Школьный конкурс
«Учитель года 2021-2022 »
Тип урока «Интегрированный урок»
Тема: «Семейный бюджет»
Обществознание + математика
5 класс
.
Основная идея урока:
Данный урок объединяет темы предметного курса «Обществознание» «Семейный бюджет» и предметного курса «Математика» «Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами. Калькулятор» для учащихся 5 класса. Значимость данного урока в том, что он демонстрирует практическую направленность изучаемых тем по обществознанию и математике и их взаимосвязь, воспитывает обществоведческую, экономическую и математическую культуру школьников. На данном уроке затрагиваются такие ценности как семья, понимание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни. На уроке оцениваются правильные ответы учащихся, умение аргументировать свою точку зрения, активность работы в группе с помощью маршрутного листа. На уроке используются: проблемно –диалогическая технология, групповая форма работы, проектная технология.
Тип урока: урок открытия нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Воспитательная цель: развитие понимания того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.
Задачи:
• Способствовать самоорганизации обучающихся, развитию личностных качеств, умению вырабатывать решения, аргументировать свою точку зрения; выработке коммуникативных компетенций; развитию инициативы учащихся.
• Создать условия для воспитания обществоведческой, экономической и математической культуры школьников.
Вырабатываемые УУД:
Познавательные: формируем
• умение пользоваться добытой информацией в практических целях;
• умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: развиваем
• умение высказывать своё мнение на основе работы с учебным материалом;
• оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
• осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: развиваем
• умение слушать и понимать других;
• умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• умение работать в группе.
Личностные:
умения выказывать своё отношение к рассматриваемым фактам, выражать свои эмоции;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни
Предполагаемый результат:
к концу урока учащиеся смогут свободно оперировать понятиями по теме, рассчитывать бюджет семьи и определять его тип;
учащиеся научатся понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций
Необходимое оборудование:
презентация к уроку «Семейный бюджет»,
раздаточный материал (маршрутный лист учащегося, карточки с дополнительным заданием, калькуляторы, словарики, денежные банкноты, магниты).
Словарик урока:
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
Экономика — в переводе с греческого «искусство ведения домашнего хозяйства».
Доход – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расход – деньги, которые тратятся из бюджета семьи на товары и услуги
Заработная плата – деньги, которые платят за выполненную работу
Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью
Пенсия – деньги, которые платят пожилым и нетрудоспособным людям
Стипендия – деньги, которые институт платит студентам за хорошую учебу
Детское пособие – деньги, выплачиваемые государством на содержание маленьких детей
Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
Профицит (экономия) – бережливое ведение хозяйства;
Жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
Экономный – бережливо расходующий что-либо.
Организационный момент.
Входя в кабинет, учащиеся подходят к столу, где лежат карточки разных цветов (предлагается 4 цвета, в зависимости от количества семей). Взяв карточки, учащиеся рассаживаются по цветам, создавая группы (семьи) для совместного решения задач по ходу занятия. Проверка полной готовности класса и оборудования к работе на уроке.
Учитель обществознания: Давайте подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения на сегодняшний день.
Учитель математики: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, т.к. это урок двух предметов – обществознания и математики, работать вам предстоит в группах.
Поэтому нам необходимо руководствоваться правилами:
• Работать чётко по инструкции учителей;
• В группе каждый отвечает за свою работу;
• Оценка за урок будет поставлена с учетом уже проделанной работы, а также активности и включенности в работу на данном занятии.
В ходе урока вы будете выполнять различные задания на развитие вычислительных навыков, при решении которых вы будете применять свои умения выполнения различных арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) с натуральными числами и десятичными дробями.
У каждого из вас есть маршрутный лист. На протяжении нашего занятия по команде учителя вы должны будете вносить в него информацию в колонку «Самооценка».
Начинаем урок!
1 . Определение темы урока.
Дорогие ребята, сейчас вам предстоит определить тему нашего урока и исходя из нее определить цели.
Сначала выполним задание на внимательность:
Внимательно рассмотрите рисунок (в течение 3-х секунд).
-Что вы увидели на рисунке?
- Кто успел заметить, сколько членов семьи?
-Перечислите, кто изображен на рисунке?
(Мама, папа, бабушка, дедушка, дочка и сынок)
Давайте поближе познакомимся с нашей семьёй. Проведем блиц-опрос. На столах у вас лежат карточки с ответами. Слушаем внимательно вопрос, думаем, находим правильный ответ в наборе карточек с ответами и показываем его.
