СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и истории "Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок посвящен житию и храбрости благородного и великого князя Александра Невского. рассчитан на 2 урока. можно использовать в качестве конспекта  урока по литературе, а также по истории или в качестве конспекта внеклассного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и истории "Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского "»

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" городского округа город Шарья Костромской области








Методическая разработка урока

на конкурс "Святой защитник земли Русской",

посвященного 800-летию князя Александра Невского

(уроки литературы, 2часа)









Составила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №21

Каберник Светлана Владимировна











г.Шарья,2021


«Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО
И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

Цель – сравнить образ Александра Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы.

содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать уважение к родной стране, её историческим корням и традициям.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения; ·

  • Раскрыть черты личности Александра Невского как русского князя, воина, святого и государственного деятеля

  • Формировать литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный, святой, защитник, святой;

  • сравнить облик героя как исторического деятеля и как святого;

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;

  • Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

  • Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;

  • Формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

  • · Способствовать формированию познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского;

  • · На примере личности Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;

  • · Утвердить в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа.

  • осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни – самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей;

  • Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброту, справедливость, чувство долга, милосердие;

  • Прививать любовь к литературе и истории своей Родины.

Личностные

  • Сформировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать 

  • Сформировать патриотическое сознание и гражданскую позицию через приобщение учащихся к историческим событиям Родины.

Актуальность.

Школьная программа предполагает изучение личности и деятельности Александра Невского в начальной школе в курсе «Окружающий мир» (1 час), в шестом классе, в курсе истории Отечества (1 час), а также в 10 классе, при изучении данного исторического материала на втором концентре (0,5 часа). Такой небольшой объем учебного времени, и, вместе с тем, значительный временной разрыв между изучением данной темы в средней и старшей школе, часто не позволяет школьникам осознать огромный вклад Александра Невского в историю Отечества, увидеть важное место его имени и подвига в сознании прошлых поколений и граждан современной России.

Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о личности и деятельности князя таким образом, чтобы пробудить интерес к истории данного периода, желание продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. В связи с этим, возникает потребность в использовании нетрадиционных форм изучения данного материала.

На проведение отводится 2 часа (литература и история).

Возраст участников.

Урок целесообразно проводить для учащихся восьмого класса, так как школьники уже успели изучить необходимый материал. Обучающиеся знакомятся с личностью Александра Невского на уроках литературы при изучении раздела "Древнерусская литература".

Методы:

частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Мотивировка выбора методов занятия.

В данном занятии используются беседа, работа с текстом презентации. Применение данных методов способствует раскрытию содержания темы, формированию навыков работы с различными источниками знаний, воспитанию патриотических и личностных чувств учащихся.

Форма организации: групповая, фронтальная

Технологии: сотрудничества, ИКТ, проблемного обучения.
Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  1. Осознание себя патриотом своей страны.

  2. Воспитание в себе чувства патриотизма.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

  2. Умение составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

  3. Умение реализовывать план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

  4. Умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя и одноклассников.

Познавательные:

  1. Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  2. Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.

Коммуникативные:

  1. Умение участвовать в дискуссии на уроке.

  2. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  3. Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

  4. Умение слушать и понимать речь других.

  5. Умение работать в группе и в коллективе.

Предметные:

  1. Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;

  2. Понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.

Оборудование урока:

· ПК и мультимедийный проектор;





Эпиграф: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
А.С.Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о мудром князе, его словах и храбрых полках, преисполненных ратного духа.

И пусть ещё больше укрепится ум ваш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «Не в худой неведомой земле владычествовали князья. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

Сегодня необычный урок: мы объединим два предмета - литературу и историю. Это нам нужно,   потому что герой сегодняшнего урока - и историческая личность, и персонаж древнерусской литературы.

Слайд № 2

Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

- Так писал когда-то об именах Гомер, и сказанное им по сей день остается правдой. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации об его носителе. Как эти строки великого греческого поэта перекликаются с вашим домашним заданием к сегодняшнему уроку?

II. Проверка домашнего задания.

(фронтальный опрос).

