СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра " От фольклора к литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть использована на уроке литературы в 5-6кл. при закреплении знаний по УНТ.Это подборка самых увлекательных заданий и вопросов. Ребята будут в восторге от игры в командах  и получат много и полезных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра " От фольклора к литературе"»



Интеллектуальная игра

« От фольклора к литературе». 5класс


Цель: расширить круг знаний учащихся о фольклоре, его жанрах, пробудить интерес к устному народному творчеству, помочь проявить свои творческие способности, смекалку, пробудить интерес к чтению.

Ход игры.

Учитель: - Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре знатоков устного народного творчества. Сегодня у нас мероприятие, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.

-Сегодня соревнуются 2 команды .Соревноваться вы будете не в силе и ловкости, а в знаниях - кто больше знает и быстрее соображает.  Игра состоит из шести конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Кто сделает быстрее, тот получит на 2 балла больше.

За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, которые будут суммироваться с заработанными баллами при выполнении заданий. Ваши ответы оценивать будет самое справедливое в мире жюри в составе -----------------(представляются члены жюри).

-Итак, мы начинаем нашу интеллектуальную игру « От фольклора к литературе».

1конкурс « Давайте знакомиться!»

(название, приветствие)

Учитель: - Первый конкурс будет называться « Давайте знакомиться!»


Конкурс начинается с приветствия и представления команды.


  • Приветствуем их аплодисментами!

  • Вторая команда - Давайте дружно похлопаем и этой команде!


2 конкурс «Теоретический».

Задания команды получают на листочках (Раздаются карточки с вопросами)

Вопрос. Вместо слов «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор». Как вы думаете, что оно означает?

(в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание». Российские учёные традиционно называют фольклором только словесное творчество. О нём ещё говорят «живая старина», «народная поэзия»). Фольклор сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней существования человека на Земле.

Вопрос. Какие жанры детского фольклора вы знаете? Перечислите их.

(колыбельные, потешки, пестушки, частушки, приговорки, страшилки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки, нелепицы-нескладухи, игры, песенки, считалки).


3 Конкурс «Паутина пословиц».

Учитель: - Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует , наставляет, предупреждает. А теперь послушайте стихотворение:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их друзья.


1. Задание: вставить в пословицу недостающее слово.


  1) По одежке встречают,

      По …  провожают.      

                                                 (уму)

  2) Не спеши языком,

       Спеши …  

                                                  (делом)

  3) На языке мед,

      На … лед.

                                                (сердце)

  4) Любишь кататься,

       Люби и ….  возить.

                                                  (саночки)

  5) Не говори «гоп»,

      Пока не …

                                                  (перепрыгнешь)

             

  6) Сколько веревочке не виться,

       А …  будет.

                                     (конец)

   7) Сытый голодному не  ….

                                       (товарищ)

   8) Своя ноша не  ….

                                      (тянет)

2. Задание:  найти вторую половину каждой пословицы.

  1) За двумя зайцами погонишься ….

  2) Взявшись за гуж ….

  3) Обжегшись на молоке ….

  4) Рано пташечка запела ….

  5) Готовь сани летом …

  6) Как месяц не свети ….

  7) Назвался груздем ….

  8) Не знавши броду …

                                   1) … как бы кошечка не съела.

                                   2) … полезай в кузов.

                                   3) … а телегу зимой.

                                   4) … не суйся в воду.

                                   5) … а все не солнышко.

                                   6) … будешь дуть на воду.

                                   7) … ни одного не поймаешь.

                                   8) … не говори, что не дюж.


 3. Задание:  составить пословицу из данных слов.

   1) Не, овсом, а, кнутом, гони, гони.

       (Не гони кнутом, а гони овсом.)

    2) Где, ищет, рыба, а, лучше, человек, где, глубже.

       (Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше)

     3) Как, дружка, матушка, милее, родная, нет.

        (Нет милее дружка, как родная матушка.)

