СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные листы для оформления психологического стенда-2

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен педагогам-психологам различных учреждений, для оформления психологического уголка, стенда.

- "Нельзя! О запретах и дисциплине"

- "Простые правила, которые помогут наладить и поддерживать дисциплину в семье без конфликтов"

- "Формирование хорошего поведения у ребенка"

- "Родительское послание. Как звучит Ваш голос в голове у Вашего ребенка"

- "Двадцать подсказок умным родителям от психолога Ю. Б. Гиппенрейтер"

- "Детские фантазии. Выдумка и ложь"

 

 

Просмотр содержимого документа
«Информационные листы для оформления психологического стенда-2»

«НЕЛЬЗЯ! О запретах и дисциплине»



Слово нельзя и личность ребенка

        Нельзя бить людей, животных, можно бросать копья в мишень, изображающую «врага”, распиливать его изображение пополам, колошматить игрушку, сочинять язвительные стихи, писать детективные романы с убийствами.

        Нельзя наносить вред «жителям» природы, можно изучать законы природы,;

        Нельзя рисовать на обоях, можно рисовать на листке.

Необходимо так определять запреты, чтобы ребенок четко знал:


1)что именно нельзя делать;

2)что можно вместо запретного действия

(пример: «Нельзя кидать тарелки на пол, а подушки – можно»).

Запрет должен быть полным, а не частичным

(пример полного запрета: «Никогда не лей воду зря» и «Не лей воду на голову сестре»;   пример частичного запрета: «Ладно, побрызгай на сестричку водой, только немножко, чтобы не промочить ей платье»)

При частичном запрете у ребенка нет четкого критерия 

для принятия решений





Особенные запреты

Такие родительские ограничения приучают ребенка контролировать себя, быть осмотрительным, сдерживать импульсивность:

   «Можно сесть за уроки, когда захочешь, но каждого дня подготовку к школе ты должен закончить до восьми часов вечера»;

  «Ты можешь играться во дворе с разными детьми и в разные игры, но за территорию двора выходить нельзя»;

  «В мяч играться можно, но не в помещении и подальше от окон».

Запрещая, не используйте авторитарный тон:

  «я требую»,

  «нельзя и все»,

  «как я сказал, так и будет».

 Коротко объясните правило:

  «это опасно»,

  «уже поздно»,

  «спичками в квартире не играют»,

   «конфеты едят после обеда».









Психологи советуют придерживаться таких простых правил, которые помогут наладить и поддерживать в семье дисциплину без конфликтов:

  ПРАВИЛО 1. Правила и требования обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

  ПРАВИЛО 2. Правила должны быть гибкими и их не должно быть слишком много.

  ПРАВИЛО 3. Родительские требования не должны противоречить жизненным потребностям ребенка (в движении, в познании, в общении, в игре).

  ПРАВИЛО 4. Правила должны быть согласованы между всеми взрослыми членами семейства.

  ПРАВИЛО 5. Тон, в котором говорится запрещение, должен быть разъяснительным, дружественным, а не принудительным.



  ПОМНИТЕ! Дисциплинированным считается тот ребенок, который ведет себя нормально как в Вашем присутствии, так и при Вашем отсутствии.


Формирование хорошего поведения у ребенка


«Только посмотри на это безобразие!», «Какой ты неряха!», «Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!», «Опять ты делаешь всё не так!», «Сколько раз тебе сказано?» К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.


Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение Вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому Вы можете пойти - это позитивное подкрепление.


Позитивное подкрепление - это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как «само-собой-разумеющееся», а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому - отмечайте ребёнка за хорошее поведение.


Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Но это не значит, что не нужно наказывать ребенка. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий - это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но Вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение Вы ожидаете от него, что правильно делать, и что - нет. Будьте уверены, что ребёнок Вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые Вы предпримите в случае непослушания.


Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что Вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение.


Родительское послание.

Как звучит голос в голове Вашего ребенка.


Тот голос, которым мы говорим со своим ребёнком сейчас,

останется с ним навсегда.


Именно этим голосом он будет разговаривать с собой, став взрослым.  Все упрёки, нравоучения, наше недовольство им будет принято за основу его собственного отношения к себе.

Сможет ли он поддерживать себя, подбадривать, будет ли у него безапелляционная вера в собственные силы, насколько он будет добр к себе  и сможет ли он вообще быть добрым к себе, зависит от того, что мы говорим ему сейчас.

Мамин голос, мамино отношение, мамины требования и ожидания  – это то родительское «Я», которое всю жизнь будет выполнять роль «совести» и станет  «внутренним критиком» для  взрослого человека.  Будет ли этот критик поддержкой или  инквизитором зависит от нас.