Задание № 1.
Отец старше сына…
(варианты ответов на карточках)
Часто Всегда
Редко Иногда
Задание № 2. Когда моей маме было 27 лет мне было 6 лет. Сейчас мне 12 лет. Сколько лет моей маме?
(варианты ответов на карточках)
39 33
45 32
Задание № 3. День рождение у бабушки в седьмом месяце года. Как он называется?
(варианты ответов на карточках)
май июнь
июль август
Следующее задание- устный счет
На карточках даны примеры. Нужно решить их, найти полученные ответы в таблице и отгадать слово.
Примеры для решения
Буква 1 | Буква 2 | Буква 3 | |
126 : 3 = 42 | 365 : 5 = 73 | 73 + 7 - 40 = 40 |
Буква 4 | Буква 5 | Буква 6 | |
160 : 4 - 20 =20 | 25 ·5 + 8 =133 | 273 : 3 = 91 | |
| | | |
(БЮДЖЕТ)
42 | 40 | 61 | 50 | 91 | 15 | 43 | 133 | 11 | 20 | 73 | 81 |
Б | Д | И | А | Т | К | М | Е | Н | Ж | Ю | С |
Название нашего урока: “ Семейный бюджет”
Заполняем маршрутный лист- 1 пункт
2. Определение целей урока
Учитель обществознания Сообщение темы и задач урока.
А сейчас ответьте на вопрос - «О чем пойдет речь на нашем занятии?»
Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги? Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет»?
Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.
- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Заполняем маршрутный лист- 2 пункт
Вот уже несколько раз я повторила - «семейный бюджет», а что это такое? (работа со словариком)
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
От многого зависит счастье семьи - гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь - и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.
- Как связано понятие «бюджет» и математика? (Ответы детей) (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику).
Давайте поприветствуем наши семьи бурными аплодисментами.
Это семьи Ивановых, Соловьевых, Петровых, Сидоровых (куверты на столах с рисунками)
Мультфильм
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. Тетушка Сова и ее мультипликационные помощники расскажут нам об азах финансовой грамотности, формировании семейного бюджета, подскажут, как быть бережливыми и внимательными.
Просмотр мультфильма.
3. Игра «Семейная копилка»
— Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?
(Ученики называют источники пополнения семейного бюджета и опускают монетку в банку с названием «ДОХОДЫ». По ходу выполнения задания на экране проектора появляется схема «Доходы семьи».)
Доходы
• Доходы от собственности
• Зарплата
• Пособия
• Стипендии
• Пенсии
• Доходы от предпринимательской деятельности
• Проценты по вкладам в банке
К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Итак, мы наполнили семейную копилку благодаря вашим знаниям, эрудиции.
Проблемный вопрос. Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной? (Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.)
В каждой семье есть и расходы. Какие бывают виды расходов?
Виды расходов
• Обязательные — на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги
• Произвольные — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)
Непредвиденные (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)
Учитель математики
Давайте учиться расходовать семейный бюджет. На что обычно тратятся денежные средства? (Ученики берут монетки из банки «Доходы», называя вид расхода опускают её в банку с названием «РАСХОДЫ»)
Учитель обществознания:
По окончании игры (возможны варианты):
Вариант 1. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным, или избыточным, т. е. денежные средства у нас остались после покупок.
Вариант 2. У нас в копилке не осталось монеток, а мы не осуществили все обязательные расходы. Бюджет семьи в этом случае является дефицитным.
Вариант 3. Бюджет семьи является сбалансированным, если доходы равны расходам.
Заполняем маршрутный лист- 3 пункт
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Сегодня мы с вами потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем произвести некоторые расчеты, представим себя хозяевами или полноправными членами семьи.
4. Работа в группе по закреплению темы
Учитель математики
Ну, а так как семья маленькое общество вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средства и указать вид бюджета. (Учащиеся в группах выполняют задания.)
