СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок Тема: «Обобщение темы Металлы. Металлы в биологии и географии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработали и провели:

учитель химии Бобылева Н.М.,

 учитель географии Антонова М.А.,

учитель биологии Кузнецова Л.В.

 Цели:

  • Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.
  • Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).
  • Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок Тема: «Обобщение темы Металлы. Металлы в биологии и географии»»

Интегрированный урок

Тема: «Обобщение темы Металлы. Металлы в биологии и географии»

Разработали и провели:

учитель химии Бобылева Н.М.,

учитель географии Антонова М.А.,

учитель биологии Кузнецова Л.В.

Цели:

  • Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

  • Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).

  • Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, карточки с Me, Zn, Al, Fe, Ca, Na, Ba, Mg. Коллекция железной руды. Схема электронной формулы Fe. HNO3 (Конц), медная монета, колба.

Орг. начало и постановка целей урока.

Учитель биологии: Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Сегодня на уроке мы с вами вспомним всё, что мы узнали о металлах на уроках химии, географии, биологии.

Постановка целей.

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

- положение металлов в периодической системе

Учитель химии: Большинство химических элементов являются металлами.

Как расположены металлы в периодической системе?

(На экран выводится слайд “Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева)

Выступление учащегося: Если провести диагональ через бор и астат, то в нижнем левом углу будут расположены металлы, кроме инертных газов (показывает по таблице на слайде

Учитель химии: а что ещё вам известно о металлах? Ответьте на несколько наших вопросов.

Интеллектуальная разминка:

  1. Ca – восстановитель или окислитель?

  2. Ионы какого Ме входят в состав гемоглобина? (Zn 2+, Al2+, Fe2+)

  3. Ионы (соединения/какого Me отвечают за свёртываемость крови? (Fe, Ca, Na)

  4. Без какого Ме (ионов) хлорофилл не может прожить, а мы не сможем жить без хлорофилла? (Ba, Mg, Al)

  5. Соединения какого Ме учувствуют в получении данной продукции? (коллекция: соль, стекло, мыло, сода) (Na)

  6. Атому какого Ме советует данная электронная формула: 1S²2S²2P⁶3Cl4S² (Fe)

Обобщающее повторение. Общие физические свойства металлов.

Учитель химии: Используя знания, полученные на уроках физики, химии, биологии, географии давайте вспомним о нахождении металлов в природе, особенностях их строения и физических свойствах.

1. Нахождение металлов в природе

Учитель химии: в природе металлы существуют как в свободном, так и в связанном виде. В свободном виде существуют малоактивные металлы: платина, золото, серебро. Но в основном металлы встречаются в виде различных соединений.

Учитель географии: в природе существует несколько десятков металлов, которые человек использует в разных хозяйственных целях. Производство этих металлов обеспечивает две отрасли: черная и цветная металлургия. Основу черной металлургии составляют руды содержащие соединения железа, а основу цветной металлургии – соединения таких металлов как медь, никель, кобальт и других.

Выступление учащегося: о расположении месторождений руд цветных и чёрных металлов.

В России три металлургических баз, где добывают и производят черные и цветные металлы: Уральская, Центральная, Сибирская и строящаяся база Дальневосточная.

На территории Центральной базы добывают руды таких металлов как железо, никель, алюминий.

На территории Уральской базы сосредоточены запасы медных, алюминиевых, никелевых, урановых руд, золота, платины.

В Сибирской базе имеются месторождения алюминия, железа, полиметаллических руд, золота, меди, никеля, кобальта, платины. Основная добыча и производство меди, никеля, кобальта и платины ведется в районе Норильска, на основе Талнахского месторождения. Здесь производится до 90% Российского никеля и кобальта, 75% меди и 100% платины.

Учитель биологии: А знаете ли вы, что живые организмы, могут подсказывать человеку, где могут находиться те или иные залежи металлических руд? Например, это могут делать некоторые растения. Их называют рудознатцами. Они могут реагировать на присутствие в почвенном растворе солей тех или иных металлов изменением формы стеблей и листьев, окраской цветков. Так соли никеля обесцвечиваю цветки, а избыток меди вызывает появление в них синих и голубых тонов, например, лепестки роз голубеют. Залежи железных руд угнетают древесную растительность, а остальные растения имеют яркие желто-зелёные листья. Фильм : «Растения индикаторы».

3. Физические свойства

Учитель химии:

Металлы имеют многие специфические свойства. Давайте вспомним, какими физическими свойствами обладают металлы?

(учащие проговаривают физические свойства металлов, которые затем демонстрируются на слайдах)

  • При комнатной температуре металлы - твердые вещества, за исключением ртути

  • Большинство металлов серебристо-серого цвета с разными оттенками, за исключением золота и меди

  • Все металлы имеют характерный блеск, называемый металлическим блеском

  • Металлы хорошо проводят тепло и электричество

  • Металлы различаются по твердости

  • Металлы значительно различаются по плотности и тяжести

  • Металлы сильно различаются по температуре плавления.

