СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования для дошкольников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования для дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Интегрированные занятия в системе дополнительного образования для дошкольников»

Тема: Интегрированные занятия в системе дополнительного образования для дошкольников


Процессы обновления нашего общества и новое осмысление стратегических линий развития общества предполагает потребность в качественных изменениях во всех звеньях системы образования. Дополнительное образование, являясь составной частью государственной системы непрерывного образования, становится одним из механизмов, способствующих осуществлению педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. С этой целью практикуются формы интеграции дошкольного и дополнительного образования, открытие детских объединений, ориентированных на детей - дошкольников (например, школы раннего развития). Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Этот тезис мы взяли за основу в своей педагогической деятельности.

В современных условиях, когда среднестатистическая семья в полноценном развитии ребёнка не может обойтись без помощи педагогов- профессионалов, новые формы семейно-общественного воспитания дают возможность решать задачи целостного и своевременного развития дошкольников, а также включать в образовательное пространство детей, по разным причинам не посещающих дошкольные образовательные учреждения

В настоящее время существует реальная жизненная потребность, реальный социальный заказ общества на создание развивающей, воспитывающей среды, направленной на социализацию личности ребёнка –дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования детей.


Цель: создание педагогических условий для личностного развития и успешной социализации детей, которые не имеют возможности по ряду причин посещать дошкольные учреждения.

задачи:

  • удовлетворение потребностей ребенка и формирование опыта в познавательной и творческой деятельности;

  • обучение навыкам и приемам в работе с учебным материалом;

  • обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе.

  • способствовать развитию умений и способов мыслительной деятельности;

основных психических функций и процессов, а именно: мышления, памяти, внимания, воображения, сообразительности.

  • воспитание у детей жизненно необходимых навыков, требующихся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;

  • освоение детьми правил и норм общения со сверстниками и взрослыми к условиям изменяющейся действительности;

  • освоение детьми правил и норм общения со сверстниками и взрослыми, предоставление возможности совместного творчества, общения для детей и взрослых;

  • создание климата взаимного доверия, психологической безопасности.


В Доме детского творчества шестой год работает «Школа раннего развития», программа которой направлена на социальную адаптацию детей к школе, успешное продвижение каждого ребенка в учебно-познавательной деятельности. Образовательная программа также ориентирована на целостное развитие дошкольника, как единство индивидуальных способностей, личных качеств, способности освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности. «Школа раннего развития» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Ведь перед ним – вся жизнь! А в ней встретиться столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребёнка – быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. По форме, по манере общения Школа Раннего Развития строиться как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым дети работают, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Предлагая детям эти развивающие занятия, педагог не стремится научить их в совершенстве всё выполнять. Он стремится выработать у детей умение общаться, договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Поэтому на занятиях Школы раннего развития введена система интегрированного обучения, которая даёт возможность освободить время для самостоятельной и игровой деятельности. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Существует традиционная форма проведения занятий, которые порой получаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу, и в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перезагрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

социальные, в том числе нравственно-этические;

эмоционально-чувствительные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

логико-математические;

естественнонаучные.

Интегрированное обучение даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свои мысли, поделиться впечатлениями. А самое главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированных занятий. Также на каждом занятии используются развивающие задания и игры, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребёнка, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения.

В ходе некоторых занятий используются психологические диагностики, помогающие в планировании дальнейших занятий.

В некоторые игры, которые педагог использует на занятиях, родители могут играть дома всей семьёй, хотя бы на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую они доставят ребёнку, станет общей радостью, а проведённые вместе приятные минуты позволят им сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Благодаря реализации проекта по созданию системы интегрированных занятий возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности. Механизм интеграции — образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:


1) в речевой — слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм, счёт,);

2) в театрализованной — движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

3) в изобразительной — рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);

4) в музыкальной — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.


Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.

Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности (художественной или речевой).

Мы опираемся на известные положения о том, что в основе любой деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (художественная, коммуникативная, спортивная) лежат мотивы: желания, потребности, склонности, интересы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Поэтому при отборе содержания комплексных занятий педагог четко ориентируется на интересы, склонности, желания и способности детей, т.е. выделяет основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.

