СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные методы в работе воспитателя по формированию профессионального самоопределения у обучающихся старшей возрастной группы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе-интернате создана целостная система содействия профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, воспитанников, включающая в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Для формирования профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната ведется работа по следующим направлениям профориентации: В школе-интернате создана целостная система содействия профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, воспитанников, включающая в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Для формирования профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната ведется работа по следующим направлениям профориентации: В школе-интернате создана целостная система содействия профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, воспитанников, включающая в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Для формирования профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната ведется работа по следующим направлениям профориентации.

Просмотр содержимого документа
««Инновационные методы в работе воспитателя по формированию профессионального самоопределения у обучающихся старшей возрастной группы»»

Доклад: «Инновационные методы в работе воспитателя по формированию профессионального самоопределения у обучающихся старшей возрастной группы»

В Починковской школе-интернате в основном обучаются дети с умственной отсталостью (УО), которым свойственны отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса. В основном, при выполнении заданий внеучебного характера обучающиеся школы-интерната обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, при столкновении с минимальными трудностями, отказываются от выполнения поставленной задачи. Зачастую обучающиеся испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании. В школе-интернате создана целостная система содействия профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, воспитанников, включающая в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Для формирования профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната ведется работа по следующим направлениям профориентации:

 профессиональное просвещение,

 профессиональное воспитание,

 профессиональная активизация (развитие интересов и склонностей в различных видах деятельности),

 профессиональная психодиагностика,

 профессиональная консультация.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей у обучающихся к труду. В этом помогает проводимая диагностика индивидуальных особенностей, а также системы реабилитации: профпросвещение, профконсультация, профессиональные пробы, трудовая и профессиональная подготовка. Ранняя профессиональная подготовка позволяет воспитанникам овладевать начальными профессиональными знаниями и навыками по конкретной специальности, дающими им уверенность в своих силах и возможностях трудоустройства после выпуска из школы-интерната. Оценка показателей трудового воспитания в группе составляет в среднем 5,3 балла на начало года. Это средний результат. Но об эффективности может свидетельствовать динамика увеличения уровней сформированности готовности воспитанников к трудовым операциям, ориентировании в мире профессий. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. При организации педагогической системы школы-интерната обучающиеся имеют возможность включиться в различные виды социальной практики: труд по самообслуживанию, в домашнем хозяйстве, профессионально-ориентированный. Профессиональное самоопределение старшей возрастной группы выступает как процесс и результат профессионального выбора. У обучающихся старшей возрастной группы необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать обучающимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней. Для знакомства с миром профессий, формирования первоначальных представлений о данной сфере профессиональной деятельности, ознакомления с требованиями профессии к человеку, путями получения профессий, оплатой труда, проводятся встречи с профессионалами, экскурсий на предприятия. В ходе данной работы обучающиеся знакомятся с предметами, средствами, орудиями труда, организацией рабочего места, условиями труда, требованиями к состоянию здоровья, получают сведения о том, какие профессиональные заболевания могут развиваться при нарушении соблюдений санитарно-гигиенических мероприятий. Формирование профессионального самоопределения воспитанников в условиях школы-интерната в процессе воспитательной работы имеет целенаправленный характер, происходит интенсивно и успешно при соблюдении следующих педагогических требований:

 обеспечении воспитания через совершенствование сотрудничества педагогов, воспитателей и воспитанников, развитии творческих способностей;  формировании личного опыта труда и допрофессиональной подготовки обучающихся;

 создании условий для самореализации личности воспитанника;

 формировании стремления, готовности, умения реализовывать в различных видах социальной практики, в разных социальноролевых позициях личные жизненные планы (семейные, профессиональные, бытовые, образовательные, досуговые);

 единстве диагностического и формирующего подходов, учитывающих индивидуальность процесса жизненного планирования, что позволяет адекватно возможностям и особенностям личности воспитанника осуществлять педагогическое руководство формированием профессионального самоопределения. На успешное формирование профессионального самоопределения воспитанников оказывает педагогическое общение, выступающее непосредственным каналом руководства. Формирование трудового опыта у обучающихся, воспитанников должна включать такие направления, как:

 самообслуживающий труд,

 сформированность умений и навыков труда в школьных мастерских и кабинетах труда,

 допрофессиональная подготовка. Важным педагогическим условием формирования профессионального самоопределения воспитанников является включение механизмов саморегуляции, реконструкции установок со стороны педагогов и готовности к самоопределению, самореализации, самосовершенствованию со стороны воспитанников. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. Обучающиеся старшей возрастной группы должны быть подготовлены к самостоятельной жизни:

 профессиональное самоопределение подготовлено в ходе учебной и воспитательной работы, внутренне принято, бесконфликтно;

 должны осознавать необходимость помощи, особенно на начальных этапах жизненного становления, и быть готовы обращаться за помощью к социальным педагогам;

 быть более реалистичны в определении временной составляющей их жизненного плана, а также в оценке необходимых им средств, подготовлены к необходимости оплачивать свое жилье;

 быть осторожными к объективно опасным для них способам пополнения бюджета таким как взятие денег в долг и сдача жилья в аренду. Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших задач взросления, понимаемого как процесс развития личности от социального к индивидуальному. Параметрами успешного жизнеустройства как позитивного результата взросления являются профессиональное самоопределение, стабильная трудовая занятость, создание семьи, возможность установления разнообразных контактов в социуме, соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества. Также нарушения психического развития ребенка значительно затрудняют процесс подготовки его к самостоятельной жизни. Показателями готовности к самостоятельной жизни обучающихся старшей возрастной группы являются адекватное профессиональное самоопределение, реальная временная составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в изменяющихся условиях. Формирование профессионального самоопределения воспитанников наиболее эффективного, когда взаимодействие воспитателя с обучающимся старшей возрастной группы строится с учетом заинтересованности ребенка в профессиональном самоопределении, его сознательным выбором, который без педагогического воздействия не может быть реализуем в достаточной мере. Инновационными методами в работе в работе воспитателя по формированию профессионального самоопределения у обучающихся старшей возрастной группы являются:

 методы изучения школьников в целях профориентационной ориентации,

 активизирующие профконсультационные методы,

 наблюдение, беседа,

 анализ документов и результатов деятельности учащихся,

 анализ практических действий учащихся,

 анкетирование,

 беседы-интервью,

 метод обобщения независимых характеристик,

 рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный диспут,  профориентационные игры с классом, коррекционно – развивающие задания,

 игровые профориентационные упражнения и микроситуации, бланковые игры с классом,

 активизирующие опросники,

 схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,

 профессиональные пробы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!