СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературному чтению, музыке и технологии: «Здравствуй, весна красна!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературному чтению, музыке и технологии: «Здравствуй, весна красна!»»











Интегрированный урок по литературному чтению,

музыке и технологии: «Здравствуй, весна красна!»




весенние литературно - музыкальные странички

2 класс





Учителя начальных классов:

Михайлова В.Н.

Степанова Н.М.









Литературно - музыкальная композиция

«Вестники весны»

Цели урока:

•познакомить учащихся с музыкой, показывающей красоту весенней

природы ( «Вальс цветов» Ф.Шопен, «Песня жаворонка», «Подснежник»

П.И.Чайковского), с поэзией русских поэтов о весне;

•развивать речь учащихся, музыкальное мышление, память, умение

анализировать музыкальное произведение и поэтический текст;

• воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и

музыки.


Оборудование:

1.Портреты композиторов, поэтов, иллюстрации с изображением тюльпанов, птиц, весенней природы.

2.Проектор, презентации по теме урока.

3.Выставка поделок весенних цветов.

4. Интеллект карта


Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы урока.


Звучит музыка («Весна» А.Вивальди) 30 сек.

Вслушайтесь в эту музыку.

–Что вы услышали в этом произведении?( название не говорится)

Чтобы узнать название этого произведения, вам нужно отгадать загадку.

Загадка:

Я раскрываю почки

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю

Движения полна,

Зовут меня....(Весна)

Это музыкальное произведение называется «Весна». Его написал итальянский композитор Антонио Вивальди.


-В музыке Вивальди мы услышали, как на

смену суровой зиме спешит, торопится весна.


-Стремительно бегут ручьи, всё радуется весеннему солнышку. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. И сегодня мы будем радоваться приходу весны вместе с поэтами, композиторами.

Весна-это большая книга, которую нужно очень долго читать. Сегодня мы

прочтём лишь некоторые её странички.


Ребята, давайте внимательно послушаем аудиозапись стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится» в исполнении мастера художественного слова.


 Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое же настроение у поэта? Созвучно ли оно с вашим настроением?


Стихотворение очень радостное, поэт хочет передать ощущение счастья от того, что скоро закончится зима и придет весна


А теперь мы постараемся понять, как поэту удалось выразить свое настроение в стихотворении, научимся передавать его при выразительном чтении, узнаем какие литературные приемы использовал автор при написании стихотворения .(чтение по цепочке)


Анализ:

О чем рассказал нам автор?

Это стихотворение о борьбе Зимы и Весны. Поэт показал два образа – два настроения.

Как названа Зима? А весна?

Поэт использует олицетворения: Зима – ведьма злая, враг, а весна- прекрасное дитя.

Что делает зима? Весна?

Весна – стучится, гонит Зиму, хохочет, шутит, умылася. Румяней стала.

Зима – злится, хлопочет,ворчит,взбесилась,пустила.

На чьей стороне симпатии автора?

(Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)


Ребята, хотя зима злится, но весна вступила в свои права. А вы знаете, какой праздник отмечают в конце зимы при встрече весны? Какой обряд совершают в этот праздник?


Итак, тема нашего урока

«Здравствуй, весна красна!» (картинка на интеллект карту)

3. Работа по теме урока.

1. Беседа с учащимися.

-Кто такие вестники весны? Кого мы можем назвать вестником весны? Каких первых птиц, которые прилетают весной вы знаете?

(показ иллюстраций с изображением птиц: грачи, скворцы, ласточки,

жаворонки) изображения птиц


- Как нам нужно приготовиться к прилёту птиц? Как нужно обращаться с птицами? Почему нужно охранять птиц? Как вы можете позаботиться о птицах?

-Самыми первыми вестниками весны люди считают грачей.

В нашу местность прилетают грачи, ласточки, скворцы.


И по народному календарю грач прилетает 17 марта. Его называют первой

весенней птицей. «Грач прилетел-через месяц снег сойдёт» -говорят в

народе.

Но также есть птица, которую вы назвали первым вестником весны это жаворонок, в нашей местности этой птицы конечно нет, к нам он не прилетает, но не сказать о нем я просто не могу, ведь это птица своего рода символ весны.

Жаворонка называют степным соловьём (показ иллюстраций ) . Он живёт 22 года. Гнездо жаворонок строит в земле, выстилает сухой травой.