    4) То, с, упало, что, возу, пропало.

         (Что с возу упало, то пропало.)

    5)Соловья, золотая, не, клетка, красит.

        (Соловья красит не золотая клетка.)

    6) Себе, дерево, по, руби.

        (Руби дерево по себе.)


4 Конкурс «Турнир скороговорочников».


-Учитель: - Справились с пословицами, отдохнули и попали на «Турнир скороговорочников».

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


Скороговорки написаны на лепестках ромашки. Дети отрывают лепесток и в течение 1 минуты, тренируются проговаривать скороговорку.

-Проговорите каждую скороговорку 3 раза.


1. Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.


2. У пеньков опять пять опят.


3. Слышала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.


4. Ушел косой козёл с козой.


5. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.


6. Нисколько нескользко,

Нескользко нисколько.


Учитель: - Молодцы. Вы хорошо справились с заданием!

4 Конкурс «Загадочная загадка».

Учитель: - Следующий конкурс «Загадочная загадка». Уже из названия этого конкурса вы поняли, что нужно что-то загадать или угадать. Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок.

Вопрос. Что такое загадка? (это иносказательное описание какого-либо пред мета или явления, данное обычно в форме вопроса).

Любимой забавой на зимних посиделках, на вечёрках были загадки. А вы их любите? Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете их разгадывать.

Отгадывание загадок поочередно.


  • Их не сеют, не сажают -

    Они сами вырастают. (Волосы)

    • Тридцать два молотят -

    Один поворачивает. (Зубы и язык)

    • Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)

    • Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

    • Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

    • Не огонь, а жжётся. (Крапива)

    • Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,

    Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

    • Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)

    • Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

    На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)

    Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (лед)

    Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (гроза)

    Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал, дунул в окно и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)

    И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)

  • На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)

    Люди ждут меня, зовут, а приду ним - прочь бегут. (дождь)

    У древней старушки снег на макушке. (гора)

    Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (месяц)

    Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер)

    5 Конкурс « Песенный».

(домашнее задание)


Учитель: - Через всю жизнь сопровождали человека песни. Они были разные: грустные, веселые, озорные; их пели на посиделках, в хороводах, их разыгрывали как сценки. Предлагаем вашему вниманию несколько народных песен.



Ребята исполняют песни: «Пойду ль я, выйду ль я», «Во ку-, во кузнице», «А мы просо сеяли, сеяли».


Учитель: - Особый песенный жанр – частушки. Ох уж эти частушки! В них и лукавство, и лиричность, и умение увидеть смешное.

(Учащиеся исполняют частушки)


Не бранися, маменька,

Я не виновата,

Невелика да ловка,

Клеятся ребята.


Мой милёнок, соколенок,

Посидим под грушею.

Ты частушки запевай,

Я тебя послушаю.


Запевай моя родная,

Мне не запевается,

Навернулся я с платформы

Рот не разевается.


Говорят, я боевая.

Ну, какой же это бой?

На году двоих отбили

У меня у боевой.


Я не мамкин сын,

Я не тятькин сын,

Я на ёлке рос,

Меня ветер снёс.


Наша Таня намудрила,

Космонавта закадрила,

А подруга Танина

Инопланетянина.


Мене милый изменил,

Говорит, не молода,

Он нашел себе такую –

У ей зубы в три ряда.




Учитель: - Фольклор – это тот ручеек, который дал начало могучей, прекрасной реке под названием Литература. Сегодня мы с вами едва прикоснулись к сладкой воде этого дивного источника, к которому припадали многие знаменитые русские писатели и поэты, используя в своем творчестве образы, мотивы и жанры устного народного творчества.

Учитель: - Слово предоставляется жюри!

Подведение итогов. Награждение.

Учитель: - И в заключение хочу напомнить вам слова М. Горького: «Не зная фольклора, нельзя знать литературу». Мы надеемся, что наши сегодняшний конкурс поможет вам приобщиться к этому источнику, и вы будете часто обращаться к нашему великому народному наследию.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!