СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция учебных предметов, как средство формирования вариативной деятельности у младших школьников в личностно-ориентированном обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное обучение - особый тип , обьединяющего в себе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция учебных предметов, как средство формирования вариативной деятельности у младших школьников в личностно-ориентированном обучении»

-Интеграфия учебных предметов, как средство формирования вариативной деятельности у младших школьников в личностно-ориентированном обучении.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы , предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированный урок является оригинальной и эффективной формой обучения, так как позволяет представить материал темы комплексно, не разбивая её на аспекты в рамках различных предметов, изучаемых в рамках школьной программы. Конспект интегрированного урока включает разноплановую информацию, способствующую формированию у учащихся целостной картины мира и происходящих в нем явлений. При подготовке к таким урокам в поиске и обработке информации развиваются навыки исследовательской деятельности, развивается интеллект, повышается общая речевая культура учащихся, формируется мировоззрение, расширяются познавательные интересы школьников.

Цели интегрированного обучения: 1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения на основе интеграции разных предметов.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.

3. Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевой культуры учащихся.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

- В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

- В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

- Чаще всего интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Преимущества интеграции на уроке:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко по- вышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Результаты интегрированного обучения и его значение:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся;

5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественнонаучных дисциплин.

Типы и формы интегрированных уроков:

Тип урока – урок формирования новых знаний

Формы: - урок-лекция , урок-путешествие , урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия , мультимедиа- урок , проблемный урок.

Тип урока – урок обучения умениям и навыкам

Формы: - урок-практикум , урок-сочинение, урок-диалог , урок - деловая или ролевая, урок- игра, комбинированный урок, путешествие, экспедиция.

Тип урока – применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры , практикумы, уроки защиты проектов, путешествие, экспедиция .

Тип урока – урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок, диспут , игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина), театрализованный урок (урок-суд) , урок-совершенствование, заключительная конференция , заключительная экскурсия ,

урок-консультация, урок-анализ контрольных работ, обзорная лекция, обзорная конференция , урок-беседа

Тип урока – урок контроля и проверки знаний и умений

Формы урока: урок-зачет , викторина , конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, проектов , творческий отчет, контрольная работа – собеседование.

Этапы подготовки интегрированных уроков:

Первый этап – подготовительный;

Второй этап – исполнительский;

Третий этап – рефлексивный.

Подготовительный этап

Первый шаг - Организация творческой группы (психологическая совместимость)

Второй шаг - Планирование урока - Количество - Тематика –

Третий шаг - Постановка образовательных целей

1) Вводно-образовательный интегрированный урок (синтез) Цель: формирование первоначальной целостной картины изучаемого раздела программы

2) Уроки по конкретным темам (анализ) Цель: конкретизация материала, изучаемого на вводно-обобщающем уроке и погружение (углубление и расширение знаний) в тему.

3) Обобщающий интегрированный урок (синтез) Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Четвертый шаг - Конструирование урока: - Цель (направленная на ученика);

- Задачи (деятельность учителя);

- Определение интегратора (основа знаний);

- Близкие темы; - Самостоятельное творчество учителя;

- Создание плана-конспекта.

Пятый шаг - Репетиционный Исполнительский этап.

Таким образом, интеграция в обучении предполагает: 1) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); 2) нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). И только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у детей. Иначе это будет просто погоня за модной формой и не более того


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!