1. Семья Ивановых
Доходы
Зарплата мамы – 9000 рублей
Зарплата папы – 14000 рублей
Детское пособие – 800 рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Питание – 10000 рублей
Кредит- 2800 рублей
Одежда – 3000 рублей
Прочие расходы –4000 рублей
Итого:
Бюджет:
2. Семья Соловьевых
Доходы
Зарплата мамы – 15000 рублей
Пенсия бабушки – 9000 рублей
Детское пособие- 800 рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 5000 рублей
Продукты – 10000 рублей
Лекарства – 3000 рублей
Одежда – 5000 рублей
Игрушки – 300 рублей
Прочие расходы – 2000 рублей
Итого:
Бюджет:
3. Семья Петровых
Доходы
Зарплата мамы – 17000 рублей
Зарплата папы –15000 рублей
Стипендия дочери- 3000рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Продукты – 8000 рублей
Одежда – 5000 рублей
Прочие расходы – 5000 рублей
Итого:
Бюджет:
4. Семья Сидоровых
Доходы
Зарплата папы– 18000 рублей
Зарплата мамы- 10000 рублей
Пенсия дедушки – 9000 рублей
Итого:
Расходы
Продукты – 15000 рублей
Коммунальные услуги – 5000 рублей
Одежда – 6000 рублей
Лекарства – 5000 рублей
Прочие расходы – 6000 рублей
Итого:
Бюджет:
Ивановы: 23800-23800=0 - сбалансированный бюджет
Соловьевы 24800-25 300= - 500 недостаток (дефицит бюджета)
Петровы 35000-22000=13000 экономия (профицит бюджета)
Сидоровы 37000-37000=0 - сбалансированный бюджет
Ответы детей.
Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?
Заполняем маршрутный лист- 4 пункт
Учитель обществознания
А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
--( Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)
Что значит экономить?
Чем отличается экономный человек, от жадного?
– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
А на чём нельзя экономить?
(На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался профицит или экономия? (можно делать сбережения.)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
Физкультурная пауза
Учитель математики: Я предлагаю вам сейчас самостоятельно решить задачи, сюжет которых связан с семейным бюджетом. Каждой семье дается своя задача (По итогам решения задач идет обсуждение её решения и ответ).
Задача 1.
1 киловатт-час электроэнергии стоит 2 рубля 13 копеек. Счетчик электроэнергии 1 ноября показывал 12 625 киловатт-часов, а 1 декабря показывал 12 802 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь?
Ответ: 377 рублей 1 копейка
Экономно расходуйте электроэнергию.
Задача 2. Стоимость проездного билета на месяц составляет 700 рублей. А стоимость билета на одну поездку 17 рублей. Аня купила проездной билет и сделала за месяц 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила?
Ответ: 65 рублей
Задача 3.
В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным 2010 года).
Наименование продукта | Белгород | Липецк | Новгород |
Пшеничный хлеб (батон) | 11 | 14 | 11 |
Молоко (1 литр) | 23 | 23 | 26 |
Картофель (1 кг) | 10 | 13 | 11 |
Сыр (1 кг) | 205 | 215 | 230 |
Мясо (говядина 1 кг) | 240 | 240 | 245 |
Подсолнечное масло (1 литр) | 44 | 44 | 38 |
Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответе укажите стоимость данного набора продуктов в этом городе в рублях.
Ответ: 786 рублей
Задача 4. Семья из трех человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно – на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1260 рублей. Автомобиль расходует 13 литров бензина на каждые 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 32 рубля за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Ответ: 2912 рублей
Заполняем маршрутный лист- 5 пункт
Учитель обществознания. Ребята, сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.
Проведем тест (для индивидуальной оценки). Выберите правильные утверждения на вопрос. Проверим, как внимательны вы были на уроке.
1) Из чего складывается бюджет:
д) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы.
3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:
а) баранки
д) пенсия
м) стипендия
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль.
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
е) доходы больше расходов
и) доходы равны расходам
а) доходы меньше расходов.
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
т) доходов;
п) расходов;
Если вы правильно выполнили тест, то должно получиться слово, связанное с темой нашего урока. Что же у вас получилось? Бюджет. Молодцы!!!
Не забываем заполнять маршрутный лист, пункт 6. Определяем сумму набранных баллов и ставим оценку.
Дома вы составите проекты «Наш семейный бюджет за месяц», опросите родителей о доходах семьи и расходах, дадите рекомендации, как экономить семейный бюджет.
Рефлексия.
Сегодня мы с вами многое успели.
Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на уроке!
Семейного и финансового благополучия вам!!
Домашнее задание. Мини-проект «Семейный бюджет»
15