СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная технология: "Утяжеленные предметы в коррекции с детьми с ОВЗ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод глубокого давления.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная технология: "Утяжеленные предметы в коррекции с детьми с ОВЗ".»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 комбинированного вида»















Тема инновационной технологии:

«Использование утяжеленных предметов в коррекции детей с ОВЗ»














Подготовила

Иванова Елена Петровна,

учитель - дефектолог









Ноябрь

2023

Добрый день, уважаемые коллеги.

Как уже отмечалось выше, информация из окружающей среды поступает человеку через 8 сенсорных систем организма. Одна из них – это проприоцептивная система, благодаря которой мозг получает сигналы от мышц, сухожилий и суставов нашего тела. От рецепторов нервные волокна проводят импульсы через спинной мозг, продолговатый мозг в мозжечок (это бессознательный уровень движений) и постцентральную (теменную) кору (это произвольный уровень, как раз то, что относится к диспраксии). Также имеются связи с ретикулярной формацией, которая влияет на внимание.

За какие функции отвечает проприоцептивная система?

Проприоцепция формирует:

  • Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);

  • Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);

  • Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).

Если говорить кратко, то проприоцепция обеспечивает схему тела, а у детей схема тела – это основа образа «Я» и понимания взаимоотношений между людьми, осознания себя как субъекта этих отношения. Именно поэтому так важно обеспечивать ребенку опыт физического контакта, телесные игры (это любые игры, задействующие глубокую чувствительность).

У большинства детей с ОВЗ проприоцептивная система нарушена.

Общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребенка:

  • Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность;

  • Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);

  • Задержка моторного развития;

  • Проблемы в артикуляции;

  • Ходьба на носочках;

  • Проблема с ритмом (дизритмия);

  • Постоянно что-то разливает, роняет;

  • Проблемы с имитацией движений;

  • Проблемы с двигательным планированием;

  • Шаркание ногами или слишком сильное топанье;

  • Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;

  • Проблемы в удержании позы и позиционирования тела при любых действиях (например, неправильный захват, неправильный артикуляторный уклад – это как раз то, что относится к кинестетике);

  • «Гиперактивность»: прыгает, бегает, дрыгает частями тела. Ребенку это необходимо, чтобы «чувствовать себя», он может бросаться намеренно на какие-то объекты или людей с подсознательным желанием получить ощущения;

  • Стремление обниматься, прижиматься, толкаться, но не с агрессивным намерением, а по причине отсутствия ощущения своих физических границ (логично, что если физические границы сформированы недостаточно, то и личностные будут формироваться с нарушением, отсюда психологические проблемы в коммуникации);

  • Жевание несъедобных предметов, в том числе одежды;

  • Проявление аутоагрессии с целью получения ощущений (ребенок делает это бессознательно).

Причины нарушения сенсорной интеграции

К причинам нарушений обработки проприоцептивной информации можно отнести проблемы беременности и родов, кесарево сечение. Во время естественных родов младенец получает мощную проприоцептивную стимуляцию, которая «запускает» многие процессы в организме.

Коррекция нарушения проприоцепции.

Нарушение проприоцепции требует коррекции. За последние десятилетия среди специалистов, работающих с особыми детьми, у которых нарушена проприоцептивная система, большую популярность приобрел метод глубокого сенсорного давления.

Терапия глубокого сенсорного давления (ГСД) — это устойчивое сенсорное воздействие, обеспечивающее проприоцептивное влияние на все тело. Данная терапия может состоять из крепких объятий, плотных поглаживаний, обнимания, сдавливания, сжатия или обертывания. При воздействии на все тело терапия глубокого сенсорного давления (ГСД) оказывает успокаивающее, оздоравливающее воздействие как на детей, так и на взрослых.

К данной терапии относится использование утяжеленных предметов: жилетов, одеял, шарфов, утяжелителей на щиколотки и запястья.

Исследование 2011 года, опубликованное в Журнале Медицинской и Биологической Инженерии показало, что физиологические эффекты глубокого сенсорного давления (такие медицинские показатели, как частота сердечных сокращений, кровяное давление и т. д.) соответствуют согласно отзывам участников более низким уровням беспокойства после применения утяжеленного одеяла.

