Инновационные подходы к повышению качества образования в условиях внедрения ФГОС ООО
28.08.2016 г.
Митянина О.В., заместитель директора по учебной работе
Добрый день, уважаемая Марина Александровна, коллеги и приглашенные!
Мы встречаемся с Вами в канун нового учебного года на традиционном августовском педсовете. Я приветствую всех собравшихся в этом классе, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, а также гостей нашего мероприятия.
Ежегодная встреча дает нам прекрасную возможность обсудить накануне учебного года назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития образования в нашем образовательном учреждении.
«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», – утверждал английский писатель Р. Киплинг.
Качество образования – вот о чем пойдет речь в моем выступлении.
На пороге новый 2016-2017 учебный год. В этом году нам предстоит решить ряд конкретных задач:
1. Ввод ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в 1 классе.
2. Внедрение ФГОС ООО в 5,6 классах.
3. По-прежнему актуальной является задача сопровождения слабоуспевающих учащихся переводных классов. Педагогам необходимо использовать наиболее эффективные способы обучения детей данной категории, особенно в выпускных классах.
4. Низкий процент качества знаний у обучающихся по программе 7 вида.
Какие итоги прошедшего года по качеству знаний мы имеем? В таблице 1 представлены итоги успеваемости учащихся 1 ступени (общеобразовательные)
Таблица 1
Итоги успеваемости учащихся первой ступени за 2015/2016 учебный год
общеобразовательные
Ступени общего образования по классам | Количество учащихся на конец года | Аттестовано | Качество обучения | Успеваемость |
всего | на «5» | на «4» и «5» | на «2» | | |
всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | | |
| |
1-4 | 25 | 17 | 0 | 0 | 13 | 4 | 0 | 0 | 76,47 | 100 |
Из 17 учащихся, обучавшихся по программе 7 вида, 13 учеников аттестовано, из них всего 1 ученик успешно закончил год, что составило 7,7% (см. табл.2)
Таблица 2
7 вид
Ступени общего образования по классам | Количество учащихся на конец года | Кол-во учащихся, отчисленных из школы | Аттестовано | Качество обучения | Успеваемость |
всего | на «5» | на «4» и «5» | на «2» | | |
всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | | |
| |
1-4 | 17 | | 13 | | | 1 | | | | 7,69 | 100 |
Согласно годовому отчету отчисленных учащихся в начальном звене нет, оставленных на повторное обучение нет, не аттестованных учащихся – нет.
В течение последних лет прослеживается достаточно стабильное количество обучающихся на «4» и «5» и отсутствие второгодничества.
Выпускники 4 класса принимали участие в апробации выпускных проверочных работ. Полученные результаты показали, что 100% учеников 4 класса, участвовавших в апробации ВПР по модели 1, справились с проверочной работой по русскому языку, причем на «хорошо» и «отлично» сдали 100% школьников (на 10/2,9% выше, чем в среднем по Амурскому району). Учитель – Бельды Лариса Николаевна, стаж работы – более 40 лет.
Полученные результаты по математике также показали, что с проверочной работой справились 100% учеников, принимавших участие в ВПР по модели 1, причем на «хорошо» и «отлично» сдали 100% четвероклассников (выше, чем в среднем по Амурскому району, соответственно на 6,3/7,3%).
Итоги учебной работы в среднем звене выглядят следующим образом (см. табл. 3):
Таблица 3
общеобразовательные
Ступени общего образования по классам | Кол-во уч-ся на начало года | Прибыло в течение года | Выбыло в течение года | Количество учащихся на конец года | Аттестовано | Качество обучения | Успеваемость |
всего | на «5» | на «4» и «5» | на «2» |
всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | | |
| |
5-9 кл. | 24 | 3 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 12 | 0 | | | 44,44 | 100,00 |
Отсутствуют ученики, оставленные на повторный курс обучения, отчисленных и неаттестованных как обучающихся по общеобразовательной программе, так и по программе 7 вида, нет.
Таблица 4
7 вид
Ступени общего образования по классам | Кол-во уч-ся на начало года | Прибыло в течение года | Выбыло в течение года | Количество учащихся на конец года | Аттестовано | Качество обучения | Успеваемость |
всего | на «5» | на «4» и «5» | на «2» | | |
всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | всего | в выпускных классах | | |
| |
5-9 кл. | 12 | 4 | 0 | 16 | 16 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 6,25 | 100 |
В среднем звене (5-9 классах) наиболее высокий показатель качества отмечен в классах - 5 (44,4%) и 6 (66,6%). Самый низкий показатель в 9 классе – 0%. Ниже среднего в 7 и 8 классах (28,6/25%). Неуспевающих нет, поэтому 100% успеваемость во всех классах. Очень низкий показатель качества у обучающихся по общеобразовательной программе 7 вида (всего 6,25%).
