Инновационная деятельность
как ресурс конкурентоспособной образовательной системы ДОУ
З.М. Шпилева,
педагог дополнительного образования;
(Станция юных натуралистов г.Таганрог)
Современные условия среды не оставляют выбора для существования небольшим учреждениям, так как они не способны конкурировать с крупными центрами дополнительного образования, имеющих с ними одно направление и отсутствие возможности вести образовательную деятельность по нескольким направлениям.
Условия, необходимые для гарантированного жизнеобеспечения, – это создание инновационных программ. Только работа в системе новых поисков и вызовов даёт возможность привлекать новых участников образовательного процесса и создавать связи с социальными партнёрами для выхода на новый уровень педагогической работы.
На СЮН давно ведётся работа по поиску и реализации различных инновационных программ. Некоторые из них не имели успеха и прекратили своё существование. Но многие успешно реализуются по сей день и дают возможность работать в образовательном пространстве города и быть ему необходимым.
В учреждении создана программа «Все мы – часть природы!» для работы с детьми -инвалидами.
Цель программы: формирование системного подхода к обеспечению условий для развития детей-инвалидов и оказание помощи им в социализации в обществе.
Задачи программы:
- выявлять познавательные потребности детей-инвалидов, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями);
- обеспечить возможность социализации детей-инвалидов на доступном им уровне в обществе.
В рамках проекта «Твой выбор» разработана и реализуется программа «Одарённые дети».
Цель: создание условий для профессионального самоопределения и успешной социализации личности в обществе.
Задачи:
- сформировать положительное отношение учащегося к самому себе, осознание им своей индивидуальности, чувства уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- оказать помощь в выборе будущей профессии.
Здоровье нашей планеты – главнейшая из забот современного человека, а программа «Мы в ответе за окружающую природную среду» даёт возможность расширить экологическую культуру учащихся.
Цель: формирование навыков нравственного поведения во взаимодействии с окружающей социальной и природной средой.
Задачи:
- создать условия для гармоничного развития личности, формирования высоких нравственных качеств: гуманности, верности, искренности, справедливости, почтительности по отношению к старшим и товарищам, трудолюбия;
- помочь научить ценить жизнь, познавать себя, не причинять вреда окружающим, познавая природу;
- привить трудовые навыки для разумной деятельности, реализации своих возможностей.
Включение педагога в инновационную деятельность стало актуальной тенденцией в образовании. Результаты инновационной педагогической деятельности положительно сказываются не только на общей стратегии инновационной деятельности учебного учреждения, но, прежде всего, на качестве обучения и возможности создания благоприятных условий для развития личности ребёнка. Главная задача педагогов СЮН не только дать обучающимся возможность приобрести новые знания и практические умения, но и, в первую очередь, развить творческую, социально-активную и социально-адаптированную, конкурентоспособную личность.