Интегрированный урок 3 класс
Программа «Начальная школа 21 век»
Тема: урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане",
урок музыки Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”
(Проектная деятельность на уроке чтения)
Цели.
1. Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования.
2. Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
3. Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина.
Развивающие.
Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать.
Воспитательные.
Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина;
презентация: "Мой А.С.Пушкин",
рисунки детей к сказкам Пушкина,
выставка книг А.С. Пушкина.
Ход урока.
Орг. момент.
Все в нем Россия обрела -
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Все в нем Россия обрела.
- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это - учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.
2. Сообщение темы урока, постановка целей и задач:
На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Сегодня мы соединим с уроком литературного чтения урок музыки, поговорим о великом русском композиторе Н.А. Римском-Корсакове и его произведении Опере «Сказка о царе Салтане», созданной по сказке А.С. Пушкина.
Какие цели мы поставим на урок? (слайд 3)
Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались поиском сведений о поэте, исследованием содержания сказки.
И сегодня у нас урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось.
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной (запись на доске).
“Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина
- Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок!
- А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое его слово полно смысла и поэтичности.
- Сегодня группа ребят приготовила небольшие проекты о жизни поэта, давайте их послушаем.
3. Сообщение о биографии поэта.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.
Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка.
Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин, защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года Пушкина не стало.
Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках.
По словам Твардовского Пушкин - это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить.
- Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили. (Учитель оценивает учащихся)
- Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь русским народным сказкам? (Её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал)
4. Работа с анализом текста.
Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые вы все знаете. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. Они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
Следующий слайд - Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С. Я. Маршак
На какие жанры подразделяются народные сказки? - о животных, бытовые и волшебные. Мы знаем – сказка о царе Салтане – волшебная.
Давайте поработаем над признаками волшебства в этой сказке.
По слайдам
Анализ сказочных примет.
-Давайте посмотрим, чем же отличается сказка А.С. Пушкина от фольклорных сказок?
1. Зачин у Пушкина отсутствует (читают)
2. Троекратное повторение событий - есть, три раза проезжал мимо острова Буяна, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров.
3 . Волшебные события, герои, предметы (рос не по дням, а по часам; лебедь, чародей; белка, тридцать три богатыря)
4 Зло в сказках наказывается, а у А.С. Пушкина прощено
5. Сказочная концовка - есть. (прочитать)
5. Физминутка.
“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).
6. Чтение отрывков из произведения.
- Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе Салтане…” и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (Учитель показывает указкой на стенд с рисунками)
- Давайте их оживим!
- Для этого, вспомним, как надо читать стихи!
На доске появляются слова:
- интонация,
- дикция,
- логическое ударение.
Учитель показывает на один из рисунков.
- Чей это рисунок? (И так 5 рисунков)
5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам.
- Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”?
7. Римский-Корсаков и его опера «Сказка о царе Салтане»
-Сегодня на уроке я хочу обратиться к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.
-Сейчас я предоставлю вашему вниманию музыкальные фрагменты из оперы, а вы должны будете распознать о каком персонаже идет музыкальная речь.
Белка.
Музыкальная характеристика Белки, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты, придающий песенке Белки характер насвистывания.
Богатыри.
Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.
Царевна Лебедь.
Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.
Послушаем еще один фрагмент
«Полет шмеля»
8. Замысел сказки А.С. Пушкина
-Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?
- Как могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?
-Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки? (прощать, быть терпимым друг к другу, не завидовать)
9 Подведение итогов.
- Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока.
- Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?
- Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?
- Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?
- Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?
13. Рефлексия. Оценки за урок.
- Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом уроке.
- Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?
Урок окончен, всем спасибо.