Тема урока | Математика: Решение экологических задач Окружающий мир: Берегите природу! Экологические проблемы современности |
Форма проведения урока | Интегрированный урок |
Предмет | Математика + окружающий мир |
Актуальность | |
Тема урока | Математика: Решение экологических задач Окружающий мир: Берегите природу! Экологические проблемы современности |
Актуальность | 3 |
Цель | Закреплять умение решать задачи на экологическую тему. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережному отношению к родной Природе. Создавать условия для закрепления и обобщения умений и навыков по изученным темам, установить связь математики и экологии, формировать метапредметные умения средствами урока; |
Задачи: | Образовательная: формировать новые способы действий, совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания в пределах 100; совершенствовать умение решать текстовые задачи; закреплять умения решать уравнения, работать над расширением математического кругозора. Развивающая: развивать мышление и внимание; умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом; Воспитательная: сформировать представление о понятии «экология», экологических проблемах, Воспитывать экологическую культуру; умение работать в парах, группах. Формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. |
Планируемые результаты | Предметные: знать приемы устных и письменных вычислений в пределах 100, умение решать задачи; знать компоненты сложения, вычитания, устанавливать между компонентами связь, находить периметр прямоугольника. Метапредметные: Коммуникативные: создать условия для формирования навыков взаимодействия при работе в группе; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. Регулятивные: Рефлексивные умения: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самопроверку, контроль в форме сличения с эталоном. Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. Познавательные: Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста. Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. Личностные: формирование позитивной самооценки, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли; закреплять навыки работы в группах и парах, проявлять экологическую культуру. |
Класс | 3 |
Методы | Словесные, наглядные, практические |
Формы работы с детьми | Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная |
Оборудование | Презентация, ноутбук, мультимедийные средства |
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Мотивация 1 мин Слайд 1. Слайд 2 | Давайте прочитаем мудрое высказывание из рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина»: Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. - Вы согласны со словами писателя? - Для чего нужно охранять природу? - Действительно, наша планета - это наш дом. Вы уже не раз слышали, что наша планета тяжело больна. Что это за болезнь? - Чтобы не случилось такой беды, мы должны помочь нашей планете. Давайте сегодня на уроке подумаем как спасти нашу Землю. | Ученик читает отрывок из текста Природа-это наш дом, чтобы был свежий воздух, чтобы было, где жить животным. Наша планета загрязнена. | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. Коммуникативные : планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
2.Постановка темы, цели и задач урока Слайд 4 | - Сегодня у нас урок математики необычный. У нас интегрированный урок математики и окружающего мира. Посмотрите небольшой мультфильм «Мальчик и Земля" и скажите, о чем сегодня будем говорить на уроке? - Какая тема нашего урока? - Тема нашего урока "Математика и природа" -Послушайте небольщое стихотворение. Математика - наука Очень интересная. Ну а связь ее с природой Для людей полезная. - Какая цель урока? - Какие задачи на урок для себя мы ставим? - Сегодня мы с вами узнаем о науке, которая связывает человека и природу. Но, чтобы узнать эту науку, вы должны будете решить примеры и прочитать слово, которое получится. | Просмотр экологического мультфильма - Тема нашего урока "Математика и природа" - установить связь математики и природы. | Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму ;прогнозирование; Познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3.Актуализация знаний. Устный счет Слайд 5 Найти закономерность ряда чисел Слайд 6 Блиц – турнир Слайд 7 Слайд 9 | 1. Выполнив первое задание, мы узнаем, как называется наука, которая связывает человека и природу, подсказывает нам, как правильно себя вести в природе. Найди значения выражений, расставь ответы в порядке увеличения. 