СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкция для слесарной мастерской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструкция для слесарной мастерской»

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ


___________(___________)

подпись расшифровка подписи

«___»___________ 20_ г.



ИНСТРУКЦИЯ №____


ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ


В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям в слесарной мастерской допускаются:

  • учащиеся 5 - 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательном учреждении данного вида и типа;

  • прошедшие инструктаж по технике безопасности;

  • ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

При нахождении в слесарной мастерской учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором Школы.

Опасными факторами в слесарной мастерской являются:

  • физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты; технические средства обучения (ТСО); неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 мебель);

  • химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);

  • психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рукавицы, защитные очки.

Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза.

Для смены рабочих приспособлений, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, щетка, скребок и т.п.).

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю (иному лицу, проводящему занятия).

Учащимся запрещается без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) подходить к имеющемуся в мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.


2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

Надеть спецодежду, заправить волосы под головной убор, приготовить средства индивидуальной защиты.

Изучить содержание настоящей Инструкции.

Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее с верстаков, а портфель или сумку в специально отведенное место. Используемые инструменты и приспособления, заготовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов.

Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

  • на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

Проверить исправность необходимого для работы ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия гладкие, без трещин;

  • отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть - ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить учителю (иному лицу, проводящему занятия).

Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.


3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

При работе учащийся обязан:

  • поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

  • рабочий инструмент располагать таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;

  • использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия;

  • прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

  • контролировать правильность регулировки натяжения ножовочного полотна;

  • использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;

  • при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

Учащимся запрещается:

  • производить резку, правку листового металла без рукавиц во избежание травмирования рук острыми кромками металлических листов;

  • закрывать оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;

  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

  • сдувать стружку и опилки ртом или убирать их руками;

  • производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;

  • производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;

  • заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

  • собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши;

  • сливать в канализацию кислоты, щелочи и их растворы;

  • выполнять какие-либо действия без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия);

  • выносить из мастерской и вносить в нее любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия).

Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя (иное лицо, проводящее занятия).


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов, немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) и действовать в соответствии с его указаниями.

При получении травмы сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия).

При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

Привести в порядок рабочее место только при отключении всех токонесущих устройств.

Привести в порядок использованное в работе оборудование и приспособления.

Стружку и опилки с рабочего места убрать с помощью щетки-сметки, запрещается сдувать их ртом или смахивать руками.

Убрать в отведенное место инструменты.

Тщательно вымыть руки с мылом.

При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений и инструментов проинформировать об этом учителя (иное лицо, проводящее занятия).

С его разрешения организованно покинуть мастерскую.



6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

  • при изменении условий обучения в конкретном помещении;

  • при внедрении новой техники и (или) технологий;

  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев;

  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия обучения в конкретном помещении не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на заведующего кабинетом.


Примечания:

В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения РФ и Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.1178-02)» «Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!