ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере русского языка и чтения)
Как можно осуществлять интеграцию экономического образования через содержание материала уроков русского языка и чтения и тем выполнить требования ФГОС (Федеральный государственный стандарт) к формированию личностных, метапредметных и собственно литературно-экономических предметных результатов?
Думая о человеке будущего, мы должны позаботиться о том, чем он будет руководствоваться, выбирая свои цели и средства их достижения, какие критерии и оценки станут фундаментом его морали.
Экономически образованный человек, вступивший в зрелый и активный период трудовой деятельности должен ставить своей первоочередной и главнейшей задачей прогнозирование экономических последствий своей деятельности и просчитать объективную экономическую оценку всех действий. В этом случае экономическое образование должно носить непрерывный характер и осуществляться на протяжении всей человеческой жизни, начиная с дошкольного возраста.
Особое значение для экономического образования имеет ООО (основная образовательная организация). В этот период изучаются предметы общего цикла, которые часто непосредственно связаны с элементами экономических знаний, позволяющими заложить фундамент экономической грамотности. В настоящее время повысить качество экономического образования, ограничиваясь только факультативными занятиями, уже не представляется возможности.
В нашем исследовании мы рассматриваем комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических проблем в процессе непрерывного экономического образования в ООО. Такое целостное видение личностного и экономического развития обучающегося на разных этапах его жизнедеятельности, осуществляемое в системе «ДОО,ООО,ПОО,ООВО» через взаимосвязь и преемственность отсутствует в практике педагогических исследований.
Впервые, нами, в педагогической теории разработана, теоретически обоснована, экспериментально проверена:
- целостная концепция непрерывного экономического образования в ООО;
- отобрано и экспериментально проверено содержание экономического образования на различных этапах становления личности:
- определен стандарт экономического образования с учетом преемственности;
- разработан интегрированный курс включающий гуманитарные, общетехнические и специальные дисциплины в процессе непрерывного образования.
Формируя развитую личность в процессе образования элементы гуманитарной составляющей мировой культуры должны образовать тот целый образ реальности, который позволит обучающимся свободно ориентироваться в окружающем мире.
Уроки русского языка и чтения могут воспитывать интерес к культуре своих предков, уважение к культуре вообще, вере других народов, и самое главное, способность видеть и понимать настоящее. ФГОС направлен на «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка и экономики страны, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение экономическими категориями и культурой многонационального народа России.
Главное требование к личностным, метапредметным и предметным результатам – освоение обучающимися основной образовательной программы общего образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и определении путей изучения экономики в предметах (учебных курсах) ООО.
Рассмотрим темы, которые позволяют педагогам просто и доступно раскрыть экономические знания на уроках русского языка и чтения, вооружить знаниями и умениями для профессионального самоопределения.
Благодатный материал для усвоения определенной лексики современного рынка дают уроки русского языка и чтения в ООО. Занимательные творческие задания, стихи, пословицы, поговорки и др. сделают уроки увлекательными и интересными, помогут детям понять, что такое товар, деньги, банк и т.д.
Метапредметный результат – способность освоить и осмыслить предметный материал БУКВАРЯ и экономических терминов; видеть, чувствовать и понимать человека и мир (смысловое чтение словами ФГОС), устанавливать связи между русским языком, чтением и экономикой. Личностный – воздействие на внутренний мир младшего школьника, порождение в каждом обучающемся мотив и усилие понять и принять мир рыночной экономики.
Осуществление преемственности в обучении школьников предполагает формирование у них экономических знаний и умений, обогащение словарного запаса на основе имеющихся опорных знаний по таким предметам как русский язык и чтение.
Тема 1. С алфавита начинаем и о рынке рассуждаем
На горе дворец стоит,
В нем живет царь Алфавит,
Есть у царя и у царицы
Тридцать три красы –девицы.
Все на свете они знают,
БУКВАМИ их называют.
Царь их строго воспитал,
Каждой место указал.