В 2015-2016 учебном году итоговая аттестация выпускников 9-х классов проходила в полном соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Хабаровского края, управления образования администрации Амурского муниципального района. 9 выпускников сдавали государственные экзамены в форме ОГЭ. Результаты вы видите на экране (см. табл. 5):
Таблица 5
| Русс язык | Математ | Обществ | Биолог | География |
Всего | | | | | |
«5» | 1 | | | | |
«4» | 5 | 5 | | 1 | 1 |
«3» | 3 | 4 | 3 | | 3 |
«2» | | | 2 | | |
Абсолютная успеваемость | 100,0 | 100,0 | 60,0 | 100,0 | 100,0 |
Качественная успеваемость | 66,7 | 55,6 | 60,0 | 100,0 | 25,0 |
Средний отметочный балл | 3,8 | 3,6 | 2,6 | 4,0 | 3,3 |
Минимальный балл | 22 | 8 | 11 | - | 17 |
Средний тестовый балл | 27,3 | 14,9 | 22,2 | 26,0 | 19,3 |
Степень обученности | 58,7 | 51,6 | 36,0 | 64,0 | 43 |
Если сравнить с результатами сдачи выпускных экзаменов с прошлыми годами, то мы видим следующую картину (см. табл. 6):
Таблица 6
Сведения о государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательной программы основного общего образования за 3 предыдущих учебных года
Общеобразовательные предметы основной общеобразовательной программы | Количество выпускников, средний балл по реализуемой образовательной программе |
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год |
всего выпускников | не аттестовано | средний балл | всего выпускников | не аттестовано | средний балл | всего выпускников | не аттестовано | средний балл |
Русский язык | 5 | - | 3 | 4 | | 4 | 9 | - | 3,8 |
Английский язык | | | | | | | | | |
Алгебра | 5 | - | 3,2 | 4 | | 4 | 9 | - | 3,6 |
Геометрия | 5 | | 3,2 | 4 | | 4 | | | 3,6 |
Информатика | | | | | | | | | |
История | | | | | | | | | |
Обществознание | | | | | | | 5 | - | |
География | | | | | | | 4 | - | |
Биология | | | | | | | 1 | - | |
ОБЖ | | | | | | | | | |
Физическая культура | | | | | | | | | |
Всеобщая история | | | | | | | | | |
Итого средний балл по основной общеобразовательной программе: | | | 3,1 | 3,1 | | 4 | | | |
Итого средний балл по общеобразовательной программе специального (коррекционного) обучения (7 вид) | | | 3,75 | - | | - | | | |
Сравнительный анализ результатов выпускного экзамена по русскому языку за последние три года показывает о снижении качества знаний (на 0,2 балла ниже, чем в прошлом году), и по математике тоже показатели снизились на 0,4 балла в среднем.
Анализ деятельности образовательного учреждения в 2015/2016 учебном году позволил выявить проблемы, требующие решения в новом 2016/2017 учебном году:
1. Недостаточная положительная динамика образовательных достижений учащихся, обучающихся по программе 7 вида.
2. Недостаточная компетентность педагогов в соответствии с повышением требований к качеству образования и внедрением ФГОС ООО.
3. Необходимость развития новых и эффективных форм внутришкольного контроля.
4. Необходимость материально-технического оснащения образовательного учреждения в соответствии с новыми требованиями.
В результате анализа были выявлены следующие причины, влияющие на снижение качества образования:
слабое здоровье большинства обучающихся (многочисленные пропуски по болезни);
отсутствие психологической готовности к обучению некоторых обучающихся;
пробелы в знаниях обучающихся, связанные с недостаточным качеством формирования обязательных результатов обучения в начальном звене, несформированность УУД;
низкий уровень познавательного интереса обучающихся;
недостаточно высокий уровень выбора методов и приемов учебной работы со слабоуспевающими учениками;
недостаточное использование индивидуального подхода в обучении.
Обсудив вопросы качества обучения на методическом совете и заседаниях МО учителей-предметников, были выработаны конкретные меры по повышению качества обученности учащихся в 2016-2017 учебном году.
Проблемной группой в мае 2016 года был разработан комплексный план мероприятий по повышению качества предметного образования и предупреждению неуспеваемости на основной ступени образования на 2016-2017 учебный год. План согласован с Учредителем.
Основная цель: реализация прав выпускников на получение качественного образования.
Цель определяет следующие задачи:
Обеспечение условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.
Обеспечение непрерывного психолого-педагогического сопровождения выпускников 9 классов в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ГИА.
Совершенствование материально - технической базы школы в целях обеспечения условий для качественной подготовки выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации через беспрепятственный доступ к информационным ресурсам сети Интернет и использование современных информационных технологий.
