. ЯКШАТЬСЯ – (разг.) общатьс

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ



Альберт Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Учился в школе. Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского университета в Екатеринбурге. Закончил его в 1958 году и вернулся в Киров, где работал сотрудником газеты «Кировская правда». В 1967 году становится ответственным секретарем журнала «Смена», а затем возглавляет этот журнал. Основные произведения объединены в трилогию «Семейные обстоятельства». Произведения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!