Именно про эту птицу великий композитор П.И.Чуковский написал пьесу «песня жаворонка».


2.Слушание: П.И.Чайковский «Песня жаворонка»

(название пьесы не называется)

-Как мог композитор Пётр Ильич Чайковский назвать эту пьесу?( дети

говорят свои варианты)

-Что композитор показал в пьесе? О чём хотел рассказать? На каком

инструменте исполняется?

-Правильно, вы догадались, что пьеса называется «Песня жаворонка».

Композитор Пётр Ильич Чайковский услышал пение этой птички и рассказал языком музыки о ней.

Как звучит мелодия?

Почему вы догадались, что это пение жаворонка?

(Мелодия сложная, красивая, очень лёгкая, её нельзя спеть, потому что это

птичья трель. Мелодия исполняется в верхнем регистре, характер весёлый,

радостный.)

-Как вы думаете, о чём поёт жаворонок? (дети рассказывают о своих

впечатлениях)

-Я голосисто, с вышины

Поёт на солнышке, играя:

-Весна пришла к нам молодая!

Я здесь пою приход весны!

-Давайте ещё послушаем это чудное пение, может быть жаворонок нам ещё что нибудь расскажет? (Повторное слушание пьесы)


3.Мы прослушали пьесу Петра Ильича Чайковского «Песню жаворонка», а сейчас ребята окунемся в мир поэзии и послушаем, как русские поэты прославляют красавицу весну.

Поэтические странички ( ученики читают наизусть стихотворения)

«Весенние воды» Фёдор Иванович Тютчев

«Весна» Алексей Николаевич Плещеев

«Сельская песенка» Николаевич Плещеев

Александр Александрович Блок

«Снег уже теперь не тот» Самуил Яковлевич Маршак


4 . О приходе весны нам рассказывают не только птицы, но и растения.

Отзвенели первые весенние капели. Всё ярче светит солнышко. Хорошо

кругом! Даже воздух какой-то особенный! Давайте отправимся в весенний

лес.

Физминутка. « По дорожке» презентация с музыкой 1 мин .

5. Ребята, давайте еще познакомимся с одним вестником весны. Мы с вами говорили о птицах, но а какой же цветок появляется из под снега самым первым весной?

-«Подснежником».

- А знаете почему эти цветы так называются?


Существует красивая легенда о подснежниках:

Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было

очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает.

Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные

цветы-подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и

поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.

И запомните. Что Подснежник занесен в красную книгу, этот цветок охраняется, его нельзя срывать.


Эти удивительные цветы привлекли внимание композиторов. Так композитор П. И. Чайковский отразил всю красоту весны в пьесе «Апрель» второе название этой пьесы «Подснежник».


Прослушаем фрагмент пьесы « Апрель» П.И. Чайковский.

-Каковы особенности мелодии? Что хотел передать нам композитор? Какие чувства у вас вызвала эта пьеса? (Композитор передаёт радостные, взволнованные чувства, которые охватывают человека, внезапно увидевшего подснежник. Мелодия пьесы очень выразительная, напевная. Её можнодаже напеть.)



Звучит «Вальс цветов» Ф.Шопена . (видео – демонстрация) 2 мин

-А какие ещё весенние цветы вы знаете?( ответы детей, показ иллюстраций

различных цветов)

В народе есть пословица « Красна весна цветами, а осень плодами», как вы

теперь объясните её смысл?

6.  А итогом нашего урока станет работа, которую мы выполним вместе.

Под музыку Шопена (Звучит «Вальс №7» Ф.Шопена тюльпаны) дети в технике оригами изготавливают из цветной бумаги, цветок(тюльпан)

7. Подведение итогов урока.

Каких поэтов вы ребята узнали сегодня на уроке, которые восхищались весной?

Фёдор Иванович Тютчев - Мельникова

Алексей Николаевич Плещеев- Трубин

Александр Александрович Блок - Каренгин

Самуил Яковлевич Маршак – Логинова


Назовите композиторов произведения, которых вы услышали?

Шопен

Чайковский

А теперь обратите внимание, вот такую интеллект карту мы сегодня составили на нашем уроке.


Самооценка

Ваза с цветами


Спасибо за урок!


Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения Тютчева «Зима недаром злится», по желанию можно выучить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!