По порядку всех расставил,
Людям их служить заставил.
Выросла от А до Я
Алфавитная семья.
Буквы слово вам найдут,
В РЫНОК быстро отведут.
Будут прыгать и плясать
И людей всех созывать!
Алфавит в пословицах и поговорках:
А-акция Акцию купил – прибыль получил.
Б-банк Банку доверяешь – деньги сохраняешь.
В-взятка Взятку взял – совесть потерял.
Г-грош Грош – неразменная монета.
Д-деньги Деньги выгодно вложил – дивиденды получил.
Е-евродоллар Евродолларом владеешь – кредит заимеешь.
Е-емкость рынка Емкость рынка постигай – и товары продавай.
Ж – жуир Жуиром тот называется, кто кутит и наслаждается.
З – заклад Заклад –деньгам перемена.
И – инфляция Инфляция пришла – цены подняла.
Й – «и с чертой» Кратким лишь бывает
, слово никогда не начинает.
К – квалификация Квалификацию имеешь – любое дело одолеешь.
Л – логотип Логотип – знак товара фирмы той, где я служу.
М – маклер Маклер сделки заключает и клиентам помогает.
Н – налог Налог для коммерсанта – что нож по сердцу.
О – облигация Облигацию купил – состояние накопил.
П – прибыль Прибыль – источник всех доходов.
Р – реклама Реклама – правая рука бизнеса.
С- спонсор Спонсор объявился – компьютер в школе появился.
Т – товар Товар хвалить – значит с плеч его свалить.
У – услуга Услуги окажи – благодарность получи.
Ф – франко Франко взял – товар отдал.
Х - хедж Хедж заключил – страховку получил.
Ц – цена Цена рынком красна, он ее и установит.
Ч – чек Чек даешь – только тогда товар берешь.
Ш - штраф Штраф – наказание для нерадивых.
Щ- щеголь Щеголь смолоду гуляет, старость скромно он встречает.
Ъ,Ы,Ь Эти буквы слов не начинают,
Сами по себе гуляют,
Куда надо подбегают.
Э – экономика Экономика хромает там, где неумело ею управляют.
Ю – юань Юанем меня называют, в Китае игрушки на меня покупают.
Я – ярлык Ярлык любая вещь имеет – фирма за нее болеет.
Вопросы для обучающихся:
Понравилось ли вам стихотворение «Алфавит» и почему?
Для чего служит алфавит?
Какая буква открывает алфавит?
Найдите слово на букву А в пословице «Акции купил – прибыль получил».
Как вы понимаете значение слова «Акция»?
Замените слово «акция» другим словом.
Поставьте слова из лексики рыночных отношений в алфавитном порядке.
Задания:
Предлагается пять пословиц. Подчеркните слова, относящиеся к рынку:
«Деньги выгодно вложил – дивиденды получил».
«Инфляция пришла – цены подняла».
«Реклама – правая рука бизнеса».
«Чек даешь – только тогда товар берешь».
«Квалификацию имеешь – любое дело одолеешь».
(Учитель проводит беседу по этим словам и выясняет их смысл).
Замени слово «дивиденд» другим, близким по значению.
Впиши слова: налог, взятка, заклад, франко в соответствующие им домики.
Составьте предложение со словом экономика.
Запомните правописание следующих слов:
акция, товар, экономика.
Какой смысл заключен в пословице «Квалификацию имеешь – любое дело одолеешь.»
Перед какой буквой следует поставить слово квалификация, чтобы не нарушить алфавитного порядка?
Что нужно сделать, чтобы пословица «Квалификацию имеешь – любое дело одолеешь» стала для вас явью?
В дальнейшем рассмотрим учебный материал, характеризующий с достаточной полнотой экономических понятий. Эти экономические понятия используются при проведении сравнений содержания изучаемого с жизненным опытом детей с целью осуществления преемственности элементарных экономических знаний и представлений младших школьников.