СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра 7 класс Соседи по планете: Простейшие, Кишечнополостные, Плоские черви

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это интеллектуальная игра целью которой является организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по теме: Простейшие. Кишечнополостные, Плоские черви

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра 7 класс Соседи по планете: Простейшие, Кишечнополостные, Плоские черви»

7 класс

СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ: ПРОСТЕЙШИЕ, КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ, ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ.

Цель деятельности учителя: организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме.

Результаты изучения темы

Предметные

Применяют знания об особенностях организации простейших, кишечнополостных и плоских червей. Об их многообразии, значении в жизни человека и в природе в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

Личностные

Развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я- концепцию» и самооценку личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия). Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания.

Метапредметные

Регулятивные: умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценивать и корректировать результаты.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета) об особенностях простейших, кишечнополостных, плоских червей, их многообразии, значении для человека и в природе и обсуждают полученные сведения; структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки –«умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры

Учитель. Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Животные». Это первая игра по многообразию животных. Запомните, что в игре главное – не победа, участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение. Иметь хорошие знания по пройденной теме.

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»

  1. Амеба обыкновенная имеет непостоянную форму тела? (Да.)

  2. У инфузории может происходить половое размножение? (Нет, и бесполое тоже.)

  3. Малярия. Или перемежающаяся лихорадка, вызывается простейшими? (Да.)

  4. Эвглена бывает не только зеленой, но и кровавой? (Да.)

  5. Укус любого малярийного комара приводит к заболеванию малярией? (Нет, только комаров, насосавшихся крови больного малярией человека.)

  6. Число инфузорий за сутки может увеличиться в 2-3 раза? (Да.)

  7. Простейшие участвуют в создании горных пород? (Да.)

  8. Сонную болезнь вызывает муха це-це? (Нет, муха является переносчиком трипаносом – возбудителей сонной болезни.)

  9. Общая масса инфузорий в желудке быка может достигать 3 кг? (Да.)

  10. У эвглены и хламидомонады есть светочувствительные глазки? (Да.)

  11. Простейшие трипаносомы в прошлом препятствовали заселению Африки? (Да.)

  12. Раковинные корненожки живут не только в морях. Но и в наших прудах? (Да.)

  13. Примерно каждый десятый здоровый человек содержит в себе дизентерийных амеб? (Да.)

  14. Египетские пирамиды сложены из известняка, образованного из раковин нуммулитов, размером в 22 см? (Да.)

  15. Из скелетов простейших (радиолярий) образован остров Гаити? (Да.)

Конкурс «Подсказка»

  1. Это животное ведет малоподвижный образ жизни.

  2. Обладает способностью к почкованию.

  3. Оно живет в наших озерах и прудах. (Гидра.)



  1. Эти организмы, участвующие в круговороте кальция. Живут сейчас только там, где температура воды не ниже 20 градусов.

  2. В прошлые времена они были распространены более широко, о чем свидетельствуют их остатки в известняках.

  3. Участвуют в образовании рифов и островов. (Кораллы.)



  1. Этим свойством обладают не только гидры, но и планарии.

  2. Этот процесс помогает особому виду размножения – фрагментации.

  3. Из позвоночных этот процесс происходит у тритонов и ящериц. (Регенерация.)



  1. Из этих кишечнополостных готовят «хрустальное» мясо.

  2. Рот у них расположен на брюшной стороне.

  3. Нервная система у этих животных образует по краю тела нервное кольцо. (Медузы.)



  1. Этих кишечнополостных за их сходство с цветами называют морскими анемонами.

  2. Но этот «цветок» - хищник, схватывающий свою добычу щупальцами.

  3. Раки-отшельники используют их для защиты, сажая на свою раковину. (Актиния.)

Конкурс «В семье не без урода»

Эта русская пословица подтверждает явление изменчивости, из-за которого одни организмы отличаются от других. Иногда это отличие очень резкое. Среди ресничных червей этот организм особенный. У него нет пищеварительной системы, а пищей его снабжают живущие в нем одноклеточные водоросли. Вы узнаете его название. Если ответите на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы получите по одной букве из слова. (Буквы каждой команде выдаются при правильном ответе по порядку, как они располагаются в загаданном слове). При ошибочном ответе буквы не будет. Побеждает та команда. Которая быстрее скажет правильное название этого животного.

  1. У нее нет того, что у планарии состоит их трех, а у сосальщиков – из двух ветвей. (Кишечник.)