100 – 20=80 (И) 53 + 20=73(Г) 84 – 24=60 (О) 93 – 23=70 (О) 9 + 74=83 (Я) 20 + 43=63 (Л) 47 + 6=53(К) 25+25=50 (Э) Э К О Л О Г И Я 50 53 60 63 70 73 80 83 - Что же изучает наука экология? - Давай обратимся к словарю С.И. Ожегова - Слово ЭКОЛОГИЯ к нам пришло из латинского языка. Состоит из двух частей: "экос" - дом, "логос"- учение. Если соединить два этих слова, то получается, что "экология" Экология - это наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, а также влияние человека на природу. 2. Мы расставили числа в порядке уменьшения. У нас получился вот такой числовой ряд: 5 0,60,63,70,73,80,83,80, . - Если мы правильно установим закономерность, то узнаем, сколько лет разлагаются в земле брошенные консервные банки? Задача 1: - В акции «Чистый берег» собрали 20 пакетов мусора. Сколько пакетов мусора собрали ребята из 4 класса, если ребята 2 класса собрали 5 пакетов, а ребята 3 класса собрали 7 пакетов. - Попробуйте решить задачу разными способами. - Давайте посмотрим на фотографии, что происходит с природой, когда необдуманно бросают мусор. - Какой совет людям мы могли бы дать? Задача 3: - В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 5 автомобилей? | Дети решают примеры, находят значения выражений и расставляют их в порядке уменьшения. Получается слово "Экология" Это слово Экология. Работа со словарем С.И. Ожегова Решение задачи 1 способ: 20-(5+7) = 8 (п.) Ответ:8 пакетов. 2 способ: 20-5-7=8(п) Ответ:8 пакетов. - Не бросать мусор в природе, а складывать его в мусорные контейнеры и вывозить на переработку. 20*5=100 кг. Ответ:100 кг. | Предметные: умение устно вычислять в пределах 100, решать простые задачи. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: умение учиться работать по предложенному учителем плану, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. |
4.Обобщение и систематизация знаний 1. Решение задачи Слайд 10 2. Сообщение подготовленного ученика 3. Работа в группах Решение уравнений Слайд 11 Слайд 12 4. Составление задачи по краткой записи Слайд 12 | - Откройте тетради и запишите число Давайте решим задачу про воздух. Прочитайте про себя. Для семьи из четырёх человек в сутки требуется 68 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется для семьи из 3 человек? Расход на 1 человека | Количество людей | Общий расход воздуха | ? | 4 человека | 68 кг | 3 человек | ? | - Какой главный вопрос в задаче? Мы сразу сможем на него ответить? Почему? - А можем ли мы узнать это? Как мы узнаем? - Зная расход на одного человека, сможем ли мы узнать общий расход? Как? - Во сколько действий будет решаться задача? - Какой можно сделать вывод? - Как защищаться от загрязнений воздуха? Какие деревья растут в нашем лесу? Ребята, мы сейчас поработаем в группе. Узнаем, сколько лет живут деревья. Решив уравнения, мы узнаем, сколько лет живут деревья. Рябина х: 10 = 8 Осина с - 28 = 72 Ольха 99 - а = 29 - Посмотрите, какой большой промежуток времени должен пройти, чтобы дерево стало взрослым. А человек может его спилить за считанные минуты, оставив других людей и животных без чистого воздуха, дома и пищи. Какой совет мы дадим лесорубам? - Посмотрите на картинку. Какой же способ сохранения и увеличения количества деревьев, лесов существует? -Давайте составим задачу о том, как ребята сажали деревья по краткой записи. С осны – 30 шт. Березы – 43 шт. 100 деревьев Ели - ? - Сколько способов решения у этой задачи? - Реши задачу двумя разными способами. Ребята посадили в парке 100 деревьев. Из них 30 сосен, 43 березы, а остальные ели. Сколько елей посадили ребята? | Мы не знаем расход воздуха на одного человека 1) 68:4=17 (кг) на одного человека 2) 17.3=51 (кг) на 3 человека Можно записать выражением: (68:4).3=51(кг) на 3 человека Ответ: 51 кг воздуха потребуется для семьи из 3 человек. - Лес – это дом для животных. Здесь они живут и питаются. Человеку лес даёт пищу, лекарственные растения, древесину для строительства и отопления жилища. Леса очищают и обеззараживают воздух, насыщают его необходимым для дыхания кислородом, регулируют температуру и влажность воздуха. Лесные насаждения защищают почвы от разрушения и заболачивания. В лесах преобладают хвойные породы - сосна, лиственница, кедр, пихта, ель. Лиственные леса образуют лишь небольшие очаги. В них распространены осина и береза. Встречаются тополь, ольха, ива, рябина, черемуха. Не вырубать леса. - Надо сажать деревья. Ученики составляют и решают задачу совместно с учителем на доске и в тетрадях. 