Повышение культуры оценочной деятельности учителя и руководителя образовательного учреждения на основе анализа и интерпретации результатов государственной (итоговой) аттестации.
Создание условий для индивидуальной работы с учащимися.
Создание открытого информационного пространства.
Эффективность реализации плана будет оцениваться по следующим показателям:
Индикаторы качества результатов реализации плана мероприятий по повышению уровня подготовки выпускников МБОУ ООШ села Джуен к сдаче ГИА:
-Доля выпускников 9 классов, сдавших предметы естественно-научного цикла;
-Увеличение числа выпускников 9-х классов, преодолевших минимальный порог ОГЭ по русскому языку и математике.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Ожидаемые результаты |
1. Аналитическое обеспечение |
1.4 | Анализ результатов ОГЭ 2015-2016 года на уровне образовательной организации | 15.06.2016 | Администрация ОУ | Выявление проблемных областей |
1.5 | Разработка плана по повышению качества предметного образования и подготовки к государственной итоговой аттестации | 20.06.2016 | Администрация ОУ | План по повышению качества предметного образования, выставлен на сайте образовательной организации |
1.6 | Формирование группы риска выпускников 9 класса для организации индивидуальной работы с обучающимися по устранению учебных дефицитов и повышению учебной мотивации | 20.09.2016 | Администрация ОУ | Список учащихся «группы риска» |
2. Работа с педагогическими кадрами |
2.10 | Формирование графика повышения квалификации учителей - предметников с учетом результатов ГИА | сентябрь 2016 | Заместитель директора по УР | График повышения квалификации |
2.11 | Разработка технического задания на повышение квалификации учителей - предметников с учетом выявленных по итогам ГИА проблемных зон | в течение года | Директор ОУ | ТЗ на повышение квалификации |
2.12 | Внедрение профессионального стандарта «Педагог» | по доп. плану с 2017 года | Директор ОУ | План внедрения профстандарта «Педагог». Повышение профессионального уровня педагогических работников |
2.13 | Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогического работника | с 2017 года | Директор ОУ | Персонифицированные программы повышения профессионального уровня |
2.14 | Организация шефства-наставничества над учителями со стажем работы до 3 лет, уделив особое внимание учителям велушим обучение учащихся в выпускных классах. | 01.10.2016 | Директор ОУ | Программа/план работы |
Повышение качества реализации основных образовательных программ |
3.4 | Планирование системы внутришкольного контроля качества образования в работе со слабоуспевающими детьми | сентябрь | Заместитель директора по УР, МО классные руководители, Управляющие Советы | План контроля качества |
3.5 | Диагностика проблем освоения обучающимися основных образовательных программ (предметное содержание) | ноябрь 2016 г. | Зам. директора по УР, кл. рук., МО | Аналитическая справка по итогам диагностики |
3.6 | Диагностика проблем родителей неуспевающих детей | ноябрь 2016 г. | Зам. директора по ВР, кл.рук, | Аналитическая справка по итогам диагностики |
3.7 | Разработка и корректировка плана мероприятий по повышению качества предметного образования, предупреждения неуспеваемости | 15.10.2016 | Администрация ОУ, классные руководители, учителя-предметники, МО | Утвержденный план, выставленный на сайте ОУ |
3.8 | Предоставление дополнительных консалтинговых услуг детям, не успевающим по предметам, и их родителей по вопросам предметного содержания | в течение года | Администрация ОУ, классные руководители, учителя-предметники | План-график предоставления консультаций |
3.9 | Включение вопросов профилактики школьной неуспеваемости в рамках деятельности предметных МО | ежеквартально | Руководители ШМО | Скорректированный план работы ШМО |
4. Оценка образовательных результатов |
4.2 | Проведение диагностических контрольных работ в 5-м (входная диагностика), 7-м, 9-м классах | 15.09.2016 | Зам.директора по УР | Результаты диагностических работ |
4.3 | Разработка планов индивидуальной работы с учащимися группами риска (или имеющими низкую мотивацию к обучению) и учащимися, включенными в группы успешных учащихся на основе результатов диагностических контрольных работ, репетиционного тестирования | 20.11.2016 | Зам.дир. по УР, педагоги-предметники | Планы индивидуальной работы |
4.4 | Проведение мониторинговых процедур по оценке качества математического образования в 5, 6, 7 классах в рамках национальных исследований качества образования в РФ в 2016-2017 гг. | 28.11.2016 | Зам.директора по УР | Результаты оценки качества математического образования в 5, 6, 7 классах |
4.5 | Проведение мониторинговых процедур по оценке качества начального образования в рамках национальных исследований качества образования в РФ в 2016 - 2017 гг. | апрель 2017 | Зам.дир. по УР | Результаты оценки качества начального образования |
4.6 | Проведение мониторинговых процедур по оценке качества образования в области информатики и информационно- коммуникационных технологий в 8,9 классах в рамках национальных исследований качества образования в РФ в 2016-2017 гг | октябрь 2016 | Зам.дир. по УР | Результаты оценки качества образования в области информатики и информационно- коммуникационных технологий в 8, 9 классах |
