Интеллектуальная игра
« От фольклора к литературе». 5класс
Цель: расширить круг знаний учащихся о фольклоре, его жанрах, пробудить интерес к устному народному творчеству, помочь проявить свои творческие способности, смекалку, пробудить интерес к чтению.
Ход игры.
Учитель: - Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре знатоков устного народного творчества. Сегодня у нас мероприятие, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.
-Сегодня соревнуются 2 команды .Соревноваться вы будете не в силе и ловкости, а в знаниях - кто больше знает и быстрее соображает. Игра состоит из шести конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Кто сделает быстрее, тот получит на 2 балла больше.
За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, которые будут суммироваться с заработанными баллами при выполнении заданий. Ваши ответы оценивать будет самое справедливое в мире жюри в составе -----------------(представляются члены жюри).
-Итак, мы начинаем нашу интеллектуальную игру « От фольклора к литературе».
1конкурс « Давайте знакомиться!»
(название, приветствие)
Учитель: - Первый конкурс будет называться « Давайте знакомиться!»
Конкурс начинается с приветствия и представления команды.
Приветствуем их аплодисментами!
Вторая команда - Давайте дружно похлопаем и этой команде!
2 конкурс «Теоретический».
Задания команды получают на листочках (Раздаются карточки с вопросами)
Вопрос. Вместо слов «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор». Как вы думаете, что оно означает?
(в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание». Российские учёные традиционно называют фольклором только словесное творчество. О нём ещё говорят «живая старина», «народная поэзия»). Фольклор сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней существования человека на Земле.
Вопрос. Какие жанры детского фольклора вы знаете? Перечислите их.
(колыбельные, потешки, пестушки, частушки, приговорки, страшилки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки, нелепицы-нескладухи, игры, песенки, считалки).
3 Конкурс «Паутина пословиц».
Учитель: - Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует , наставляет, предупреждает. А теперь послушайте стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их друзья.
1. Задание: вставить в пословицу недостающее слово.
1) По одежке встречают,
По … провожают.
(уму)
2) Не спеши языком,
Спеши …
(делом)
3) На языке мед,
На … лед.
(сердце)
4) Любишь кататься,
Люби и …. возить.
(саночки)
5) Не говори «гоп»,
Пока не …
(перепрыгнешь)
6) Сколько веревочке не виться,
А … будет.
(конец)
7) Сытый голодному не ….
(товарищ)
8) Своя ноша не ….
(тянет)
2. Задание: найти вторую половину каждой пословицы.
1) За двумя зайцами погонишься ….
2) Взявшись за гуж ….
3) Обжегшись на молоке ….
4) Рано пташечка запела ….
5) Готовь сани летом …
6) Как месяц не свети ….
7) Назвался груздем ….
8) Не знавши броду …
1) … как бы кошечка не съела.
2) … полезай в кузов.
3) … а телегу зимой.
4) … не суйся в воду.
5) … а все не солнышко.
6) … будешь дуть на воду.
7) … ни одного не поймаешь.
8) … не говори, что не дюж.
3. Задание: составить пословицу из данных слов.
1) Не, овсом, а, кнутом, гони, гони.
(Не гони кнутом, а гони овсом.)
2) Где, ищет, рыба, а, лучше, человек, где, глубже.
(Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше)
3) Как, дружка, матушка, милее, родная, нет.
(Нет милее дружка, как родная матушка.)
4) То, с, упало, что, возу, пропало.
(Что с возу упало, то пропало.)
5)Соловья, золотая, не, клетка, красит.
(Соловья красит не золотая клетка.)
6) Себе, дерево, по, руби.
(Руби дерево по себе.)
4 Конкурс «Турнир скороговорочников».
-Учитель: - Справились с пословицами, отдохнули и попали на «Турнир скороговорочников».
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно.
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Скороговорки написаны на лепестках ромашки. Дети отрывают лепесток и в течение 1 минуты, тренируются проговаривать скороговорку.
-Проговорите каждую скороговорку 3 раза.
1. Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
2. У пеньков опять пять опят.
3. Слышала старушка,
Как куковала кукушка на опушке.
4. Ушел косой козёл с козой.
5. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
6. Нисколько нескользко,
Нескользко нисколько.
Учитель: - Молодцы. Вы хорошо справились с заданием!
4 Конкурс «Загадочная загадка».
Учитель: - Следующий конкурс «Загадочная загадка». Уже из названия этого конкурса вы поняли, что нужно что-то загадать или угадать. Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок.
Вопрос. Что такое загадка? (это иносказательное описание какого-либо пред мета или явления, данное обычно в форме вопроса).
Любимой забавой на зимних посиделках, на вечёрках были загадки. А вы их любите? Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете их разгадывать.
Отгадывание загадок поочередно.
Их не сеют, не сажают -
Они сами вырастают. (Волосы)
• Тридцать два молотят -
Один поворачивает. (Зубы и язык)
• Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
• Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
• Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
• Не огонь, а жжётся. (Крапива)
• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
• Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)
Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (лед)
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (гроза)
Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал, дунул в окно и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)
Люди ждут меня, зовут, а приду ним - прочь бегут. (дождь)
У древней старушки снег на макушке. (гора)
Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (месяц)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер)
5 Конкурс « Песенный».
(домашнее задание)
Учитель: - Через всю жизнь сопровождали человека песни. Они были разные: грустные, веселые, озорные; их пели на посиделках, в хороводах, их разыгрывали как сценки. Предлагаем вашему вниманию несколько народных песен.
Ребята исполняют песни: «Пойду ль я, выйду ль я», «Во ку-, во кузнице», «А мы просо сеяли, сеяли».
Учитель: - Особый песенный жанр – частушки. Ох уж эти частушки! В них и лукавство, и лиричность, и умение увидеть смешное.
(Учащиеся исполняют частушки)
Не бранися, маменька,
Я не виновата,
Невелика да ловка,
Клеятся ребята.
Мой милёнок, соколенок,
Посидим под грушею.
Ты частушки запевай,
Я тебя послушаю.
Запевай моя родная,
Мне не запевается,
Навернулся я с платформы
Рот не разевается.
Говорят, я боевая.
Ну, какой же это бой?
На году двоих отбили
У меня у боевой.
Я не мамкин сын,
Я не тятькин сын,
Я на ёлке рос,
Меня ветер снёс.
Наша Таня намудрила,
Космонавта закадрила,
А подруга Танина
Инопланетянина.
Мене милый изменил,
Говорит, не молода,
Он нашел себе такую –
У ей зубы в три ряда.
Учитель: - Фольклор – это тот ручеек, который дал начало могучей, прекрасной реке под названием Литература. Сегодня мы с вами едва прикоснулись к сладкой воде этого дивного источника, к которому припадали многие знаменитые русские писатели и поэты, используя в своем творчестве образы, мотивы и жанры устного народного творчества.
Учитель: - Слово предоставляется жюри!
Подведение итогов. Награждение.
Учитель: - И в заключение хочу напомнить вам слова М. Горького: «Не зная фольклора, нельзя знать литературу». Мы надеемся, что наши сегодняшний конкурс поможет вам приобщиться к этому источнику, и вы будете часто обращаться к нашему великому народному наследию.