СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок математики и окружающего мира с использованием современных образовательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок формирует представления понятии "экология", "экологические проблемы" Воспитывается экологическая култьура.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и окружающего мира с использованием современных образовательных технологий»


















Конспект

интегрированного урока математики и окружающего мира

с использованием современных образовательных технологий





Автор:

Шелемина Людмила Михайловна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа











2024 год.

Пояснительная записка

Тема урока

Математика: Решение экологических задач

Окружающий мир: Берегите природу! Экологические проблемы современности

Форма проведения урока

Интегрированный урок

Предмет

Математика + окружающий мир

Актуальность


Тема урока

Математика: Решение экологических задач

Окружающий мир: Берегите природу! Экологические проблемы современности

Актуальность

3

Цель


Закреплять умение решать задачи на экологическую тему.

Воспитывать экологическую культуру  школьников, учить бережному отношению к родной Природе. Создавать условия для закрепления и обобщения умений и навыков по изученным темам, установить связь математики и экологии, формировать метапредметные умения средствами урока;

Задачи:


Образовательная: формировать новые способы действий, совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания в пределах 100; совершенствовать умение решать текстовые задачи; закреплять умения решать уравнения, работать над расширением математического кругозора.

Развивающая: развивать мышление и внимание; умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом;

Воспитательная: сформировать представление о понятии «экология», экологических проблемах, Воспитывать экологическую культуру; умение работать в парах, группах. Формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Планируемые результаты


Предметные: знать приемы устных и письменных вычислений в пределах 100, умение решать задачи; знать компоненты сложения, вычитания, устанавливать между компонентами связь, находить периметр прямоугольника.

Метапредметные:

Коммуникативные: создать условия для формирования навыков взаимодействия при работе в группе; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные:

Рефлексивные умения: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самопроверку, контроль в форме сличения с эталоном.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений,  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её,  приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.

Личностные:

формирование позитивной самооценки, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли; закреплять  навыки работы в группах и парах, проявлять экологическую культуру.

Класс

3

Методы

Словесные, наглядные, практические

Формы работы с детьми

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Оборудование

Презентация, ноутбук, мультимедийные средства











Ход урока


Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация

1 мин

Слайд 1.









Слайд 2

Давайте прочитаем мудрое высказывание из рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина»:

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина.

И охранять природу — значит охранять родину.

- Вы согласны со словами писателя?

- Для чего нужно охранять природу?

- Действительно, наша планета - это наш дом. Вы уже не раз слышали, что наша планета тяжело больна. Что это за болезнь?

- Чтобы не случилось такой беды, мы должны помочь нашей планете. Давайте сегодня на уроке подумаем как спасти нашу Землю.




Ученик читает отрывок из текста




Природа-это наш дом, чтобы был свежий воздух, чтобы было, где жить животным.


Наша планета загрязнена.



Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности.

Коммуникативные : планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.


2.Постановка темы, цели и задач урока







Слайд 4

- Сегодня у нас урок математики необычный. У нас интегрированный урок математики и окружающего мира.

Посмотрите небольшой мультфильм «Мальчик и Земля"

и скажите, о чем сегодня будем говорить на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Тема нашего урока "Математика и природа"

-Послушайте небольщое стихотворение.

Математика - наука

Очень интересная.

Ну а связь ее с природой

Для людей полезная.

- Какая цель урока?

- Какие задачи на урок для себя мы ставим?

- Сегодня мы с вами узнаем о науке, которая связывает человека и природу.

Но, чтобы узнать эту науку, вы должны будете решить примеры и прочитать слово, которое получится.



Просмотр экологического мультфильма


- Тема нашего урока "Математика и природа"




- установить связь математики и природы.



Регулятивные:

обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму ;прогнозирование;

Познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Устный счет












Слайд 5











Найти закономерность ряда чисел

Слайд 6





Блиц – турнир

Слайд 7









Слайд 9


1. Выполнив первое задание, мы узнаем, как называется наука, которая связывает человека и природу, подсказывает нам, как правильно себя вести в природе.

Найди значения выражений, расставь ответы в порядке увеличения.

100 – 20=80 (И) 53 + 20=73(Г)

84 – 24=60 (О) 93 – 23=70 (О)

9 + 74=83 (Я) 20 + 43=63 (Л)

47 + 6=53(К) 25+25=50 (Э)

Э К О Л О Г И Я

50 53 60 63 70 73 80 83

- Что же изучает наука экология?