УЧИТЕЛЬ: На дом вам было задано необычное задание: посмотреть значение имени Александр и вспомнить самых известных Александров в мировой истории и литературе. Что у вас получилось?

УЧЕНИКИ: Александр (греч.) – «алекс» - защищать, «андрос» - мужчина, т.е. «защитник людей», «мужественная защита».

Слайд № 3

Знаменитые Александры:

Александр I (1801-1825)

Александр II (1855-1881)

Александр Блок

Александр Пушкин

Александр Суворов

Александр Невский                         


«Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное» (П.А.Флоренский)
Сообщение темы урока

УЧИТЕЛЬ: Конечно же, это далеко не все  известные Александры. Но и упоминание этих людей говорит, что имя человека влияет на его судьбу. Александр – защитник: слова, качества, человека, страны.… И сегодня на уроке мы познакомимся с судьбой одного из великих русских  Александров – Александра Невского. Все вы, безусловно, знаете, что среди большого количества достойных людей России именно Александр Ярославович был выбран именем России 28 декабря 2008 года, став, таким образом, национальным героем.

Слайд № 4

Итак, тема  нашего урока: «Александр Невский:  жизнь и житие».

IІІ. Изучение новой темы.

1. Беседа по вопросам по статье «Из древнерусской л –ры» (стр. 18)

Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки. (ΧІ летописи до 17 века – древнерусская литература период составляет 700 лет)

– Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее. («Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Притча о блудном сыне»).

– Как надо читать произведения Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций, лексики, художественных образов?

Слайд № 5

(Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир:

неторопливость, обстоятельность;

степенность, торжественность;

исповедальность, монологичность;

драматизм, трагичность;

взволнованность, эмоциональность, лиризм).


Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен? (Пётр и Феврония, беззаветно любящие друг друга).

-Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

(молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.)

-Кто мог стать героем жития?

-Дома вы познакомились с «Повестью о житии и о храбрости….."

ІV. Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Ал-р Невский ок. 1220–1263).

- Житие - описание жизни святого. В древнерусской л – ре образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

- В теме  урока два главных слова: «жизнь» и «житие». Давайте найдем различие в лексических значениях этих слов. 

Подготовленный ученик

Как правило, в житии сообщается

  • об основных событиях жизни святого,

  • его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была),

  • а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Слайд № 6

Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

  • так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их)

  • Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская)

  • В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

  • Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её.

  • После смерти его тело оставалось нетленным.

V. Анализ вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр.19.

В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

Подготовленный ученик

Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

Подготовленный ученик

13 век был периодом ужасного потрясения для Руси. С востока на неё нахлынули монголы с бесчисленными  полчищами покорённых татарских племён, разорили, обезлюдили большую  часть Руси и поработили остаток народа; с северо-запада угрожало ей немецкое племя. Задачею политического деятеля  того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать своё существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твёрдое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославович Невский

- Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? (в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".
Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли).
- По каким источникам автор жития создаёт «Повесть…»? (современник, «самовидец», по рассказам соратников Ал –ра). Почему?

- Каково значение «Повести…» в развитии русской л – ры?

(ей подражали, следовали как лит. образцу, её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях).

Слайд № 7

- А каково значение слова «благоверный»?

Благо – это что? (Добро, благополучие)

Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).

- Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.) .

- Что означает слово «защитник»?

С.И. Ожегов дал такое толкование слову: «Защитник – тот, кто охраняет, защищает, оберегает кого-нибудь, что-нибудь». Например: Славные защитники родины.

- От кого надо было охранять Русь?

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним, какова тема нашего урока? Какую часть заявленной темы мы с вами уже рассмотрели?

УЧЕНИКИ: Мы рассмотрели жизнь Александра Невского как человека.

УЧИТЕЛЬ: Верно. Как у  любого человека, у него были свои недостатки и достоинства. Но, несмотря на это, русская православная церковь причислила его к лику святых.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле, о древнерусской,

Быль записывал монах.

При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”.

1.     Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.

2.     Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).

3.     (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).

