СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Аз да Буки, потом все науки!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра к Международному Дню родного языка «Аз да Буки, потом все науки!» поможет  углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; будет способствовать развитию интереса к родному языку и бережному отношению к слову.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Аз да Буки, потом все науки!"»



Интеллектуальная игра к Международному Дню родного языка

«Аз да Буки, потом все науки!»

Задачи:

-  углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, об­разности русского языка;

-  способствовать развитию интереса к родному языку;

-  воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Оборудование:

1) плакаты с высказываниями о русском языке;

2) книжная выставка «Словари - наши друзья и помощники»;

3)  записи песен с ошибками;

4)  записи стихотворений о родном языке;

5) рисунки учащихся к фразеологизмам;

6)презентация «21 февраля – международный день родного языка»


Подготовка:

1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

3)  знакомство учащихся со сборниками высказываний о рус­ском языке;

4)  оформление рисунков к фразеологизмам;

5)  подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.

Ход мероприятия:

Ведущий 1:  Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на на­шем внеклассном мероприятии, посвященном родному языку - главному достоинству каждого народа. Сегодня вы не только будете состязаться - кто лучше знает родной язык , но и услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговор­ки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не при­дется скучать!

Трудно грамота давалась
нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
А да Б, как Аз да Буки,
В как Веди, Г – Глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.


Ведущий 2:  Я представляю участников игры: команды 4-х и 5-х классов.

Сборная 4-х классов – команда «Знайки»!

Команда встает и читает девиз:

Мы будем помнить каждый миг:

Наш лучший друг – родной язык.


Ведущий 1:  Команда 5а класса – «Знатоки»!


Команда встает и читает девиз:

Невозможно стать культурным

Без родной литературы!


Ведущий 2:  Команда 5б класса - «Грамотеи»!

Команда встает и читает девиз:

Грамоте учиться –

Всегда пригодится!


Ведущий 1:  Язык — одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Ведущий 2: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

Ведущий 1:  Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Ведущий 2: А сейчас люди разговаривают на одном языке?

Ведущий 1:   Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.

Ведущий 2: Если человек знает несколько языков, какой язык для него родной? (на котором он думает)

Ведущий 1: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля.


Ведущий 2: Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Ведущий 1: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и тради­циями.

Ведущий 2: Почему нелегко давалась азбука?

(Сначала нужно было вызубрить названия букв (А-аз, б-буки..). Но ещё сложнее было из букв складывать слова.

Попытаемся представить себя учениками древнерусской школы.

- Попробуйте, ребята, сложить слова из букв. Добро, он, мыслете (дом). Ша, како, он, люди, аз (школа)

А сейчас самостоятельно прочитайте и запишите в тетрадь прочитанное предложение.
Покой, рцы, иже, ша, люди, аз, веди, есть, слово, наш, аз, добро, ук, есть, твёрдо, веди, есть, твёрдо, есть, рцы.

(Пришла весна, дует ветер)

Задание 3команде (6 кл)

напишите кириллицей слово «человек» ………………………….

Ведущий 2: Объявляется конкурс на знание фразеологизмов (по рисункам узнать фразеологизмы). 1 вопрос для одной команды, если не справились, то следующая команда отвечает.

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят... (водой не разольешь).


Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу).


Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова).


Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).


Ведущий 1: Трудно общаться с теми, чей словарный за­пас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.


Два ученика разыгрывают сценку (Молов Д. и Кутахов М.)


Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

-Как живешь? - спрашиваю.

-  Нормально, — отвечает.

-  А с учебой как?

-  Нормально.

-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

-Нормально.

Вот так поговорили!


Ведущий 2: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жар­гонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых на­рушений норм литературного языка мы слышим по радио, на теле­видении, в рекламе, на эстраде!

Ведущий 1: Какие ненужные слова есть в вашей речи?

Сленг (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. 

Ведущий 2: Как вы думаете, жаргонные слова, подростковый сленг использовали ваши родители?

Ведущий 1: Посмотрите выпуск тележурнала «Ералаш», снятый почти 50 лет назад.

Ведущий 2:  Над чем вы сейчас смеялись?

Ну и что, может так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?

(Так говорить нельзя. Это некрасиво, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные, невоспитанные люди. С таким собеседником неприятно разговаривать).

Что бы вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?

(Мальчику нужно учиться правильно и красиво говорить.)

А вам нужно этому учиться, или вы и так уже научились правильной, красивой речи?

(ответы детей)

Ведущий 1: А сейчас мы выясним, какая команда самая внимательная! В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их местами.

«Прятки»

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

Ведущий 1:

«Игры с антонимами».

Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.

….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.

В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.

….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.

Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.

Ученье - ….., а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Из существительных убери одну букву так ,чтобы получилось числительное (по 2 на команду)

Сорока -40

Едва-2

Семья -7

Шерсть - 6

Сито-100

Дева -2

………………………………………………

3 этап. «Собери цветок.»   3 балла
- К вам, ребята, я спешила, познакомиться решила. Но вчера упала с кочки, Цветок распался на кусочки. Помогите, помогите! Из кусочков нас сложите. (На доске для каждой команды  лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение.


На сердцевине у цветка 1 команды:

 «Части речи». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашего цветка.


На сердцевине у цветка 2 команды :

«Часть слова». Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашего цветка.

На сердцевине у цветка 3 команды:

 «Члены предложения». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашего цветка.

…………………………….

Подведение итогов. Награждение команд.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!