СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иновационные технологии на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящие в сфере образования изменения, искать новые эффективне приемы и методы обучения, чтобы способствовать современным требованим, предъявляемым школе. Данным требованиям отвечают различные педагогические технологии.

Просмотр содержимого документа
«Иновационные технологии на уроках химии»

Муслина Т.Н.

Учитель химии и биологии

МБОУ ОСШ№ 4

Инновационные технологии  на уроке химии

Происходящие в сфере образования изменения заставляют учителя самостоятельно расставлять акценты в методике преподавания, искать новые эффективные приемы и методы обучения, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым школе.

Данным требованиям отвечают такие педагогические технологии как:

Технология личностно-ориентированного обучения.

Данная технология позволяет сформировать у обучающихся умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Так на уроках очень интересными, познавательными для учащихся являются вопросы, касающимися самого человека, его окружения. Например,

  • почему при приготовлении вкусного бульона мясо кладут в холодную воду, а при приготовлении мясных вторых блюд мясо опускают в горячую воду?

  • Почему при отравлениях используют активированный уголь?

  • Как затушить загоревшееся масло на сковороде?

Эти и другие вопросы возникают у самих обучающихся при изучении химии, а то, что интересно, то запоминается и будет хорошо усвоено.

Технология проблемного обучения.

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить».

Создание проблемной ситуации, осознание её обучающимися возможно при изучении почти любой учебной темы, так как в большинстве случаев можно поставить перед обучающимся проблемный вопрос для самостоятельного его решения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

При изучении темы «Гидролиз солей»: Кислоты кислые, так как при диссоциации дают катионы водорода, для щелочей из-за присутствия гидроксид-ионов характерна щелочная среда. Какой характер среды могут иметь соли?

Проблемная ситуация возникает при показе двойственности свойств соединений (амфотерность) или возможности проявления одним и тем же веществом окислительных и восстановительных свойств. Это происходит в теме «Амфотерные гидроксиды».

При изучении темы «Углеводы»: при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы обучающиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?

Правильная,  целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей обучающихся, их познавательной деятельности

Технология разноуровневого обучения.

Данная технология осуществляется на всех этапах урока. При закреплении нового материала необходимо дифференцировать вопросы на повторение и закрепление, предлагать разноуровневые домашние задания. При проверке знаний необходимо предлагать обучающимся дифференцированные задания самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Опираясь на изученный материал, обучающиеся составляют кроссворды, готовят сообщения, рисунки, презентации по темам «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Металлы», «Неметаллы».

При изучении «Производство аммиака», «Производство серной, азотной кислоты», «Минеральные удобрения» обучающиеся готовят таблицы, схемы производств, рисунки и фотографии.

Технология проектного обучения.

Для формирования компетенций у обучающихся, обеспечивающих развитие познавательных способностей личности детей и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности на уроках химии, применяется технология проектного обучения. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным критически результатом, оформленным тем или иным образом. В работе можно применять метод проектов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Главной целью любого проекта является формирование самых разных компетенций: умение самостоятельно найти информацию и критически оценить, используя при этом различные источники информации, планировать работу, умение и навыки сотрудничества, поисковые, рефлексивные, увидеть ошибки, что позволяет избежать их в дальнейшем, и другие умения.

Можно использовать метод проектов при изучении, таких тем как:

  1. класс: знакомство с химическими элементами,

признаки химических реакций,

металлов и неметаллов,

химические удобрения на службе человека

10 класс:

многообразие органических веществ,

углеводы,

строение вещества,

химические реакции в нас и вокруг нас,

химия в жизни общества,

химия и автомобиль,

химия в твоей аптечке,

химия на кухне.

Защита данных проектов проходит как на уроке, так и на внеурочных занятиях.

Проектная деятельность обучающихся  – это самостоятельная творческая деятельность, результатом которой является информационный продукт – оформленный проект, обладающий субъективной или объективной новизной.

Исследовательская технология.

В каждом обучающемся живет тяга к новым открытиям и исследованиям.

Химия — это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований.

Под исследовательской работой мы понимаем экспериментальную и (или) теоретическую индивидуальную деятельность обучающихся, связанную с изучением явлений и свойств реальных объектов природы и техники, направленную на выявление и развитие творческих способностей детей.

Виды исследовательской деятельности учащихся:

Монопредметное исследование проводится по какому-то одному предмету

Межпредметное исследование требует привлечения знаний из разных учебных предметов

Надпредметное исследование строится на творчестве учителя и учащегося, направленное на исследование конкретных проблем, выходя за рамки учебной программы.

Основой урочной деятельности является самостоятельная деятельность ученика по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Одними из видов нетрадиционных уроков, позволяющих использовать исследовательский метод обучения являются: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчет, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие, урок – рассказ, урок – экскурс в эпоху деятельности ученого и другие.

Развить навыки исследовательской работы у обучающихся позволяют химические практикумы. В практикуме обучающиеся выполняют целую серию практических работ в конце большого раздела курса химии, включающего несколько тем. В практикум включаются и экспериментальные задачи, через которые есть возможность так же использовать исследовательскую технологию. Химический практикум носит повторительно- обобщающий характер, а задания в нём требуют большей самостоятельности и включают ученические исследования.

Компьютерные технологии.

Данная технология близка и понятна современным детям. Процесс обучения химии становится более интересным, электронные ресурсы по химии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков, что делает их яркими и убедительными. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные образы.

При изучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентация лекций), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химических практикумов. При проведении уроков широко используются компьютерные презентации. Это эффективный метод представления изучения любого матери

При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её привлекательной при изучении таких тем как «Строение атома», «Кристаллические решетки», «Типы химических реакций», «Растворы», «Явление гибридизации» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Главная цель учителя на занятии – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью.

Здоровьесберегающие технологии помогают развитию экологической культуры обучающихся. На уроках химии включаются вопросы, связанные со здоровьем обучающихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.

Например: изучая промышленное производство серной кислоты и аммиака, обязательно затрагивается проблема охраны окружающей среды;

изучая органическую химию, обучающиеся делают проекты о витаминах, гормонах, лекарствах, где обязательно затрагивают вопрос об их пользе и вреде для организма.

Говорим о вреде алкоголя при изучении темы: «Спирты».

При изучении темы «Альдегиды» обращается внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи, которые действуют на организм положительно, так запахи ванили и лимона понижают давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.

При изучении цветных реакций сообщается обучающимся, что лечение цветом называется хромотерапией. Зеленый цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

Включаются в программу вопросы, связанные с химией человека, что позволяет обучающимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки, определяется их место, содержание и длительность (лучше на 20-й и 35-й минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений, с 3—4 повторениями каждого);

Внедрение современных технологий обучения и их систематическое использование способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся. Новые инновационные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы.
Список используемой литературы и источников:

1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996

2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий:

Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.

3. Ксендзова Г. Ю. Перспективные школьные технологии:

Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

4.Маркина И.В. Современный урок химии. //Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль – 2008. с. 8-16.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6.Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. /Спирина Н.В. //Здоровьесберегающий потенциал интеграции естественнонаучного образования. Москва – 2008. с.218- 223.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!