V. І. Анализ текста «Повесть о житии… Ал – ра Невского»

Работа по р/р: чтение слов и выражений (по цепочке), характерных для данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое» и их объяснений.

(Деяния – (высок.) – действия, поступок.

Сеча (стар.) – сражение.

Распря (устар.) – ссоры, раздоры.)

- Как называются такие слова (архаизмы).

- Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание?

(автор не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

-Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь – всем князьям князь.

«Рост его был выше других людей, голос его как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского».

- Каким героям уподобляет рассказчик князя? Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану. В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

Кто такой Иосиф?

Почему именно Самсону уподобляется сила А. Невского?

Кто такой Соломон? Что общего между Соломоном и Невским?

Кто такой царь Веспасиан? Почему автор жития сравнивает с ним А. Невского?

Автор показывает князя в сравнении с библейскими героями, но если у каждого из них одна какая-то черта преобладает (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли своё отражение.

Таким образом, автор, восхищаясь своим героем, говорит, что перед нами князь – всем князьям князь.

- Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру? Вопрос 3 (стр. 26) О каких его подвигах рассказывает?

- О каких подвигах А. Невского он рассказал? (о 3-х подвигах:

- битве на Неве со шведами (1240 г.),

- о Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.),

- о поездке в Орду. Слайд № 8

-Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го? (1-3 – бранные. 3-й самопожертвования)

-Зачем А. Невский поехал к хану? (отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу)

-Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

-В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим». Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце.

- Слышал такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра: «Уже я здесь, хочу пленить землю твою – если можешь, обороняйся».

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной (Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

- Следующий эпизод: Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской, рассказал князю дивное видение. (Слайд: Святые Борис и Глеб). Александр просил о том никому не говорить (мудрый правитель) «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём». В этом эпизоде князь – опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. У такого князя и воины – чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

- Какие картины видятся вам за словами рассказчика: «Словно замёрзшее озеро двинулось»?

Вот как описывает поэт К. Симонов эту битву:

«Был первый натиск немцев страшен,

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом». Слайд № 9

Подготовленный ученик

Рыцари уже радовались скорой победе, не подозревая, что главные силы русских ещё не вступили в бой. «За Русь родную!» - загремел над войсками клич Александра.

«Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки.

По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты»

(К. Симонов. Поэма «Ледовое побоище») Слайд № 9

  1. Какие картины мы можем представить?

  2. Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками» (города немецкие) – стр. 23)?

  3. Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече» - стр. 23, предпоследний абзац).

  4. каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести? «Отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу. Слайд № 10

  5. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 25, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

Какой образ предстает, когда мы говорим о святых(Икона)

Что такое икона? (Икона – с греческого “эйкон”, – “образ, предмет поклонения” – живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного).

І І. Работа с репродукцией картины Корина «Александр Невский» и с иконой «Святой А.Невский».

Икона Александра Невского (Слайд №11  )

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской).
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.


(Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.)

Рассмотрите картину Корина. “Александр Невский”, сравните ее с иконой

Опишите лицо, позу Александра Невского. Какова цветовая гамма изображения? Какие символы вы можете отметить в картине? Каково авторское восприятие героя? (Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают его доспехи, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, которая осмелилась вступать на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского войска).

Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести...», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён монументально, в полный рост, с мечом).

- Во что одет князь? Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

- Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя? На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина.

- Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина.

- Как изображены глаза Александра? Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.

Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.

– Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси? (Житийный рассказ об Александре Невском должен показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра).

При каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? (Бог – главная сила. Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы).

Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым?

В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).

Прав ли был Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему данное, выразительней Великого”? (Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”).

Чем Александр Невский заслужил звание “Святой”? (Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя использовать. “Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”).

Чем житие может быть интересно современному человеку(Размышления учащихся):
– Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.
– Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.
– Я думаю, что современному человеку интересно житие  тем, что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности.

- Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Он учит нас восприятию человеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых духовных сокровищ.

-Что вас удивило в личности А. Невского?

Сделаем записи в тетрадях: А. Невский бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской. Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник».

Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…».

- Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского».


Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

Композиция. Выступление учащихся.

1 ученик.

Ночь на дворе и мороз.

Месяц – два радужных светлых венца вкруг него …

По небу словно идёт торжество.

В келье ж игуменской – зрелище скорби и слёз …

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

2 ученик.

Тихо игумен пред ним на молитве стоит.

Тихо бояре стоят по углам.

Тих и недвижим лежит головой к образам

Князь Александр, черный схимой покрыт…

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

3 ученик.

Князь неподвижно во тьму, в

беспредельность глядит…

Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним…

Видит он: облитый словно лучом золотым,

Берег Невы, где разил он врага…

Вдруг возникает там город… народом кишат берега,

Флагами веют цветными кругом корабли…

4 ученик.

Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,

Звон раздаётся, священные гимны поют…

Крышку открыли… Царь что-то там говорит…

Вот перед гробом земным поклоны творят,

Следом все люди идут приложиться к мощам.

5 ученик.

В гробе ж – князь видит – он сам.

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижен лежит…

Чудной лицо озарялось красой.

Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело –

И, зарыдав, возгласил:

«Наше солнце зашло»


- Давайте зажжём свечу в память о вечном нашем предке и всех русских воинах, во все века защищавших наше Отечество.

Минута памяти

- Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

(Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А. Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач (цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»)

- Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем

Итог урока:

Проблемные вопросы:

  1. Почему А. Невский стал полководцем: случайность или закономерность?

  2. В чем проявился полководческий талант А. Невского?

  3. Оружие А. Невского: правда и вымысел.

  4. Как увековечена потомками память об А. Невском?

  5. За что А.Невский канонизирован Русской Православной Церковью?

  6. Как вы понимаете слова А. Невского: «Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет?»

  7. А какое прозвище вы бы добавили к имени князя Александра Ярославича?

Домашнее задание: (на выбор) 1) поделиться своими впечатлениями от урока в небольшом сочинении «Солнце Земли Русской, используя художественные средства повести.

2)написать сочинение - размышление «Актуально ли изучение «Жития Александра Невского» в наше время?

   Слайд № 12

Использованные  ресурсы:

1.         Андреев И.Л. и др. История России с древнейших времен до XVI в.  6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н.Федоров. – М.: Дрофа, 2016.

2.         Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2014.

3.      http://ppt4web.ru/shablony-prezentacii/shablon-istorija-srednikh-vekov.html шаблон презентации.

4.      http://www.iconarchive.com/show/vista-map-markers-icons-by-icons-land/Map-Marker-Flag-4-Right-Azure-icon.html клипарт.

5.      http://picsbase.ru – клипарт.

6.      https://ru.wikipedia.org/wiki/- Википедия.

7.      http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya - Биография А. Невского.

8.      http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/mech-aleksandra-nevskogo.html - Оружие времен Невской битвы.

9.      https://ru.wikipedia.org/wiki - Орден Александра Невского.

10.  http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya - А. Невский глазами потомков.
презентация к уроку "А.Невский"
PPT / 9.35 Мб

11.Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/kratkaya-biografiya-aleksandra-nevskogo.html obrazovanie.guru © Главный образовательный портал

12.Источник: https://molitva.guru/zhitiya-svyatyh/kratkoe-zhitie-svyatogo-aleksandra-nevskogo.html Molitva.Guru © Энциклопедия православия

13.Источник: https://kratkoe.com/pochemu-aleksandr-nevskiy-prichislen-k-liku-svyatyih/ Кратко обо всем © kratkoe.com

14. Коровина В.Я. Литература.8класс.Учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе.В 2ч.Ч.1\В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин.-12-е изд.-М.:Просвещение,2018г.

Дополнительная:

- «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»,

- «Житие А.Невского»,

- С.Ф. Платонов «Учебник русской истории»,

- А.В.Шишов «100 великих военачальников»,

- А.Н. Кирпичников «Между Западом и Востоком»,

- В.О.Ключевский «Курс русской истории»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!