«Чем ты хочешь заняться?», «Что тебе интересно?», «Если ты это будешь делать — ты вырастешь, как ….», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давайте вместе попробуем, и вы увидите…» — такого типа вопросы, утверждения, беседы педагога с детьми способствуют формированию направленности личности, активной мотивации к деятельности дошкольника. Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов — что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) — это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.

Из выше сказанного следует, что задачи дополнительного образования и семьи заключаются в том, чтобы с самого раннего возраста обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить грамотно строить свои высказывания, открыть всю красоту и богатство родного языка.

Интегрированное построение занятий, во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.


Цель таких интегрированных занятий — познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве, — а в результате — быстрое овладение чтением, богатая речь и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе.

Интеграция происходит по следующим направлениям.

1. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи.

2. Ознакомление с окружающим миром: систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность.

3. Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении.

4. Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, в инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов.


Или задачи или Целевые показатели:


повышение мотивации, формирование познавательного интереса, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся;

способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

способствует развитию речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; позволяет систематизировать знания; способствует развитию в большей степени, чем обычные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логическое, художественно-образного, творческого); снимает перенапряжения, перегрузки утомляемости обучаемых, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу на каждой минуте занятия; способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.


Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», - на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы.

В младшей группе (дети 5 лет) содержание интегрированных занятий основывается на разделе ознакомление с окружающим, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха. В каждое интегрированное занятие включен какой-либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжение сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и т.д.

В старшей группе (дети 6 лет) тематическое и календарное планирование строится по сезонам, но основной раздел – подготовка к обучению грамоте, которая интегрируется с разделами по развитию речи, ознакомлению с окружающим и продуктивной деятельностью. Занятия включают задания с решением проблемных ситуаций, создание в подгруппах собственных проектов в рамках одной темы, что далее используется в сюжетно-ролевых играх. В данной группе создаются условия для формирования грамотного письма в школе: развивается фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, формируется мотивация к чтению, закладываются основы правильного чтения (все дети овладевают слоговым чтением, а некоторые начинают читать целыми словами) и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжает формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированное занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры.

Цель этого направления – развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала, через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям. Главное – развить у ребенка фантазию, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоционально устойчивым, социально адаптированным. Условием развития необходимых качеств является естественная деятельность ребенка – игра, объединенная одним сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием.

Основные задачи экспериментальной работы:

- формирование нового теоритически обобщенного мышления педагога, способного построить взаимодействие с ребенком на принципах сотрудничества;

- оптимизация учебно-воспитательного процесса с целью освобождения времени для самостоятельной игровой деятельности;

- создание условий экстраполяции практического опыта, полученного ребенком на занятиях, в повседневную жизнь;

- создание цикла интегрированных занятий по каждой возрастной группе (с методическим обеспечением).

В основе работы с детьми в рамках интеграции находится модульный блок нового содержания «Звуки окружающего мира», состоящий из двух частей:

1 – немузыкальные звуки;

2 – музыкальные звуки.

Возникли интересные формы занятий:

- игры-путешествия;

- «Машина времени»;

- «Семейная реликвия».

Мы разработали концепцию таких интегрированных занятий, основными задачами которой стали:

- сохранение русского языка и употребление старорусской лексики в речи детей для обогащения их словарного запаса и художественной выразительности; - формирование интереса к экспонатам музеев, историческому прошлому своей страны, воспитание бережного отношения к предметам старины, определяющим эпоху и время. Сохранение семейных традиций;

- воспитание у детей стремления передать красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились. Пробуждать и развивать их созидательную активность, формируя творчество, используя умения и способы передачи росписи в декоративно-прикладном искусстве.

В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, экскурсий, конкурсов-развлечений, праздников, тематических концертов и др.

Ведь эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии «Поможем Федоре» (для детей 5 лет) детям предлагались задания разного характера:

  1. Математические ( к Федоре вернулась посуда, ее надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит соотнести цифру с количеством предметов).