  • Металлы ковкие и пластичные

Вопрос: с какими веществами взаимодействуют Ме?

Общие свойства

Уравнение реакций


Ме+О2=

?+? =?

Ме+ НеМе =

?+? =?

Ме+ кислота =

?+? =?+?

Ме+ основание =

Ме+?=?+?

Ме+соль=

Ме+Ме+Ме…=сплавы

Ме+Ме=


Вопрос: с какими Ме не взаимодействуют кислоты? (используем ряд напряжений Ме)

Опровержение: Сu+4HNO3= /Cu(NO3)2+2H2O/+2NO2-газ

конц р-р голубого цвета ингаляционный наркоз



Учитель биологии: Но параллельно уживаются польза от применения металлов и опасность от многих из них для живых организмов. Даже ионы металлов, которые обычно обеспечивают нормальную работоспособность организма, в избытке могут вызывать серьёзнейшие нарушения и заболевания.

Выступление учащегося: о биологической роли и токсическом действии металлов на организме

Так железо, входящее в состав гемоглобина, важнейшего белка, обеспечивающего транспорт кислорода с кровью ко всем органам, при избытке поступления в организм приводит к заболеваниям глаз и лёгких, откладываясь в тканях этих органов. Ионы кальция, необходимые для процессов кроветворения и нормального роста скелета, при избытке вызывают такое заболевание как цистит. Недостаток ионов меди в организме приводит к различным заболеваниям, нарушению обмена веществ. Однако избыток меди в организме приводит к нарушению психики и параличу некоторых органов.

Соединения таких тяжёлых металлов как свинец и ртуть, попадая в организм вместе с пищей и водой вызывают сильнейшие отравления, проявляющиеся в поражении центральной нервной системы, почек, сосудов, крови. Происходят нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, снижение иммунитета.





Задание на дом

  1. Как устроена электрическая лампочка? (Какие Ме, сколько для чего +НеМе)

  2. Расскажите о самом длинном поезде в мире ( на каком материке, в каком государстве, размеры, кого или чего перевозит)?

  3. Почему Делийская колона (Индия) отлитая 15 веков назад не ржавеет? Это один из самых загадочных памятников культуры.

Критерии оценивания.

  1. Представление команд (пояснение названия, описание подробное выбора названия команды)- 5 баллов



  1. Викторина (Что? Где? Когда?) вопросы командам по очереди в случае, если команда не дает правильный ответ или не отвечает совсем возможность ответить переходит к команде противника – 1 балл за ответ



  1. Игра «Составить слово» - за каждое составленное слово - 1 балл.

(Пока составляются слова командами проходит игра со зрителями самому активному участнику приз).



  1. Игра «Опереди соперника» - за каждый правильный ответ 1 балл.



  1. Игра «Показуха» - 1 балл за каждое правильно угаданное слово.



  1. Игра «Угадай мелодию»- за каждый правильный ответ 1 балл.



  1. Игра «Дополнительные вопросы» - за каждый правильный ответ 1 балл.





Снимаются по 1 баллу за каждое нарушение если:



  1. Не соблюдение дисциплины (выкрикивание, оскорбление друг друга и членов другой команды).



  1. Не соблюдение очередности ответа (выкрикивание ответов).



  1. В команде работают не все участники.













1 команда

2 команда















































































































































Вопросы если останется время



1. Какого цвета хамелеон? (разного).

2. Чем стрекочет кузнечик? (трением ног о крылья)

3. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

4. Абрикос сушеный половинками? (Курага)

5. Какая птица самая мелкая? (колибри)

6.Чем гиппопотам отличается от бегемота? (ничем)

7. Самое быстрое морское животное. (касатка, дельфин).

8.Что ест зимой еж? (спит)

9. Умеют ли слоны плавать (да).

10. У какой птицы самые сильные ноги? (у страуса).

11. соком какого растения выводят бородавки (чистотел)

12. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)



Викторина тема: «Животный и природный мир вокруг нас»

Составили и подготовили:

учитель географии Антонова М.А. учитель биологии Кузнецова Л. В

Цели: проверить и углубить знания учеников по биологии и географии. Помочь им вспомнить уже известные им факты и освежить уже полученные ранее знания. Независимо  внеш­них особенности каждого из них развить сообразительность, быструю реакцию, фантазию, а также помочь детям учиться работать в команде.

 Задачи:

образовательная: актуализировать знания по разным разделам географии и биологии;

развивающая: развивать умения учащихся работать в группе и самостоятельно принимать решение;

воспитательная: привлечь интерес к предмету биологии и географии.

1 ЭТАП

Выбрать капитана команды и придумать название команды, причем название должно быть того или иного представителя фауны или материка.
Команда, представляя свое название, рассказывает о том, где обитает этот представитель фауны и чем питается. Или рассказывает на каком полушарии находится данный материк.
Оценивается этот этап в 5 баллов.

