интегрированного урока по математике и основам финансовой грамотности в 3 – А классе
Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли. Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям. Особую роль в решении этих задач призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами. На уроке использую принцип проблемно-ситуативного познания (контекстного обучения).Наряду с выполнением функций активизации познавательной деятельности, формирования способов умственной деятельности данный принцип играет значительную роль в становлении практико-ориентированной деятельности и создает условия для того, чтобы учить умениям использовать знания через ориентацию на модельные способы овладения учебным материалом. В русле системно - деятельностного подхода урок представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией финансовой проблематики.
Тема | Таблица умножения |
Тип урока | Урок закрепления знаний и способов действий |
Цель | Создать условия для проверки сформированности знаний: таблицы умножения и деления, вычислительных умений и навыков в пределах 100, нахождения периметра прямоугольника, решения задач. |
Вид урока | Математический аукцион |
Задачи | Образовательные: Актуализировать ранее полученные знания. Совершенствовать вычислительные навыки, закрепить умения решать геометрические задачи и арифметические задачи на приведение к единице, повторить взаимосвязь между компонентами при решении уравнений. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь обучающихся. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь. |
Планируемые результаты | Предметные: распознавать, называть геометрические фигуры; использовать свойства прямоугольника для решения задач; вычислять периметр прямоугольника; анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, объяснять выбор действий; выполнять устно умножение и деление чисел. Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной жизни. Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания. Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний. |
Формы и методы урока | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический |
Технологии | ИКТ технология обучения в сотрудничестве; игровые технологии, технология критического мышления. |
Оборудование | Раздаточный материал, компьютер, телевизор, сертификаты с баллами. |
Учитель | Учитель начальных классов: Фаустова Оксана Евгеньевна |
| |
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Текущий контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный момент. Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок. 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Я вас приветствую на уроке математики – где минута – час бережет! Сегодня самой высокой ценой станет время. Перед началом нашей работы предлагаю без слов, подмигиванием глазами, передать своим одноклассникам «Я готов стать тебе другом и помощником. Я желаю тебе удачи на уроке». | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Подмигивают друг другу и желают успешной работы на уроке. Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам | К: доносят свой позитивный настрой до других детей, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Л:самостоятельно создают ситуацию успеха, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | Наблюдение учителя за организацией учащимися |
II.Целеполагание. 2 мин | Вы сегодня превращаетесь в работников 4 строительных фирм: «Консоль», «Владоград», «Карбон», «РегионСтрой», которые попытаются доказать свою компетентность и самостоятельность. Фирмой-заказчиком был объявлен конкурс на строительство детского развлекательного центра. Если вы уложитесь в сроки и выполните задание правильно, то фирма – заказчик дарит вам сертификат на покупку строительного материала. А если вы не уложились в определенные вами сроки, то сертификат может выкупить другая фирма. Побеждает тот, кто соберёт больше сертификатов. Борьба предстоит очень серьезная, ни на часы, а на минуты. - Сегодня все располагает к тесному сотрудничеству и разумной конкуренции, которые непременно дадут положительные результаты Конкуренция – соперничество, состязание | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Р: ставят себе прогностическую оценку; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. К: отвечает на вопросы учителя; соблюдает простейшие нормы речевого этикета. Л: Проявляют познавательный интерес к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности | |
III.Актуализация знаний. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. 1 мин | - Небольшая разминка. - Решите цепочку примеров 72 : 8 * 4 : 6 : 6 * 10 = 10 | Дети выполняют вычисления и называют только конечный ответ | | Устные ответы, наблюдения учителя |
Проговаривание цели урока с помощью кубика Блума 6 мин | - Мы сейчас с вами определим, как будем работать на уроке. Слайд 1 Расшифруйте слово Решите примеры и результаты впишите в порядке возрастания. Под каждым числом подпишите соответствующую букву. 9•3 –Н 7•3 -И 5•3 -К 3•3 –А 4•3 –У 3•6 – Ц 3•8 - О А что такое «аукцион»? Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Какой может быть тема урока? С помощью этого кубика нам надо наметить задачи, которые предстоит решить на этом уроке Закрепить…. Отработать… Выполнить… Вспомнить… Учиться… Взаимодействовать… - Сегодня на аукционе покупателем станет тот, кто предложит разумное наименьшее время за выполнение того или иного заказа(задания). Готовы? Мы начинаем. (ГОНГ) | Работа в группах. Решают устно примеры. Взаимопроверка Один из команды читает ответы Определяют тему, цель урока. | Р: Принимают и сохраняют учебные задания, планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. П: Проводят анализ, синтез, обобщение, аналогию, классификацию. Используют знаково-символические средства для решения практических задач, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, владеют способами творческого и поискового характера. К: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнения других, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Л: Осознают свои возможности в учении, рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха, проявляют познавательный интерес. | Наблюдение учителя Наблюдение и контроль |
