СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное обучение: риски и ресурсы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен к выступлению на МО педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Основная цель: проанализировать те опасности, которые ждут всех участников образовательного процесса на пути внедрения инклюзивного обучения, а также те точки опоры, которые будут помогать на этом пути.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение: риски и ресурсы»

МКОУ «Богородская школа №8»  Инклюзивное образование: риски и ресурсы    Педагог-психолог: Можарева М.С.

МКОУ «Богородская школа №8»

Инклюзивное образование:

риски и ресурсы

Педагог-психолог: Можарева М.С.

«Перед нами лежат разные дороги, многие из которых как бы параллельны нашим заблуждениям. Как бы выбрать истинный путь, освободившись от пустословия и ложных теорий?» С. Френне

«Перед нами лежат разные дороги, многие из которых как бы параллельны нашим заблуждениям. Как бы выбрать истинный путь, освободившись от пустословия и ложных теорий?»

С. Френне

Новая образовательная политика  «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»  «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ , получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях ,  – 70%  к 2020 г.»

Новая образовательная политика

«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

«доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ , получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях ,  – 70%  к 2020 г.»

Обучение Интегрированное – система неизменна, ребёнок  либо адаптируется к ней,  либо становится для неё  неприемлемым. Инклюзивное – все дети разные,  все дети могут учиться,  система адаптируется к  потребностям ребёнка.

Обучение

Интегрированное – система неизменна, ребёнок

либо адаптируется к ней,

либо становится для неё

неприемлемым.

Инклюзивное – все дети разные,

все дети могут учиться,

система адаптируется к

потребностям ребёнка.

Смысл инклюзии  * социализация ребёнка с ОВЗ,  * введение его в культуру,  * развитие его социального опыта наряду  с освоением академических знаний,  * уход от стигматизации  (негативного социального маркирования)

Смысл инклюзии

* социализация ребёнка с ОВЗ,

* введение его в культуру,

* развитие его социального опыта наряду

с освоением академических знаний,

* уход от стигматизации

(негативного социального маркирования)

Участники образовательного процесса Дети с ОВЗ Дети с сохранным развитием  Педагоги Специа-листы сопрово-ждения Родители детей с ОВЗ Родители детей с сохранным развитием  Админи- страция школы

Участники образовательного процесса

Дети с ОВЗ

Дети с сохранным развитием

Педагоги

Специа-листы сопрово-ждения

Родители детей с ОВЗ

Родители детей с сохранным развитием

Админи-

страция школы

Дети с ОВЗ  Риски:  невозможность «делать, как другие», дезадаптация Ресурсы:  1.Удовлетворение ООП * ранняя  подготовка ребенка к школьному обучению; * индивидуализировать обучение в б о льшей степени; * специальные разделы, не присутствующие в программах  массового образования; * специальные методы, приемы и средства обучения ,«обходные пути»; * особая пространственная и временная организация образовательной среды; * образовательное пространство - за пределы образовательного учреждения. 2.Опора на сохранные способности!

Дети с ОВЗ

Риски:

невозможность «делать, как другие»,

дезадаптация

Ресурсы:

1.Удовлетворение ООП

* ранняя подготовка ребенка к школьному обучению;

* индивидуализировать обучение в б о льшей степени;

* специальные разделы, не присутствующие в программах  массового образования;

* специальные методы, приемы и средства обучения ,«обходные пути»;

* особая пространственная и временная организация образовательной среды;

* образовательное пространство - за пределы образовательного учреждения.

2.Опора на сохранные способности!