Данные исследования подтвердили изменение активности нервной системы после ношения утяжеленных предметов. Поскольку мы знаем, что люди, которые испытывают чрезмерное сенсорное возбуждение, ощущают настоящие физиологические симптомы, данное исследование подтверждает, что глубокое сенсорное давление может помочь регулировать эти медицинские изменения здоровья.

Утяжеленное одеяло, как профилактически, так и в кризисных ситуациях оказывало успокаивающий эффект, о котором сообщалось, что оно снижало стресс и обеспечивало стратегию преодоления во время тревоги.

Наблюдались следующие функциональные результаты терапии глубокого давления:

. Улучшение проприоцептивной обработки состояния равновесия

. Улучшение ощущения тела/пространства

. Улучшение координации

. Более крепкий сон

. Повышенная концентрация /внимание

. Снижение беспокойства/стресса

Физиологическая реакция на терапию ГСД.

Рассматривая физиологические реакции тела на терапию ГСД, необходимо отметить, что применение утяжеленных предметов приводит к увеличению уровня эндорфинов и высвобождает «гормоны счастья» серотонин и дофамин. Серотонин — это нейромедиатор, который способствует управлению некоторыми функциями мозга и регулирует настроение. Известно также, что он стимулирует части мозга, ответственные за сон и производство мелатонина. Дофамин — «гормон счастья», который управляет центром наслаждения мозга, регулирует наши эмоциональные реакции и действует, когда мы ставим или достигаем целей.

На физиологическом уровне терапия глубокого сенсорного давления помогает сбалансировать две основные системы ВНД, способствует эмоциональной регуляции.

Кому полезна терапия глубокого сенсорного давления.

Как детям, так и взрослым необходима терапия глубокого сенсорного давления для содействия саморегуляции. И прежде всего она показана тем детям, которые имеют в анамнезе диагнозы:

*Синдром дефицита внимания и гиперактивности,

*Расстройство аутистического спектра,

*Различные психические нарушения (расстройство настроения, депрессия, тревожность, слабоумие, посттравматическое стрессовое расстройство),

* Нарушение сенсорной обработки,

* ДЦП

* Нарушение сна.

Универсальность метода ГСД

Рассматривая список клинических состояний, рекомендуемых к применению метода ГСД, можно сказать об универсальности данной терапии.

Компенсирующие группы нашего детского сада №14 посещают дети, у которых встречаются все перечисленные диагнозы. Мы в своей практике часто наблюдаем признаки нарушения проприоцептивной системы.

В 2023 команда нашего детского сада стала победителем грантового конкурса «Вместе! С моим городом!». Целью проекта «Будем как все» стало получение утяжеленного оборудования для коррекции нарушений проприоцепции у наших воспитанников. Благодаря поддержке компании «Металлоинвест», у нас сейчас есть утяжеленные жилеты, одеяла, нарукавники.

Мы используем это оборудование как на коррекционных занятиях, так и в повседневной жизни ребенка в детском саду.

Прежде чем начинать заниматься с ребенком с недостаточной мышечной чувствительностью, важно, чтобы он «пришел в себя» и был сосредоточен на занятии. Для этого мы используем утяжеленные жилеты, утяжелители на запястья и щиколотки. Проводим с ним тактильные игры: сжимания, похлопывания, обертывания. Получив достаточную тактильную нагрузку, ребенок способен более сосредоточенно сконцентрироваться на других заданиях.

Помимо занятий утяжеленные предметы используются в режимных моментах, для улучшения качества сна, в периоды повышенной возбудимости ребенка, для переключения внимания, создания комфортной обстановки. Например: в момент повышенной тревожности для уединения ребенка, из утяжеленного одеяла делают «норку», «домик», в котором ребенок чувствует себя в безопасности, словно в объятиях у мамы.

Утяжеленные предметы применяются в практике педагогов нашего детского сада не так давно, но уже сейчас мы можем говорить о положительных результатах использования данного оборудования. Некоторые дети стали лучше засыпать, на занятиях дети стали более внимательны, появилась возможность изменить эмоциональное состояние ребенка в момент неконтролируемой агрессии, тревожности.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание: как и любая терапия, метод ГСД имеет свои противопоказания. Перед использованием необходимо получить разрешение врача и родителей.

Спасибо за внимание.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!