- Давай обратимся к словарю С.И. Ожегова

- Слово ЭКОЛОГИЯ к нам пришло из латинского языка. Состоит из двух частей: "экос" - дом, "логос"- учение. Если соединить два этих слова, то получается, что "экология" Экология - это наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, а также влияние человека на природу.

2. Мы расставили числа в порядке уменьшения. У нас получился вот такой числовой ряд:

5 0,60,63,70,73,80,83,80, .

- Если мы правильно установим закономерность, то узнаем, сколько лет разлагаются в земле брошенные консервные банки?


Задача 1:

- В акции «Чистый берег» собрали 20 пакетов мусора. Сколько пакетов мусора собрали ребята из 4 класса, если ребята 2 класса собрали 5 пакетов, а ребята 3 класса собрали 7 пакетов.

- Попробуйте решить задачу разными способами.

- Давайте посмотрим на фотографии, что происходит с природой, когда необдуманно бросают мусор.

- Какой совет людям мы могли бы дать?





Задача 3:

- В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 5 автомобилей?






Дети решают примеры, находят значения выражений и расставляют их в порядке уменьшения.

Получается слово "Экология"

Это слово Экология.





Работа со словарем С.И. Ожегова














Решение задачи

1 способ:

20-(5+7) = 8 (п.)

Ответ:8 пакетов.

2 способ:

20-5-7=8(п)

Ответ:8 пакетов.



- Не бросать мусор в природе, а складывать его в мусорные контейнеры и вывозить на переработку.


20*5=100 кг.

Ответ:100 кг.


Предметные: умение устно вычислять в пределах 100, решать простые задачи.

Метапредметные:

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

умение учиться работать по предложенному учителем плану, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные:

умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

4.Обобщение и систематизация знаний

1. Решение задачи






















Слайд 10



















2. Сообщение подготовленного ученика










3. Работа в группах

Решение уравнений

Слайд 11








Слайд 12









4. Составление задачи по краткой записи

Слайд 12

- Откройте тетради и запишите число

Давайте решим задачу про воздух. Прочитайте про себя.

Для семьи из четырёх человек в сутки требуется 68 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется для семьи из 3 человек?


Расход на 1 человека

Количество людей

Общий расход воздуха

?

4 человека

68 кг

3 человек

?

- Какой главный вопрос в задаче? Мы сразу сможем на него ответить? Почему?

- А можем ли мы узнать это? Как мы узнаем?

- Зная расход на одного человека, сможем ли мы узнать общий расход? Как?

- Во сколько действий будет решаться задача?









- Какой можно сделать вывод?

- Как защищаться от загрязнений воздуха?














Какие деревья растут в нашем лесу?







Ребята, мы сейчас поработаем в группе.

Узнаем, сколько лет живут деревья.

Решив уравнения, мы узнаем, сколько лет живут деревья.

Рябина

х: 10 = 8

Осина

с - 28 = 72

Ольха

99 - а = 29

- Посмотрите, какой большой промежуток времени должен пройти, чтобы дерево стало взрослым. А человек может его спилить за считанные минуты, оставив других людей и животных без чистого воздуха, дома и пищи. Какой совет мы дадим лесорубам?

- Посмотрите на картинку. Какой же способ сохранения и увеличения количества деревьев, лесов существует?


-Давайте составим задачу о том, как ребята сажали деревья по краткой записи.

С осны – 30 шт.

Березы – 43 шт. 100 деревьев

Ели - ?

- Сколько способов решения у этой задачи?

- Реши задачу двумя разными способами.

Ребята посадили в парке 100 деревьев. Из них 30 сосен, 43 березы, а остальные ели. Сколько елей посадили ребята?







Мы не знаем расход воздуха на одного человека

1) 68:4=17 (кг) на одного человека

2) 17.3=51 (кг) на 3 человека

Можно записать выражением:

(68:4).3=51(кг) на 3 человека

Ответ: 51 кг воздуха потребуется для семьи из 3 человек.

- Лес – это дом для животных. Здесь они живут и питаются. Человеку лес даёт пищу, лекарственные растения, древесину для строительства и отопления жилища. Леса очищают и обеззараживают воздух, насыщают его необходимым для дыхания кислородом, регулируют температуру и влажность воздуха. Лесные насаждения защищают почвы от разрушения и заболачивания.

В лесах преобладают хвойные породы - сосна, лиственница, кедр, пихта, ель. Лиственные леса образуют лишь небольшие очаги. В них распространены осина и береза. Встречаются тополь, ольха, ива, рябина, черемуха.

Не вырубать леса.

- Надо сажать деревья.

Ученики составляют и

решают задачу совместно с учителем на доске и в тетрадях.

1 способ

100 - (30+43) = 27(ел.)