Родители детей с ОВЗ  Тенденция:  среди родителей детей с ОВЗ увеличивается  число тех,  кто имеет высокий  образовательный, социальный статус Типы:  1.Амбициозно 2.Пассивный 3.Тревожный 4.Рациональный -авторитарный

Родители детей с ОВЗ

Тенденция: среди родителей детей с ОВЗ увеличивается

число тех, кто имеет высокий

образовательный, социальный статус

Типы:

1.Амбициозно 2.Пассивный 3.Тревожный 4.Рациональный

-авторитарный

Родители детей с ОВЗ  Стадии принятия: 1.Отрицание – НЕТ! Вы все ошибаетесь, это  НЕ так!  2.Сделка – Я сделаю всё, что угодно,  чтобы изменить, исправить,  переделать…  3.Гнев – Все вокруг против, всех ненавижу!  4.Депрессия – Я ничего не могу, не хочу, всё равно…  5.Принятие – Да, это так, я готов к сотрудничеству.

Родители детей с ОВЗ

Стадии принятия:

1.ОтрицаниеНЕТ! Вы все ошибаетесь, это

НЕ так!

2.СделкаЯ сделаю всё, что угодно,

чтобы изменить, исправить,

переделать…

3.ГневВсе вокруг против, всех ненавижу!

4.ДепрессияЯ ничего не могу, не хочу, всё равно…

5.ПринятиеДа, это так, я готов к сотрудничеству.

Родители детей с ОВЗ  Риски:  разочарование, сравнение со здоровыми детьми  Ресурсы:  1.Постановка реальных целей 2.Акцент на положительном эффекте 3.Сотрудничество с педагогом 4.Личный ресурс (хобби, работа, другой ребёнок, поддержка близких)

Родители детей с ОВЗ

Риски:

разочарование, сравнение со здоровыми детьми

Ресурсы:

1.Постановка реальных целей

2.Акцент на положительном эффекте

3.Сотрудничество с педагогом

4.Личный ресурс

(хобби, работа, другой ребёнок, поддержка близких)

Дети без ОВЗ  Риски:   недостаточное внимание со стороны педагога,  неадекватное восприятие ребёнка с ОВЗ, копирование поведения Ресурсы:  1.Семейное  воспитание  (личный пример) 2. Работа педагога:  - подготовительный этап («есть такие дети»)  - непосредственный этап (установление контакта,  разъяснение и обучение реагированию,  помощь и толерантное отношение)

Дети без ОВЗ

Риски:

недостаточное внимание со стороны педагога,

неадекватное восприятие ребёнка с ОВЗ,

копирование поведения

Ресурсы:

1.Семейное воспитание

(личный пример)

2. Работа педагога:

- подготовительный этап («есть такие дети»)

- непосредственный этап (установление контакта,

разъяснение и обучение реагированию,

помощь и толерантное отношение)

Родители детей без ОВЗ Риски:  «больной ребёнок оказывает плохое влияние на моего сына (дочь)» «он мешает хорошо учиться моему ребёнку» Ресурсы: 1.Профессионализ педагога 2.Развитие собственной толерантности  («никто не застрахован от появления в семье ребёнка с ОВЗ»,  «отчуждение таких детей может иметь обратный негативный  эффект») 3.Родительское сотрудничество

Родители детей без ОВЗ

Риски:

«больной ребёнок оказывает плохое влияние на моего сына (дочь)»

«он мешает хорошо учиться моему ребёнку»

Ресурсы:

1.Профессионализ педагога

2.Развитие собственной толерантности

(«никто не застрахован от появления в семье ребёнка с ОВЗ»,

«отчуждение таких детей может иметь обратный негативный

эффект»)

3.Родительское сотрудничество

Педагогические качества  Наличие Требования 1.Авторитарная доминантность  1.Демократичность 2.Пед. индифферентность 2.Чуткость, эмпатия 3.Ориентация на академические 3.Ориентация на жизненную  результаты компетентность 4. «Выученная беспомощность» 4.Саморазвитие, рост 5. Пед. догматизм 5. Вариативность 6. Консерватизм 6. Гибкость 7.Нетерпимость (раздражительность) 7.Терпеливость 8.Искажения самооценки 8.Адекватное самовосприятие

