ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Расстегаева Елена Сергеевна
Карагандинская область, г. Караганда
КГУ «Специальная школа-интернат №6» УОКО
Учитель-дефектолог
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с международными документами в области защиты прав детей введены понятие - лица (дети) с особыми образовательными потребностями и принцип равных прав на получение качественного образования всеми обучающимися с учётом индивидуальных возможностей. В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование.
В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учёт обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивное образование начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе.
В соответствии с основными положениями Конвенций, наша страна обязуется обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях (дошкольном, школьном, в организациях ТиПО, в высших учебных заведениях). При этом важно понимать, что инклюзивное образование не является чем-то отдельно взятым, инклюзия является принципом всей образовательной системы. Школа должна принять тот факт, что в учебном процессе всегда есть дети, испытывающие трудности в учении вследствие тех или иных причин, и как их результат – особые образовательные потребности, которые необходимо удовлетворять. Школа предоставляет обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей [4]. В качестве условий для обеспечения качественного образования для каждого, международным сообществом называются:
- учитель, принимающий разнообразие возможностей учеников;
- адаптация содержания образования с учётом потребностей обучающегося;
- использование разных форм организации учебного процесса, вариативных методов и приёмов обучения, ориентированных на разные возможности обучающихся;
- применение неодинаковых способов оценки достижений учащихся;
-помощь специалистов;
-обеспеченность учебно-методическими материалами, техническими средствами, условиями для проведения индивидуальных занятий;
Особые образовательные потребности (ООП) – понятие, получившее распространение в большинстве стран мирового сообщества, поскольку, соответствуя принципам инклюзивного образования, позволяет сосредоточить внимание школы на создании условий для успешного обучения каждого ученика. К детям с ООП относят тех, кто «испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем и нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования» [5].
В настоящее время в системе образования при создании специальных условий обучения рекомендуется использовать следующий перечень особых образовательных потребностей:
1. Изменения учебного плана и учебных программ.
2. Изменение способов оценивания результатов обучения (достижений ученика).
3. Использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения.
4. Подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов.
5. Выбор формы обучения.
6. Создание безбарьерной среды и адаптация места обучения.
7. Потребность в компенсаторных и технических средствах.
8.Специальная психолого-педагогическая помощь (психолога, логопеда, специального педагога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).
9. Помощь педагога-ассистента.
10.Социально-педагогическая помощь.
Оценка особых образовательных потребностей – это определение видов, форм и объёма поддержки ученика в учебном процессе на основе выявленных трудностей обучения, причин и механизмов их возникновения. Способами поддержки ученика со стороны учителя могут стать:
1) использование вариативных, специальных методов обучения;
2)использование на уроке индивидуализированных учебных материалов;
3) изменение способов оценивания результатов обучения;
4) изменение контрольных материалов;
5) определение и адаптация учебного места в классе. Если, у школьника, несмотря на все усилия и индивидуальную помощь учителя, сохраняются трудности усвоения учебной программы по одному и более основным предметам в течении одной четверти, то учитель обращается с запросом на помощь в школьную службу психолого-педагогического сопровождения. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (психолог, логопед, специальный педагог, социальный педагог) приглашают родителей на встречу и вместе с учителем сообщают о наличии трудностей обучения и необходимости оценки особых образовательных потребностей специалистами. Для проведения оценки потребностей ученика в помощи специалистов необходимо получить письменное согласие родителей ученика.
Каждый специалист, используя специальные методы и методики, проводит углубленное обследование (психологическое, логопедическое, специальное педагогическое) с целью выявления особенностей развития и причин, вызывающих трудности обучения школьника. В ходе обследования специалистом выявляются, не только слабые, но и сильные стороны развития ученика, а также ресурсы, которыми располагает школьник, чтобы стать успешным в обучении. По результатам обследования специалистами определяется: потребность ученика в сокращении учебной программы; помощь каких специалистов позволит ученику преодолеть трудности в учении (психолог, логопед, социальный педагог); какие методы и приёмы обучения будут наиболее эффективными; как адаптировать учебное место школьника. На основании причин трудностей в обучении, которые были выявлены психологом, логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом определяется содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ученика специалистами сопровождения и учителем.
Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) – системно организованная деятельность педагогов и специалистов, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Подготовка инклюзивной школьной среды предполагает соблюдение следующих обязательных условий: безусловное принятие педагогами каждого ученика независимо от его возможностей; обеспечение толерантной культуры поведения всех участников образовательного процесса; определение учебных целей в соответствии с зоной ближайшего развития ученика с особыми образовательными потребностями.
Ожидаемым результатом работы школы по созданию инклюзивной среды является: положительное отношение ученика к школе, учителям, одноклассникам; академическая успешность в рамках общеобразовательной, сокращенной или индивидуальной программы и социальная адаптация ученика. Обучение ученика по сокращенной или индивидуальной программе сочетается с индивидуальным подходом учителя в классе, интенсивность и характер которого постоянно меняется вслед за изменением возможностей ученика. Индивидуальный подход может проявляться в изменении объёма и сложности учебного задания для ученика в рамках сокращенной/индивидуальной программы, в поэтапном выполнении учебного задания; в возможности выполнить задание с опорой на иллюстрации, алгоритмическое предписание, образец, таблицы данных, с использованием счетов, калькулятора, с опорой на текст правила. Ученик на уроке выполняет задание по своей индивидуальной программе, которое может не соответствовать теме урока. Это задание для него готовит и предлагает на уроке учитель класса. Часто учителю нужны для этого консультация специального педагога. Поэтому эти педагоги работают в постоянном сотрудничестве. Оценка достижений осуществляется в рамках сокращенной или индивидуальной программы. Для каждой цели программы подбираются индивидуальные, дифференцированные контрольно-диагностические задания.
Список литературы:
1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года (Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года, № 636)
2. Открытое досье по инклюзивному образованию. ЮНЕСКО, 2003
3. «Равенство и инклюзивный подход в образовании. Руководство по подготовке, пересмотру и оценке планирования в секторе образования» (совместный продукт Инициативы Организации Объединенных Наций в области образования и др. международных организаций - 2010г.
4. Саламанская декларация «О принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» 1995г.
5. Закон РК «Об образовании».
6. Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования. Приказ МОН РК от 12 октября 2018 г № 564.
7. Типовые учебные программы для обучающихся с ограниченными возможностями 0-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию. Приказ МОН РК от 27 июля 2017 года №352.
8. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования. Приказ МОН РК от 18 марта 2008 г № 125 с изменениями от 14 июня 2018 г.
9.Методика педагогической диагностики (текущего контроля) учебных достижений младших школьников с задержкой психического развития. Методические рекомендации. Алматы, 2018.