Тема урока: «Инструментальный концерт».
Педагогическая цель: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.
Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.
Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран..
Планируемые результаты:
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять муз. произведения; ориентироваться в муз.жанрах, образах, формах; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале; осмыслять специфику музыки и литературы как видов искусства.
Метапредметные.
Личностные: ученик научитсяпроявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; ученик получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: научитсяанализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора.Получит возможность научитьсявладеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса, использовать разные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством.
Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научитьсяопределять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Коммуникативные: научитсяорганизовывать работу в паре, группе; излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами; получит возможность научитьсясотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-размышление.
Оборудование: ноутбук, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, цикл «Времена года» А. Вивальди, распечатанные слова песни А. Ермолова «Времена года» и др.
ХОД УРОКА
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
- приветствие;
- Здравствуйте, дорогие ребята, рада вас видеть.
Снова вижу вас сегодня,
Снова музыке звучать,
И прекрасное искусство
Очарует нас опять.
Все сердца одним стремленьем
Музыка объединит ,
И торжественно и чудно
В наших душах зазвучит!
- Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.
2. Тема урока. Целеполагание.
1) На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о камерной музыке. Скажите, что такое «камерная музыка»?
Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории (ответы детей).
- чтобы понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, предлагаю вам отгадать кроссворд. Слово спряталось по вертикали. Работаем в парах.
7.
1.
Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)
Музыка, исполняемая голосом без слов на слог или гласный звук (ВОКАЛИЗ)
Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)
Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)
Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)
Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)
(по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)
- проверка, оценивание;
2) - Сформулируйте тему урока.
- Тема урока «Инструментальный концерт» (записать на доске).
-Какие цели мы можем поставить?
3) повторение и введение нового материала.;
- Давайте вспомним, что такое концерт?
- Концерт - (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра без солиста, концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.
Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.
- Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.
Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта.
-Определите одним словом эпоху барокко?( Причудливость).
Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.
Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все).
Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий.
Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему
-Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?
-Вы знаете такие произведения?
Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.
Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы.
Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года.
(Звучит 1-я часть, учитель название не называет).
- Какие чувства выражает эта музыка?
С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?
Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна
Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.
- Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?
- эта часть начинается веселой беззаботной мелодией, легкой, светлой, прозрачной, непринужденной.
Что композитор изобразил в эпизодах?
- Пение птиц, журчание ручейков, удары грома и вспышки молний.
Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.
Учащиеся: Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).
- Итак, что же вы почувствовали, представили?
- Это ранняя весна или поздняя?
- Да. Ранняя, так как музыка изображает пробуждение природы.
- Как звучит музыка, передающая это состояние (стремительно, энергично, порывисто…)
Ответы учащихся
- Вы услышали, как инструменты подражали звукам природы? (показ слайда)
Радостное пение птиц, веселое журчание ручейков, нежное веяние ветерка, сменяемое грозовым шквалом.
- А может это состояние человека, наблюдающего весеннее пробуждение жизни?
- Как вы себя ощущаете весной?
- Какие новые чувства возникают у вас?
Ответы учащихся
Учитель дополняет: ощущение счастья, света, тепла, торжества природы.
Учащиеся определяют, что это ВЕСНА. Вывешиваем репродукцию о весне.
Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором
- Литературный текст подобен музыкальному и каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.
Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.
Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни
весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность
зима - конец пути - старость.
Слушание «Зима» (2ч. Largo) А. Вивальди.
(Ответы уч-ся). Музыка спокойная, напевная задушевная, задумчивая, лирическая.
- Почему в наше время часто исполняется музыка, написанная более трех веков назад?
(Ответы уч-ся).
- Итак, ребята, ваши впечатления?
- Какое это время года?
- Что вы представили, слушая эту музыку?
- А как это передано в звучании, в исполнении?
( тема, движение мелодии, сила звука)
Да. Создаётся ощущение всепронизывающей зимней стужи, как будто «под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу» (показ слайда)
- Как вы думаете, в музыке только образ природы, зимы, или переданы чувства человека- композитора?
Да. Ведь человек – это часть природы, и в этой музыке мы чувствуем собранность, волю, готовность человека преодолеть невзгоды зимы: стужу, холод.
4) физминутка;
Если есть время, то по тому же времени характеризуем часть «Лето», часть «Осень».
Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения
быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления
2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам
3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий
- поставьте оценку за эту работу в своих оценочных листах.
4) составление синквейнов ( по группам);
СИНКВЕЙН ( 5 строк)
Первая строка- существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;
Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.
Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя
(слайд 7)
ПРИМЕР:
Весна.
Ранняя, солнечная, долгожданная.
Пришла, расцвела, разбудила.
Душа полна предчувствием счастья.
Благодать!
Выставление оценок.
В ы в о д: Композитор, в своих концертах выразил собственное восприятие окружающего мира. В музыке переданы чувства человека, его отношения к природе, миру. Они неизменны, постоянны, независимо от того, в какую эпоху живет человек.
Концерты Вивальди положили начало развитию жанра инструментального концерта.
4. Вокальная работа.
- дыхательная гимнастика;
- распевка;
- слушание;
- пение песни Ю. Антонова. « Живет повсюду красота»;
4. Итоги. Рефлексия.
Что узнали?
Что понравилось?
(заполняем листа настроения).
Лист самооценки Лист самооценки
№ задания | оценка | № задания | оценка |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Общая оценка за урок | | Общая оценка за урок | |
Лист самооценки Лист самооценки
№ задания | оценка | № задания | оценка |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Общая оценка за урок | | Общая оценка за урок | |
Лист самооценки Лист самооценки
№ задания | оценка | № задания | оценка |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Общая оценка за урок | | Общая оценка за урок | |
Лист самооценки Лист самооценки
№ задания | оценка | № задания | оценка |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Общая оценка за урок | | Общая оценка за урок | |
Лист самооценки Лист самооценки
№ задания | оценка | № задания | оценка |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Общая оценка за урок | | Общая оценка за урок | |
Лист самооценки Лист самооценки
№ задания | оценка | № задания | оценка |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Общая оценка за урок | | Общая оценка за урок | |
7.
1.
7.
1.
7.
1.
7.
1.
ВЕСНА (La Primavera)
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
ЛЕТО (L'Estate)
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
ОСЕНЬ (L'Autunno)
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
ЗИМА (L'Inverno)
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима.
СИНКВЕЙН ( 5 строк)
Первая строка- существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;
Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.
Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя
(слайд 7)
ПРИМЕР:
Весна.
Ранняя, солнечная, долгожданная.
Пришла, расцвела, разбудила.
Душа полна предчувствием счастья.
Благодать!
СИНКВЕЙН ( 5 строк)
Первая строка- существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;
Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.
Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя
(слайд 7)
ПРИМЕР:
Весна.
Ранняя, солнечная, долгожданная.
Пришла, расцвела, разбудила.
Душа полна предчувствием счастья.
Благодать!
СИНКВЕЙН ( 5 строк)
Первая строка- существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;
Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.
Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя
(слайд 7)
ПРИМЕР:
Весна.
Ранняя, солнечная, долгожданная.
Пришла, расцвела, разбудила.
Душа полна предчувствием счастья.
Благодать!
СИНКВЕЙН ( 5 строк)
Первая строка- существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;
Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.
Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя
(слайд 7)
ПРИМЕР:
Весна.
Ранняя, солнечная, долгожданная.
Пришла, расцвела, разбудила.
Душа полна предчувствием счастья.
Благодать!