Педагогические качества

Наличие Требования

1.Авторитарная доминантность 1.Демократичность

2.Пед. индифферентность 2.Чуткость, эмпатия

3.Ориентация на академические 3.Ориентация на жизненную

результаты компетентность

4. «Выученная беспомощность» 4.Саморазвитие, рост

5. Пед. догматизм 5. Вариативность

6. Консерватизм 6. Гибкость

7.Нетерпимость (раздражительность) 7.Терпеливость

8.Искажения самооценки 8.Адекватное самовосприятие

Педагоги   Стадии принятия: 1.Явное сопротивление 2.Скрытое сопротивление 3.Пассивное принятие 4.Активное принятие  Причины сопротивления:  СТРАХ:  неизвестности  ответственности  затраты сил  (столкнуться с несовершенством)

Педагоги

Стадии принятия:

1.Явное сопротивление

2.Скрытое сопротивление

3.Пассивное принятие

4.Активное принятие

Причины сопротивления:

СТРАХ:

неизвестности

ответственности

затраты сил

(столкнуться с несовершенством)

Педагоги   Трансформация или Мимикрия? Ресурсы: 1.Коллективное движение к цели: мастер-классы стажировки практикумы, семинары Балинтовские группы 2.Личные ресурсы: хобби, поддержка близких и т.п. ! Купирование эмоционального стресса ! Умение допускать неопределённость, если нет готовых ответов ! Творчество

Педагоги

Трансформация или Мимикрия?

Ресурсы:

1.Коллективное движение к цели:

  • мастер-классы
  • стажировки
  • практикумы, семинары
  • Балинтовские группы

2.Личные ресурсы: хобби, поддержка близких и т.п.

! Купирование эмоционального стресса

! Умение допускать неопределённость, если нет готовых ответов

! Творчество

Специалисты сопровождения  Риски: расширение поля деятельности дефицит смежных знаний коммерческая основа обучения дефицитным навыкам снижение эффективности Ресурсы:  1.Чёткая постановка цели работы 2.Опредеоение приоритетных границ 3.Прохождение педагогами  психологических курсов 4.Тесное взаимодействие с коллегами 5. Личные ресурсы

Специалисты сопровождения

Риски:

расширение поля деятельности

дефицит смежных знаний

коммерческая основа обучения дефицитным навыкам

снижение эффективности

Ресурсы:

1.Чёткая постановка цели работы

2.Опредеоение приоритетных границ

3.Прохождение педагогами

психологических курсов

4.Тесное взаимодействие с коллегами

5. Личные ресурсы

Администрация школы Риски:  Экспериментальность Дефицит условий Дефицит кадров Ресурсы: 1.Ресурсы всех участников образовательного процесса 2.Командный стиль работы (нет конкуренции,  обособленности, прессинга и т.д.) 3.Координатор по инклюзии 4.Повышенние качества работы ПМПк

Администрация школы

Риски:

Экспериментальность

Дефицит условий

Дефицит кадров

Ресурсы:

1.Ресурсы всех участников образовательного процесса

2.Командный стиль работы (нет конкуренции,

обособленности, прессинга и т.д.)

3.Координатор по инклюзии

4.Повышенние качества работы ПМПк

Риски реализации инклюзивного обучения    «поверхностная» или формальная инклюзия  «волевая» инклюзия  «гипертрофированная» инклюзия  «дикая», «стихийная», неуправляемая

Риски реализации инклюзивного обучения

«поверхностная» или формальная инклюзия

«волевая» инклюзия

«гипертрофированная» инклюзия

«дикая», «стихийная», неуправляемая

Ориентиры инклюзивного обучения

по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:

баланс академических знаний и социальных навыков

по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:

триединство ориентиров –

на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний),

конструктивную социальную активность (развитие  социальной компетентности) и

сотрудничество (толерантность, взаимопомощь) ;

по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся;

создание ситуации успеха для всех учеников;

баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе;

  компромисс между общим и специальным в обучении;

создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

  по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ:

  адаптивность образовательного процесса,  образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения;

вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации;

командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение;

развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью;

оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации.

    У нас всё получится!

У нас всё получится!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!