 

Родительские слова и  представление мамы с папой  о нём самом для ребёнка безусловная истина. Как если бы сам Бог сказал ему раз и навсегда, какой он и что из себя представляет.

Заложенное родителями ядро личности переделать, перекрасить в другой цвет очень трудно. И чем больше в нём мин и чёрных, гулких затягивающих в бездну дыр, тем сложнее человеку опираться на себя.

Мамина вера и поддержка, папино признание безусловной красоты  и обаяния дочери – это то,  благодаря чему вырастают спокойные и уверенные в себе женщины.

Роль отца в жизни девочки – в поддержке и признании её совершенства. Для девочек папа – идеал мужчины. Никогда не досягаемый идеал. Мудрость отца в том, чтобы любить свою жену и дочь, но  по-разному.   Чтобы быть с женой  парой, любовниками, двумя любящими друг друга людьми.  Именно по этим отношениям,  видимым в детстве, девочка будет строить свою семью.

А в дочь вложить веру в то, что она неотразима. Словами вложить.  Дочь видит свою женственность глазами отца. Его мнение - это мнение всей мужской половины человечества. Признание её красоты и женственности, плюс безусловная поддержка - это то что создаёт глубинное чувство защищённости и веры в себя.

Мамина вера в сына, в его мужественность и самостоятельность и при этом безусловная поддержка, тогда, когда ему нужна помощь; папино уважение и признание – это  то, что создаёт стержень личности.

Глубинное чувствование себя сильным, полноценным, настоящим. Это то, что даёт опору и устойчивость. Непоколебимую веру в то, что мир тебя любит и всегда поддержит.

 





Что останется с нашими детьми, когда нас  уже не будет?

Наши голоса, те слова, которые мы говорили им в детстве.

Наши любимы фразы. То, что мы повторяли изо дня в день.  То, что мы говорили в ярости и отчаянии, из большой любви и желания защитить.

То, что мы говорили от своей беспомощности. То, что нам говорили, а мы повторяем не задумываясь, не вникая, потому что так надо, так всех воспитывают.

Именно на эти фразы, сказанные нами с пылом и жаром, в полной убеждённости в своей праведности, будет опираться наш ребёнок, когда вырастет.

**************

Мы не можем подстелить соломку под каждую ситуацию, которая может случиться с ребёнком. Кроме этого у родителей  полно и абсурдных, совершенно иррациональных страхов. И в  своём стремлении защитить мы убиваем всё живое.

Все родительские послания, которые становятся  для уже взрослого человека непреодолимой стеной, были сказаны из большой любви и с одной целью – защитить.

И знаете, на что натыкаются люди, когда не могут сделать ни шага,  совершают глупейшие поступки, тормозят и всячески отравляют себе жизнь? На родительские послания.

На то – «какая ты» и «какой ты». Что ты можешь себе позволить, а что нет. Есть  ли у тебя ум, красота, талант или нет.

Мы очень долго смотрим на себя глазами своих родителей.

И это им, уже став взрослыми, мы доказываем, что сможем, добьёмся и станем. Кто-то из нас выживает благодаря, а кто-то вопреки.

Мы не всемогущи, но для наших детей мы Боги. И именно на наши послания наши дети будут опираться всю свою жизнь.

 














20 подсказок умным родителям

от психолога Ю. Б. Гиппенрейтер


Юлия Борисовна Гиппенрейтер — известный психолог, талантливый педагог, профессор, автор множества книг и пособий по воспитанию детей. Она просто и доступно объясняет самые сложные темы в детской психологии. Мы предлагаем вам 20 подсказок Юлии Борисовны, которые вам наверняка будут полезны.

1. Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.


2. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.


3. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!


4. …чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.


5. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят».


6. …дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их.


7. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»… Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, которую не может преодолеть. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.


8. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.


9. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.




10. Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.


11. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».


12. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!


13. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.


14. Нежелательное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни.


15. Строгая мама эмоционально отгорожена от ребенка, по крайней мере, он так чувствует.


16. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его превозносить. Не заставляйте его делать что бы то ни было!


17. Разве не менее известно, что наблюдение за ходом собственной деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе ее разрушает? Следя за почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением — перестать понимать текст.


18. Самопознание и самовоспитание — это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они, вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру, нагружают его собственными проблемами.


19. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.


20. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Детские фантазии. Выдумка и ложь.

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек, увидевший в обыкновенном камне палку-копалку, был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка... Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и "темная" сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Светлая сторона

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша. В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку.


Ложь или фантазия?

Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия - свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие "лжи" и "правды" приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.


Каковы основные причины лжи?

  1. Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.

  2. Множество запретов. "Пирожное дала бабушка", "пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка"... Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.

  3. Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.

  4. Для самооправдания. «Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.

Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!