Государственное общеобразовательное учреждение
«Донецкая специальная школа-интернат №29»
Открытое интегрированное
коррекционно-развивающее занятие
во 2-А и 3 классах
по музыке, ритмике и психокоррекции
на тему: «В мире музыкальных инструментов. Развитие слухового восприятия»
Провели :
учитель музыки и ритмики
высшей квалификационной категории
Белято Е.В.
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Удовиченко В.В.
03.03.2021 г.
Донецк – 2021
Тема: «В мире музыкальных инструментов. Развитие слухового восприятия».
Цель занятия: продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные, клавишные) и приемами игры на них; развивать познавательный интерес слуховое и зрительное внимание и восприятие; воспитывать интерес к образовательной деятельности.
Задачи:
образовательные:
-продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные, клавишные) и приемами игры на них ;
-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (слушание музыки, хоровое пение, игра на элементарных музыкальных инструментах в шумовом оркестре, ритмичном движении под музыку);
- учить детей правильно называть музыкальные инструменты;
- способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения;
- сформировать представления детей об оркестре, дирижере, ритме в музыке;
- совершенствовать технику игры на музыкальных инструментах, умение выполнять определенный ритмический рисунок.
коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес слуховое и зрительное внимание и восприятие; память, мышление;
-развивать двигательную координацию; мелкую моторику рук;
- развивать тембровое восприятие и чувство ритма ; музыкально-эстетический вкус, творческие способности обучающихся, вокально-хоровые навыки;
-развивать речевую активность; эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку; музыкально-исполнительские навыки, музыкальную память и слух.
Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи ; помочь самовыражению школьников через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего и свободного общения с окружающими; коррекция эмоционально-чувственной сферы ,мелкой моторики рук.
воспитательные:
- закреплять умение общаться в процессе работы малых групп;
- внимательно слушать задание, дожидаться своей очереди при ответах на вопрос;
- воспитывать интерес к образовательной деятельности;
- воспитывать музыкальную культуру обучающихся; эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки
Словарная работа: оркестр, дирижировать
Материалы и оборудование: различные музыкальные инструменты, лото «Музыкальные инструменты», тематический видеоролик, предметные карточки музыкальных инструментов по методике Глена Домана, смайлики, наборы букв для словарной работы, пластиковые стаканчики, ноутбук, компьютерная презентация.
Методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, практический, дидактическая игра.
Тип занятия: Практическое коррекционно-развивающее
Форма: групповое.
Использованные педагогические технологии: Проблемно – поисковая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ – технология, игровые, информационно – коммуникативная, работа в парах, группе, рефлексивная.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра - приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Дети, а что вы сейчас произнесли? (звук)
- А что такое «звук»? (Звук - это то, что мы слышим).
- Какие органы человека помогают нам слышать? С помощью чего мы слышим звуки? ( Мы слышим ушами).
- Слух – это способность воспринимать звуки окружающей действительности.
Кто умеет слушать, тот много знает, умеет.
- Послушайте, пожалуйста, звук сначала с открытыми, а затем с закрытыми ушами (прижать ладони плотно к ушам). (звук весеннего двора) В каком случае было слышно лучше?
II. Темпо-ритмические и двигательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы наши уши лучше слышали звуки, мы сейчас с вами сделаем массаж, но сначала давайте помассируем пальчики рук, чтобы они лучше работали, когда мы будем делать ушкам массаж (пальцы поочередно массажируются, соответственно словам текста):
- Мой Мизинчик, где ты был?
- С Безымянным в лес ходил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел,
А Большой меня встречал и конфеткой угощал!
Самомассаж ушей.
«Чебурашки»- захватить ушную раковину между указательным и большим пальцами и потянуть в стороны. Цель: активизировать подкорковые структуры мозга.
«Эхо»- легко похлопать по ушам ладошками. Цель: повысить эластичность барабанной перепонки.
«Лягушки» - похлопать ушами, пригнув ушную раковину вперед и резко отпустив при этом руки. Цель: улучшается работа спинного мозга.
«Уши слона» - захватить между подушечками большого и указательного пальцев кривизну ушной раковины и растирать ее круговыми движениями вверх – вниз. Цель: улучшает работу позвоночника.
«Растираем мочку уха»- подушечками большого и указательного пальцев растираем мочку уха. Цель: улучшает зрение и слух.
II. Объявление темы и целей занятия:
- Как выдумаете, какая сегодня тема занятия?
- Тема нашего занятия «В мире музыкальных инструментов. Развитие слухового восприятия».
- Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми музыкальными инструментами, проверим умеете ли вы слышать, запоминать и понимать услышанное.
- Какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы)
- Благодаря музыкальным инструментам мы можем слышать музыку. Голоса музыкальных инструментов могут передавать печаль и веселье, изображать звуки природы. Я предлагаю вам познакомиться с несколькими музыкальными инструментами, послушать, как они звучат.
Основная специфическая часть.
Просмотр видео «Музыкальные инструменты».
Учитель загадывает загадки и предлагает детям отгадать их:
1. Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка –
Будет музыка слышна.
Подумайте минуточку…
Что же это? Дудочка! (играем на дудочке)
3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен, будет перезвон:
«Дили-дон, дили-дон. » Колокольчик! (звеним колокольчиком)
4. Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает. Барабан! (играем на барабане)
5. Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий …Бубен!
6. А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка, это наша… (Балалайка)
7. Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)
8. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках)
Музыкально-дидактическая игра «Ку-чи-чи» с использованием ИКТ и пластиковых стаканчиков для отстукивания ритма.
Цель: развитие зрительно-слухового восприятия, двигательной координации, умение выполнять определенный ритмический рисунок.
Демонстрация видеоролика.
Практическая работа.
С ловарная работа:
Оркестр - несколько музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Дирижировать – управлять оркестром.
Упражнение «Собери слово» (ОРКЕСТР).
Цель: развитие логического мышления, знакомство с новым словом.
Динамическая пауза.
Наша динамическая пауза так и называется «Оркестр». Слушаем внимательно слова и повторяем движения за мной.
Мы оркестр создавали и лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям!
(движения руками, имитирующие приглашение гостей).
Прискакали зайки, взяли балалайки.
Балалайки звонкие - музыканты ловкие.
(имитируют игру на балалайке)
И упрямые бараны всё стучали в барабаны.
Их кудрявые овечки, в бубны били на крылечке.
(имитируют игру на барабанах и бубнах).
Даже маленькие мошки поиграли на гармошке,
Поиграли на гармошке для весёлого Антошки.
(имитация игры на гармошке).
Косолапый мишка - наш лесной братишка.
Он играть-то не умел, дирижировать хотел.
(«дирижирование» руками).
Ни кого не обижали, всех к себе мы приглашали.Инструменты в руки взяли.
Посмотрите-ка, на нас - наш оркестр – ну, просто КЛАСС!
5.Шумовой оркестр «Весенний»
6. Проверка полученных знаний.
Дидактическая игра «Музыкальная угадайка».
Цель: развитие словесно-логического мышления и зрительной памяти.
Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных и шумовых инструментов. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
Дидактическая игра «Музыкальное лото». Цель: развитие зрительной памяти и логического мышления.
Задание. Определите группы музыкальных инструментов.
5.Итог. Оценка деятельности детей.
- Что мы сегодня делали?
- Чем мы слушали?
- Что мы слушали?
- Какие инструменты вы запомнили?
- В какую игру вам понравилось играть больше всего? Молодцы.
6. Рефлексия.
Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой.
Покажите ваши смайлики, которые соответствуют вашему настроению.