СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструментальный концерт

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока составлена на основе программы и учебника Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. и интернет-ресурсов. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Инструментальный концерт»

Тема урока: «Инструментальный концерт».

Педагогическая цель: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.

  • Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.

  • Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран..

Планируемые результаты:

Личностныеу обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять муз. произведения; ориентироваться в муз.жанрах, образах, формах; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале; осмыслять специфику музыки и литературы как видов искусства.

Метапредметные.

Личностные: ученик научитсяпроявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; ученик получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научитсяанализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора.Получит возможность научитьсявладеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса, использовать разные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научитьсяопределять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Коммуникативные: научитсяорганизовывать работу в паре, группе; излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами; получит возможность научитьсясотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование:  ноутбук, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, цикл «Времена года» А. Вивальди, распечатанные слова песни А. Ермолова «Времена года» и др.









ХОД УРОКА

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

- приветствие;

- Здравствуйте, дорогие ребята, рада вас видеть.

Снова вижу вас сегодня,
Снова музыке звучать,
И прекрасное искусство
Очарует нас опять.
Все сердца одним стремленьем
Музыка объединит ,
И торжественно и чудно
В наших душах зазвучит!

- Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

2. Тема урока. Целеполагание.

1) На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о камерной музыке. Скажите, что такое «камерная музыка»?

Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории (ответы детей).

- чтобы понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, предлагаю вам отгадать кроссворд. Слово спряталось по вертикали. Работаем в парах.

7.

1.


3.



5.



2.






4.











































6.











    1. Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)

    2. Музыка, исполняемая голосом без слов на слог или гласный звук (ВОКАЛИЗ)

    3. Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)

    4. Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)

    5. Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)

    6. Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)

    7. (по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)

- проверка, оценивание;

2) - Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Инструментальный концерт» (записать на доске).

-Какие цели мы можем поставить?

3) повторение и введение нового материала.;

- Давайте вспомним, что такое концерт?

- Концерт - (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра без солиста, концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.

Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.

- Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта.

-Определите одним словом эпоху барокко?( Причудливость).

Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.

Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все).

Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему

-Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?

-Вы знаете такие произведения?

Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.

Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы.

Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года.

(Звучит 1-я часть, учитель название не называет).

  • - Какие чувства выражает эта музыка?

  • С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?

  • Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна

  • Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.


- Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?

- эта часть начинается веселой беззаботной мелодией, легкой, светлой, прозрачной, непринужденной.


  • Что композитор изобразил в эпизодах?

  • - Пение птиц, журчание ручейков, удары грома и вспышки молний.

  • Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Учащиеся: Возможные ответы детей:  ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром  в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

- Итак, что же вы почувствовали, представили?

- Это ранняя весна или поздняя?

- Да. Ранняя, так как музыка изображает пробуждение природы.

- Как звучит музыка, передающая это состояние (стремительно, энергично, порывисто…)

Ответы учащихся

- Вы услышали, как инструменты подражали звукам природы? (показ слайда)

Радостное пение птиц, веселое журчание ручейков, нежное веяние ветерка, сменяемое грозовым шквалом.

- А может это состояние человека, наблюдающего весеннее пробуждение жизни?

- Как вы себя ощущаете весной?

- Какие новые чувства возникают у вас?

Ответы учащихся

Учитель дополняет: ощущение счастья, света, тепла, торжества природы.

Учащиеся определяют, что это ВЕСНА. Вывешиваем репродукцию о весне.

Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором

- Литературный текст подобен музыкальному и каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.

Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.

Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни

весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность

зима - конец пути - старость.

Слушание «Зима» (2ч. Largo) А. Вивальди.

(Ответы уч-ся). Музыка спокойная, напевная задушевная, задумчивая, лирическая.

- Почему в наше время часто исполняется музыка, написанная более трех веков назад?

(Ответы уч-ся).

- Итак, ребята, ваши впечатления?

- Какое это время года?

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- А как это передано в звучании, в исполнении?

( тема, движение мелодии, сила звука)

Да. Создаётся ощущение всепронизывающей зимней стужи, как будто «под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу» (показ слайда)

- Как вы думаете, в музыке только образ природы, зимы, или переданы чувства человека- композитора?

Да. Ведь человек – это часть природы, и в этой музыке мы чувствуем собранность, волю, готовность человека преодолеть невзгоды зимы: стужу, холод.

4) физминутка;

Если есть время, то по тому же времени характеризуем часть «Лето», часть «Осень».

Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения

  • 1-я часть – Allegro (Пришла весна)

быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

  • 2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам

  • 3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий

- поставьте оценку за эту работу в своих оценочных листах.

4) составление синквейнов ( по группам);

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

(слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.

  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.

  3. Пришла, расцвела, разбудила.

  4. Душа полна предчувствием счастья.

  5. Благодать!

Выставление оценок.

В ы в о д: Композитор, в своих концертах выразил собственное восприятие окружающего мира. В музыке переданы чувства человека, его отношения к природе, миру. Они неизменны, постоянны, независимо от того, в какую эпоху живет человек.

Концерты Вивальди положили начало развитию жанра инструментального концерта.

4. Вокальная работа.

- дыхательная гимнастика;

- распевка;

- слушание;

- пение песни Ю. Антонова. « Живет повсюду красота»;

4. Итоги. Рефлексия.

Что узнали?

Что понравилось?

(заполняем листа настроения).









































Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

1.




2.




3.




4.




Общая оценка за урок


Общая оценка за урок


Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

1.




2.




3.




4.




Общая оценка за урок


Общая оценка за урок


Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

1.




2.




3.




4.




Общая оценка за урок


Общая оценка за урок


Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

1.




2.




3.




4.




Общая оценка за урок


Общая оценка за урок


Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

1.




2.




3.




4.




Общая оценка за урок


Общая оценка за урок


Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

1.




2.




3.




4.




Общая оценка за урок


Общая оценка за урок


7.

1.


3.



5.



2.






4.











































6.









7.

1.


3.



5.



2.






4.











































6.









7.

1.


3.



5.



2.






4.











































6.









7.

1.


3.



5.



2.






4.











































6.











ВЕСНА (La Primavera)

 

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

 Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

 Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

 Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

 

ЛЕТО (L'Estate)

 В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

 Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

 Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

 От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

 

ОСЕНЬ (L'Autunno)

 

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

 А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

 А утором на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

 Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

 

ЗИМА (L'Inverno)

 Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах

 Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

 На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима.





























СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

(слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.

  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.

  3. Пришла, расцвела, разбудила.

  4. Душа полна предчувствием счастья.

  5. Благодать!

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

(слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.

  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.

  3. Пришла, расцвела, разбудила.

  4. Душа полна предчувствием счастья.

  5. Благодать!

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

(слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.

  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.

  3. Пришла, расцвела, разбудила.

  4. Душа полна предчувствием счастья.

  5. Благодать!

СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

(слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.

  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.

  3. Пришла, расцвела, разбудила.

  4. Душа полна предчувствием счастья.

  5. Благодать!
























































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!