  2. У сосальщиков их две, а у планарии – ни одной. (Присоски.)

  3. Их нет у сосальщиков и лентецов, а у планарии их много, поэтому ее класс и получил такое название. (Реснички.)

  4. У бычьего цепня их нет, а у свиного есть, за что его и прозвали «вооруженным». (Крючки.)

  5. Это то, чего очень-очень много в теле ленточных червей от их головы до самого конца тела. (Членики.)

  6. Ленточные черви поглощают питательные вещества всей поверхностью не от жадности, а от отсутствия… (Пищеварительной системы.)

  7. Эти организмы способны самопроизвольно распадаться на части, из которых потом вырастают новые организмы. (Планарии.)

  8. У людей и планарий она вертикальная, а у гидры – лучевая. (Симметрия.)

  9. У сосальщиков этого нет, поэтому им приходится прерывать процесс питания для избавления организма от отходов. (задняя кишка и анус.)

Название организма – КОНВОЛЮТА

Конкурс – кроссворд

Ответив на вопросы кроссворда, вы прочтете по вертикали название одной из биологических наук. (Гельминтология.)


1








2









3








4











5












6






7









8







9










10









11









12









13









14







  1. Изо рта червя пища попадает в орган. Который называется… (Глотка.)

  2. Это то, из чего состоит тело ленточных червей. (Членики.)

  3. Входит в состав тела лентецов, у свиного цепня вооружена крючками. (Головка.)

  4. Этот паразит живет в печени. (Сосальщик.)

  5. Организм, который может образовывать и женские и мужские гаметы одновременно. (Гермафродит.)

  6. Пузырчатая стадия развития личинки ленточных червей. Образуется в мышцах свиней или коров. (Финка, или финна.)

  7. У сосальщиков и цепней они утрачены в связи с паразитизмом. (Реснички.)

  8. Именно в этом виде печеночный сосальщик проникает в организм коровы. (Циста.)

  9. Это удерживает печеночного сосальщика в теле хозяина. (Присоска.)

  10. Так раньше называли ленточных червей за то, что они живут в хозяине поодиночке. (Солитер.)

  11. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика. (Моллюск.)

  12. Личинка этого паразита развивается в головном мозге овец и вызывает вертячку. (Мозговик.)

  13. Стадия развития паразита в теле промежуточного хозяина. (Личинка.)

  14. С него начинается развитие нового паразита. (Яйцо.)

Конкурс «Биоаукцион»

1.Вопрос о больших делах маленьких животных.

Римляне и греки считали, что это окаменевшие цветы, которые окаменевают, лишь только их вынешь из воды. Они имеют хорошую защиту, которую мы можем видеть. Всегда растут вверх и держатся на уже отмершей части. Образуют колонии, строят рифы и острова. Кто же эти удивительные организмы? (Кораллы.)

2.Вопрос о животном из древнегреческих мифов.

Она была самая красивая из трех сестер, но богиня Минерва превратила ее прекрасные кудри в извивающихся змей и заявила. Что любой человек, взглянувший в ее прекрасное лицо. Тут же превратиться в камень. Как звали одну из сестер Горгон? (Медуза.)

3.Вопрос о том, кого победил Геракл.

После победы над Немейским львом Геракл получил второе задание – убить чудовище из Лернейского болота. Во время сражения на месте отрубленной Гераклом головы у чудовища вырастали семь новых. И только Иолай, вооруженный горящей головней, помог с ни справиться. Что же это за мифическое животное? (Гидра.0

4.Вопрос об организме, у которого есть то, чего нет у других животных.

Родичи этого организма, принадлежащие к одному с ними типу, имеют то, с помощью чего обеспечивают себя питательными веществами. А этот класс организмов живет в кишечнике хозяина и поэтому обходится без сложной пищеварительной системы, зато может всасывать еду всей поверхностью тела. Кто же эти существа с удивительно простым и удобным для них питанием? (Ленточные черви.)

5.Вопрос о животных, бессмертных под ножом экспериментатора.

При неблагоприятных условиях это животное может уничтожить свои органы, а может даже самопроизвольно распадаться на части. Один из видов – терриколя – сама разрывает себя на куски, а потом через несколько часов воссоздает себя заново за счет способности к регенерации. Кто этот хорошо вам известный организм? (Планария.)

Подведение итогов

После завершения игры команде –победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!