  2. Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но все ли есть на столе? Чего не хватает? (Нет ложки). Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на ее поиски.)

  3. Задание, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается играть – драматизация по этой сказке.

  4. Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку и Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры). Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

Это хорошо видно на примере занятия «Сказочная птица – лебедь» (для детей 6-7 лет). Здесь даются:

  • естественно-научные знания: об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам.

  • социально-экологические: поведение людей в природе по отношению к животному миру.

  • эмоционально-чувственные: идет разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утенок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для прослушивания фрагменты из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь». Дети выполняют творческие задания – покажи, как двигаются лебеди под ту или иную мелодию.

  • художественные: на занятии используются картины Рылова «В голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь».

Продуктивная деятельность –дети рисуют летящих лебедей.

Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определенной темы, так теме «Нос» посвящено занятие «Путешествие в Носарию».

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта которой напоминает силуэт носа. В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычайными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети сравнивают их носы с машинами и орудиями труда. На одной из улиц они встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос». Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этого занятия была работа по валеологии, где шёл разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своими носом.

В заключение дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом.

Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Тематика занятий разнообразна.

Занятие «репортаж с золотого луга» - посвящено мёду, «В гостях у пряничных человечков» - изготовлению пряников, «Автосервис» - транспорту. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовывать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

Количество занятий определяет учитель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности:

  • необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;

  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;

  • свободное размещение наглядного материала;

  • смена динамических поз;

  • привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Так, часть занятий проводится с музыкальными оформлениями, это такие занятия, как «Ярмарка», «Зимняя сказка», «Весенняя капель».

Занятия по изодеятельности включают задачи по знакомству с живописью, графическими диктантами, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию. На занятии «Чудо на ладони» обобщались знания о насекомых, а в заключение дети рисовали бабочку.

На занятии «Полёт в космос» решались задачи познавательного и математического характера, а с преподавателями дети выполняли коллективную аппликацию «Космическое пространство».

Одним из условий реализации программы «Школы раннего развития» является сотрудничество педагога с родителями. Одной из форм с семьёй стало проведение детско-родительских занятий интегрированного характера. Целью таких занятий является формирование способов взаимодействия детей и родителей на занятии.

Так, на занятии «Строительная фирма» закреплялись знания о людях, работающих на стройке, о машинах, помогающих им; у родителей формировалось объективное оценивание своего ребёнка. Занятие строилось таким образом – задания давались и детям, и родителям, каждый выполнял, а потом рассказывал о своих результатах.Так детям нужно было назвать и разложить в правильной последовательности этапы строительства дома, а родителям разгадать кроссворд, где ключевым словом было слово «стройка».

Другое задание предлагалось следующим образом: дети рисовали чертёж задания, а родители на основе его строили дом из деталей конструктора.

Такие совместные занятия вызывают у детей чувство гордости за своих мам и па, желание показать свои умения, находчивость и смекалку.

Совместные детско-родительские занятия натолкнули на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности вне занятий, и выразилось это в форме проведения тематических недель, в организации и проведении которых участвовали педагог, дети и родители. Так одной из таких недель стала неделя «Слава хлебу на столе». В группе был оборудован цент «Кулинария», где были выставлены хлебобулочные изделия, разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. На протяжении всей недели проходили занятия на тему хлеб, «В некотором царстве в хлебном государстве», «О том, как хлеб на стол пришел», «От зернышка до булочки». Это было своеобразное погружение в тему. В рамках этой недели проводились конкурсы знатоков поговорок и пословиц о хлебе, конкурс рисунков. Мамы показывали свое мастерство в выпечке.

Совместная деятельность взрослых и детей вызывает у последних ощущение взрослости, признание их возможностей со стороны родителей.

Работа по данной теме проводится третий год, и теперь уже можно сделать некоторые выводы:

  1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явления рассматривается с несколько сторон: теоретической, практической, прикладной;

  2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

  3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;

  4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

  5. Такие занятия способствуют более тесному контакту сотрудничества учителя и с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

  6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.



следующие выводы:

  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. 

  • Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

  • Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.

  • Изменился стиль общения взрослого с ребенком.

  • Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.







11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!