5. Психолого-педагогическая работа |
5.5 | Организация взаимодействия с ПМПК | 01.09.2016 | Директор ОУ | Заключение договора о сотрудничестве Программа психологического сопровождения выпускников, родителей, педагогов к ГИА |
5.6 | Организация индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ | В течение года | Зам.дир по УР и ВР Кл.рук. | Создание карт индивидуального сопровождения для детей, требующих коррекционной помощи |
5.7 | Организация мероприятий с педагогами и родителями (законными представителями обучающихся) по повышению психолого-педагогической компетентности | Ежемесячно до 30 числа | Зам.дир по ВР | План мероприятий, программы самообразования педагогов, протоколы педагогических советов, заседаний профессиональных объединений учителей-предметников, родительских собраний |
5.8 | Медицинское обследование обучающихся | до 30.08.2016 | Директор ОУ | Заключение договора с ФАП с.Джуен |
5.9 | Организация и проведение совещаний, семинаров, педагогических советов, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов | по утвержденному плану | Директор ОУ | Протоколы совещаний, педагогических советов |
6. Материально-техническое и информационное обеспечение |
6.1 | Оборудование помещения для театральной студии | Август-сентябрь 2016 | Директор | Наличие помещения для театральной студии |
6.2 | Приобретение специального оборудования, учебных пособий, развивающих игр, игрушек, дидактического материала для воспитанников дошкольной развивающей группы | В течение года | Директор Управляющий совет Партнеры | Создание условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ |
6.3 | Создание информационной среды, приобретение интерактивного оборудования, планшетов | В течение года | Директор | Оборудованный кабинет с доступом в Интернет |
7. Контрольная деятельность |
7.1. | Внутришкольный контроль: - организации работы учителей со слабоуспевающими и низкомотивированными детьми, - соответствия результатов внутренней и внешней оценки выпускников, выполнения образовательных программ, качеством подготовки выпускников к ГИА, посещения уроков, работы классных руководителей с обучающимися и их родителями | В соответствии с планом ВШК (октябрь, февраль) | Директор ОУ Зам.дир. по УР | План внутришкольного контроля, справка по итогам контроля, протоколы совещаний с педагогами, родительских собраний |
7.2 | Персональный контроль за деятельностью педагогов, выпускники которых показали низкий уровень знаний по результатам государственной итоговой аттестации | в течение учебного года | Зам.дир по УР | Адресная, своевременная управленческая и методическая помощь, корректировка деятельности |
8. Доступность и открытость информации о школе |
8.1. | Создание ссылки «Обращение граждан» в разделе «Сведения об образовательном учреждении» на странице школьного сайта | Июнь 2016 | Ответственный за сайт | Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг с помощью электронных сервисов, предоставленных на школьном сайте, получение сведений о ходе рассмотрения обращения граждан, поступивших в школу по телефону, электронной почте и др. |
Выбранные направления определены на основе независимой оценки деятельности школы, результатов ГИА 2016, отчета по самообследованию за 2016 год.
Что в перспективе?
1. Выявление профессиональных дефицитов учителей школы со сложным социальным контекстом.
2. Повышение технологической компетентности педагогов в контексте внедрения ФГОС ОО, внедрение ФГОС на ступени основного общего образования.
3. Стимулирование установок педагогов на профессиональный рост и саморазвитие, самоанализ и диссеминацию педагогического опыта.
4. Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности, применение современных методов обучения и технических средств.
5.Совершенствование методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в начальном и среднем звене.
6. Систематизация коррекционной и профилактической работы со слабоуспевающими и низкомотивированными учащимися.
7. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
9. Активизация системы партнерских отношений с семьями учащихся.
10. Приобретение компьютерного и интерактивного оборудования, парт и стульев для учащихся, парт для лингафонного кабинета.
Предлагаю – реализовать комплексный план мероприятий по повышению качества образования в 2016-2017 учебном году. В рамках этого плана создать творческую группу для составления образца персонифицированной программы повышения профессионального уровня педагогического работника в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог».
Уважаемые коллеги!
Впереди новый учебный год. Наша главная задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени. И нам есть для кого и с кем работать. Уверена, что все внимание, забота, тепло ваших щедрых сердец будут отданы учащимся, их родителям.
Хочется пожелать, чтобы этот год стал для вас годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами! Любите свою профессию!
Спасибо за внимание!