1 способ 100 - (30+43) = 27(ел.) Ответ: 27 елей посадили ребята. 2 способ 100 - 30 - 43=27 (ел.) Ответ: 27 елей посадили. | Предметные: умение решать уравнения, опираясь на связь между компонентами; решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, находить периметр прямоугольника. Метапредметные: Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом; Регулятивные: оценивают результаты своей деятельности, корректируют их; Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют точно выражать свои мысли. |
| | | |
| | | |
Физминутка Слайд 13 | Музыкальная физкультминутка | Выполняют движения под музыку. | Личностные: Соблюдение норм здоровьесберегающего поведения |
5. Самостоятельная работа. Слайд 14 6. Сообщение о тополе. Слайд 15 | Найдите периметр прямоугольника и узнаете, какое дерево является лучшим "пылесосом" воздуха от грязи. 8 см 2 Р - ?см см Береза - Р = 16 см Тополь - Р = 22 см Сосна - Р = 36 см Ель - Р = 14 см Тополя – лучшие «пылесосы». Одно дерево будет производить кислорода в три раза больше, чем, скажем, то же дерево сосны. Сам же тополь поглощает углекислый газ просто в гигантских количествах. Легко размножаются, как и берёза, быстро растут. Из тополей можно получать дёготь, краски, витамины, душистые эфирные масла и еще много важных в народном хозяйстве материалов. Тополь применяют и в медицине для изготовления антисептических и жаропонижающих лекарств. | Ученики самостоятельно работают. Проверка по эталону. Сообщение делает подготовленный ученик | Предметные: умение производить письменные вычисления в пределах 100. Метапредметные: Регулятивные: планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону, контроль и самоконтроль. Коммуникативные: организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, коррекция своих действий Познавательные: анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода |
7. Работа в паре Слайд 16 Проверка осуществляется в парах. Слайд 17 | Ребята решите примеры Ответ соответствует слове, записанный на карточке. Составь из слов пословицу. Вычисли, записывая решение столбиком. 72 – 54 64-47 100 - 36 18 + 82 32 + 40 17+15 - Теперь складываем пословицу в соответствии с порядком ответов в примерах. "Кто землю лелеет - того земля жалеет. ( На карточках написаны с одной стороны ответы, с другой слова из пословицы) | Ученики сначала самостоятельно в парах выстраивают цепочку из примеров, решают их, проверяют решение друг у друга, а затем совместно складывают пословицу в соответствии с порядком ответов. | Предметные: умение производить письменные вычисления в пределах 100. Метапредметные: Регулятивные: планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону, контроль и самоконтроль. Коммуникативные: организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, коррекция своих действий Познавательные: анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода |
8. Итог урока. Рефлексия | - Как вы понимаете смысл пословицы? - Как мы можем сохранить нашу землю от загрязнения? - Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Теперь болезнь природы угрожает здоровью человека. Это касается всех людей Земли. Только сообща люди могут вылечить планету. - Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем? Что вы усвоили и закрепили на уроке? - Давайте защитим нашу планету, закроем ее ладошками, спасем от гибели. Если вам урок понравился, и вы старались работать на нем активно, то поддержите нашу планету, прикрепите ладошки. | Кто землю будет беречь, тот будет счастливо на ней жить. Решали задачи, примеры, находили периметр, узнавали способы сохранения природы. - Ученики оценивают урок и качество своей работы и крепят ладошки к модели планеты. | Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Познавательныевыделять необходимую информацию, обосновывать выбор |
9. Домашнее задание | Математика: придумать задачу на экологическую тему. Окружающий мир: нарисовать запрещающие знаки по теме «Берегите природу» | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду. |
2. Максименко Н.А. Математика. Занимательные сказочные экологические задания на уроках в начальной школе, Москва "Учитель", 2006г;