IV. Проверка пройденного материала Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала Самоконтроль и самопроверка по эталону 7 мин | Отройте свои рабочие тетради и запишите число. Все вычисления мы будем выполнять в тетрадях. - Любые строительные работы начинаются с расчета бюджета, т.е. какая сумма предположительна нужна для строительства центра. Итак, лот №2. Компаниям необходимо за короткий срок вычислить и записать только ответы. Начальная цена _5_минут. Кто меньше? Продано за 2 минуты фирме __________. Время пошло. 1уровень сложности- 2-а столбика, 2 уровень сложности- 3- и столбика, Слайд2 4 • 4= 6 • 5= 9 • 6= 5 • 4= 7 • 5= 7 • 7= 6 • 4= 8 • 5= 8 • 7= 7 • 4= 9 • 5= 9 • 7= 8 • 4= 6 • 6= 8 • 8= 9 • 4= 7 • 6= 9 • 8= 5 • 5= 8 • 6= 9 • 9= - Результат работы. Вручение сертификата фирме, у которой правильный ответ. Итак, лот №2 Деньги на строительство перечислены. Строительство любого объекта начинается с расчета периметра территории, на которой будет идти строительство. Начальная цена ___5_____ минут. Кто меньше? Продано за 2 минуты фирме __________. Время пошло. 20 м 30м Вручение сертификата фирме, у которой правильный ответ. | Самостоятельно решают примеры. Результат работы сверяют с доской. В группах выполняют задания. Один представитель от двух команд работает за доской. Самопроверка проверка. | Р – ориентируются в заданиях; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, | Записи на листах, устные ответы, |
V. Физкультминутка 2 мин | - Любая уважающая себя фирма старается заботиться о здоровье своих сотрудников, и мы не исключение. Предлагаем вам сейчас немного выполнить бодрящий комплекс упражнений. | Выполняют под музыку комплекс упражнений | | |
IV. Проверка пройденного материала. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала Самоконтроль и самопроверка по эталону 8 мин | Теперь надо возвести стены здания развлекательного центра. Стены будут возводиться из кирпичей, которые нам обещали скоро подвести. Лот № 3 Решить задачу. Слайд 3, 4 В 9 одинаковых рядах 54 кирпича. Сколько кирпичей в 5 таких рядах ? - Прочитайте задачу. - О чем говорится в задаче? - Что известно? Начальная цена _6_ минут. Кто меньше? Продано за 3 минуты фирме __________. Время пошло. Вручение сертификата. Лот № 4: (черепица) Вычислить общее количество синей и красной черепицы для крыши, решив уравнения. Начальная цена 5 минут. Кто меньше? Продано за 2 минуты фирме ____________. Время пошло. 1 уровень- 1 уравнение 2 уровень- 2 уравнения синяя красная х +23 = 46 67 – у = 40 Проверка – ответы детей. Вручение сертификата на черепицу. - Итак, последний лот сегодняшнего аукциона – сравнить массу, длину бордюра и время его установки. К доске выходят по одному представителю фирм. Проверка – учителем у доски. Вручение сертификата на бордюр. | Работают над условием задачи, поясняют порядок действий, в группах записывают решение задачи. Самопроверка с доски. Самостоятельно решают уравнения в тетрадях. Один представитель от двух команд работает за доской. Проверка ответов. | П – используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции Л – проявляют интерес к предмету | |
VI.Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности. 3 мин | -На сегодня все лоты проданы. Аукцион закрыт (ГОНГ) -Прошу фирмы еще раз вспомнить, чем мы сегодня занимались. Что сделали? Почему успели выполнить такой объем работы? -Подсчитайте сколько баллов вы заработали? Сколько времени вы сэкономили? - В сегодняшнем строительном аукционе побеждает фирма ____. Поздравляем! Молодцы! Сотрудники фирмы_____ за работу получают «5», но хочется также оценить работу представителей из других фирм ___________. -Благодарим все фирмы за тесное сотрудничество. Ваша работа не пропала даром, ведь свои объекты вы можете выставить на торги на следующем аукционе. | Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. команды получают сертификаты | Р: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. К: слушают и вступают в диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Л: дают оценку своей работе на уроке | |
VII. Домашнее задание. Комментирование задания. 1 мин | - Как вы думаете, что вам дома нужно обязательно повторить? - Дополнительно для тех, кто любит математику, на дом №6 | Фиксируют домашнее задание | Р: Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | Наблюдение и контроль учителя |
VIII. Итог урока. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы. 4 мин | -Теперь мы с вами вновь обратимся к кубику Блума и постараемся подвести итог уроку. Я научился… Мне было интересно… Меня удивило… Я понял… Мне понравилось… У меня вызвало затруднение… - На листах бумаги раскрасьте смайлик, который соответствует вашему настроению на конец урока. Спасибо за совместную работу | Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | Р: Оценивают собственную деятельность на уроке. П: Ориентируются в своей системе знаний. Л: Проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. | Дают развернутые ответы |