Ответ: 27 елей посадили ребята.

2 способ

100 - 30 - 43=27 (ел.)

Ответ: 27 елей посадили.

Предметные:

умение решать уравнения, опираясь на связь между компонентами; решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, находить периметр прямоугольника.

Метапредметные:

Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом;

Регулятивные:

оценивают результаты своей деятельности, корректируют их;

Познавательные:

выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют точно выражать свои мысли.










Физминутка

Слайд 13

Музыкальная физкультминутка


Выполняют движения под музыку.

Личностные:

Соблюдение норм здоровьесберегающего поведения

5. Самостоятельная работа.





Слайд 14





6. Сообщение о тополе.

Слайд 15


Найдите периметр прямоугольника и узнаете, какое дерево является лучшим "пылесосом" воздуха от грязи.

8 см

2

Р - ?см

см


Береза - Р = 16 см

Тополь - Р = 22 см

Сосна - Р = 36 см

Ель - Р = 14 см


Тополя – лучшие «пылесосы». Одно дерево будет производить кислорода в три раза больше, чем, скажем, то же дерево сосны. Сам же тополь поглощает углекислый газ просто в гигантских количествах. Легко размножаются, как и берёза, быстро растут. Из тополей можно получать дёготь, краски, витамины, душистые эфирные масла и еще много важных в народном хозяйстве материалов. Тополь применяют и в медицине для изготовления антисептических и жаропонижающих лекарств.







Ученики самостоятельно работают. Проверка по эталону.


Сообщение делает подготовленный ученик

Предметные:

умение производить письменные вычисления в пределах 100.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону,  контроль и самоконтроль.

Коммуникативные:

организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, коррекция своих действий

Познавательные:

анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода

7. Работа в паре

Слайд 16




Проверка осуществляется в парах.

Слайд 17



Ребята решите примеры Ответ соответствует слове, записанный на карточке. Составь из слов пословицу.

Вычисли, записывая решение столбиком.

72 – 54 64-47 100 - 36

18 + 82 32 + 40 17+15

- Теперь складываем пословицу в соответствии с порядком ответов в примерах.

"Кто землю лелеет - того земля жалеет.

( На карточках написаны с одной стороны ответы, с другой слова из пословицы)

Ученики сначала самостоятельно в парах выстраивают цепочку из примеров, решают их, проверяют решение друг у друга, а затем совместно складывают пословицу в соответствии с порядком ответов.

Предметные:

умение производить письменные вычисления в пределах 100.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону,  контроль и самоконтроль.

Коммуникативные:

организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, коррекция своих действий

Познавательные:

анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода

8. Итог урока. Рефлексия

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Как мы можем сохранить нашу землю от загрязнения?

- Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Теперь болезнь природы угрожает здоровью человека. Это касается всех людей

Земли.


Только сообща люди могут вылечить планету.

- Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем? Что вы усвоили и закрепили на уроке?


- Давайте защитим нашу планету, закроем ее ладошками, спасем от гибели. Если вам урок понравился, и вы старались работать на нем активно, то поддержите нашу планету, прикрепите ладошки.

Кто землю будет беречь, тот будет счастливо на ней жить.




Решали задачи, примеры, находили периметр, узнавали способы сохранения природы.


- Ученики оценивают урок и качество своей работы и крепят ладошки к модели планеты.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Познавательныевыделять необходимую информацию, обосновывать выбор

9. Домашнее задание

Математика: придумать задачу на экологическую тему.

Окружающий мир: нарисовать запрещающие знаки по теме «Берегите природу»

Записывают домашнее задание в дневник.


Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду.


Литература

  1. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе, Москва "Учитель", 2005г;

2. Максименко Н.А. Математика. Занимательные сказочные экологические задания на уроках в начальной школе, Москва "Учитель", 2006г;

Список в сети Интернет

  1. http://www.erudition.ru/referat/ref/id31238_1html - Эрудит Российская электронная библиотека

  2. https://pptgeo.3dn.ru/load/3-1-0-41 - коллекция презентаций

  3. https://resh.edu.ru/ Электронная Российская школа

  4. https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/yekologicheskie-zadachi-dlja-nachalnoi-shkoly-s-otvetami-po-matematike.html - экологические задачи в начальной школе

  5. http://nachalo4ka.ru/zadachi-na-ekologicheskuyu-temu-1-4-klassyi/задачи на экологическую тему 1-4 классы

  6. https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20по%20экологии&stype=image&lr=10773&noreask=1&source=wiz -картинки по экологии

  7. https://yandex.ru/video/preview/16333807734058529771-экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля"








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!