2 ЭТАП

Презентация №1. Игра «Составить слово». Команды отвечают по очереди, если команда не отвечает или дает не правильный ответ, то возможность ответить переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Астрономия


Колосья


Каркас


Комета


Кожух


Мускулы


Осада


Оттенок


Пион


Садовод


Салон


Атеист


Банка


Багаж


Волна


Дудочка


Желание


Зонтик


Кино


Игра со зрителями

А пока составляются слова командами проходит игра со зрителями самому активному участнику приз).

  1. Смелый как?___________________лев

  2. Злой как? ______________________собака

  3. Коварная как? ____________________змея

  4. Хитрый как? ______________________лиса

  5. Упрямый как? ___________________ баран

  6. Трусливый как? ___________________заяц

  7. Тихий как? ____________________ мышь

  8. Глупый как? _____________________утка

  9. Выносливый как? _______________лошадь

  10. Холодный как? _______________ лягушка

  11. Надутый как? __________________индюк

  12. Нежности? ___________________телячьи

  13. Голодный как? __________________ волк

  14. Грязный как? _______________поросенок

  15. Мокрый как? ___________________курица

  16. Косолапый как?______________медведь

  17. Длинноногий как? ________цапля

  18. Порхать как? _________________бабочка

  19. Топаешь как? ____________________слон

  20. Уперся как? ____________________осел

  21. Воркуют как? __________________голубки

  22. Плюешься как? _______________верблюд

  23. Визжишь как? _____________поросенок

  24. Реветь как? __________________медведь

3 ЭТАП

Презентация -Викторина (Что? Где? Когда?) вопросы командам по очереди в случае, если команда не дает правильный ответ или не отвечает совсем возможность ответить переходит к команде противника – 1 балл за ответ

4 ЭТАП

Презентация –викторина игра «Опереди соперника» - за каждый правильный ответ 1 балл.

5 ЭТАП

Игра «Показуха» - 1 балл за каждое правильно угаданное слово.

Конкурс капитанов «показуха»

Верблюд Пингвин Волк Слон Ветер Конь Мышь Гололед Мороз Землетрясение

Капитаны по очереди берут карточки, где написано название животного и изображают его с помощью мимики и жестов. Команда угадывает.

Верблюд

Пингвин

Волк

Слон

Конь

Мышь

Гололед

Мороз

Землетрясение

Ветер



6 ЭТАП

Игра «Угадай мелодию»- за каждый правильный ответ 1 балл.

7 ЭТАП

Игра «Дополнительные вопросы» - за каждый правильный ответ 1 балл.



Подведение итогов. Подсчет баллов. Награждение участников

































Критерии оценивания.

  1. Представление команд (пояснение названия, описание подробное выбора названия команды)- 5 баллов



  1. Викторина (Что? Где? Когда?) вопросы командам по очереди в случае, если команда не дает правильный ответ или не отвечает совсем возможность ответить переходит к команде противника – 1 балл за ответ



  1. Игра «Составить слово» - за каждое составленное слово - 1 балл.

(Пока составляются слова командами проходит игра со зрителями самому активному участнику приз).



  1. Игра «Опереди соперника» - за каждый правильный ответ 1 балл.



  1. Игра «Показуха» - 1 балл за каждое правильно угаданное слово.



  1. Игра «Угадай мелодию»- за каждый правильный ответ 1 балл.



  1. Игра «Дополнительные вопросы» - за каждый правильный ответ 1 балл.

Снимаются по 1 баллу за каждое нарушение если:

  1. Не соблюдение дисциплины (выкрикивание, оскорбление друг друга и членов другой команды).



  1. Не соблюдение очередности ответа (выкрикивание ответов).



  1. В команде работают не все участники.



1 команда

2 команда































Игра «Дополнительные вопросы»



1. Какого цвета хамелеон? (разного).

2. Чем стрекочет кузнечик? (трением ног о крылья)

3. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

4. Абрикос сушеный половинками? (Курага)

5. Какая птица самая мелкая? (колибри)

6.Чем гиппопотам отличается от бегемота? (ничем)

7. Самое быстрое морское животное. (касатка, дельфин).

8.Что ест зимой еж? (спит)

9. Умеют ли слоны плавать (да).

10. У какой птицы самые сильные ноги? (у страуса).

11. соком какого растения выводят бородавки (чистотел)

12. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)



КОНКУРС КАПИТАНОВ «ПОКАЗУХА»

Верблюд
Пингвин
Волк
Слон

Ветер

Конь
Мышь

Гололед

Мороз

Землетрясение



Капитаны по очереди берут карточки, где написано название животного и изображают его с помощью мимики и жестов. Команда угадывает.



Верблюд

Пингвин

Волк

Слон

Конь

Мышь

Гололед

Мороз

Землетрясение

Ветер










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!