СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательный проект "Что такое вакцинация?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект РИКО ООО

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект "Что такое вакцинация?"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нязепетровска»











Информационно-познавательный проект

«Что такое вакцинация?»







Выполнила: обучающаяся 7 «А» класса

Бекетова Ксения

Наставник: учитель биологии

Ведерникова Светлана Владимировна













г. Нязепетровск, 2022


Содержание

  1. Введение стр. 2

  2. Цель и задачи проекта стр. 3

  3. История вакцинации стр. 4

  4. Что такое вакцина? стр. 5

  5. Действие вакцин стр. 6

  6. Вакцинация организма стр. 7

  7. Побочные эффекты и осложнения после вакцинации стр. 8

  8. Анкетирование учащихся 7 классов стр. 9

  9. Заключение стр. 10

  10. Литература стр. 11

  11. Приложение 1 стр. 12-13





























1

Введение

Вакцинопрофилактика – это наиболее эффективный и экологически доступный способ снижения детской смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни и достижения активного долголетия во всех социальных группах развитых и развивающихся стран.

Вакцинация относится к крупнейшим достижениям здравоохранения ХХ века. Массовая иммунизация за последние 100 лет устранила многие опасные эпидемии, а широкое внедрение в последние 30 лет программ иммунизации привело к замечательным достижениям.

Проведение профилактических прививок (вакцинация) направлено на борьбу с инфекционными заболеваниями и основано на применении вакцин и анатоксинов для защиты восприимчивого к инфекциям населения.

Для иммунопрофилактики используются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации отечественные и зарубежные медицинские иммунобиологические препараты

Иммунизация ежегодно спасает миллионы жизней и широко признается в качестве одной из наиболее успешных и экономических эффективных мер профилактики инфекционных заболеваний.

В настоящее время, эпидемиологическая ситуация по инфекционным заболеваниям во всем мире характеризуется довольно высокой напряженностью и, поэтому на сегодняшний день, эффективным средством защиты от многих инфекционных заболеваний, является вакцинация.

Вакцинопрофилактика вызывает неизменные споры как у родителей, так и у специалистов.












2

Цель:  выяснить, что такое вакцинация и определить её значение.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с понятием вакцина.

  2. Изучить историю вакцинации.

  3. Узнать о роли вакцинации в жизни человека.

  4. Выяснить возрастные особенности для введения вакцины.

  5. Провести анкетирование одноклассников.



























3


История вакцинации

Впервые действенность вакцинации была обнаружена народной медициной. По Англии ходил миф, что если доярка переболеет коровьей оспой (неопасное заболевание), то она никогда не заболеет натуральной оспой (от которой в свое время умерло очень большое количество народа). Английский хирург и аптекарь Дженнер решил проверить этот миф строгими наблюдениями, и, что было удивительно, он подтвердился. 14 мая 1796 год Дженнер взял восьмилетнего Джеймса Фипса и привил ему коровью оспу, а через семь недель, ввел ему вирус оспы человека, но ребенок не получил никакого заболевания. Исходя из этого опыта, безопасность введения профилактических прививок была экспериментально подтверждена. Но в те времена были ограничения возможности этого метода, из-за того, что он был основан на случайности, заключающийся в том, что в природе существуют две родственные болезни разной силы. Лишь век спустя французский микробиолог Луи Пастер смог создать препараты прививок против различных заболеваний, таких как бешенство и сибирская язва. В 1885 году Пастер предложил называть препараты вакцинами, а их применение – вакцинацией. Первой из русских, кому ввели вакцину, стала Екатерина II, после этого в России стала распространяться вакцинация. Большой вклад в развитие вакцинопрофилактики внесли такие ученые как И. И. Мечников, Л. А. Тарасевич, Л. С. Ценковский, Н. Ф. Гамалеи, Д. К. Заболотный, М. П. Чумаков, М. С. Захаров, А. А. Смородинцев и другие. В Санкт-Петербурге в институте эпидемиологии и микробиологии им. Л. Пастера под руководством академика А. А. Смородинцева получают живые вирусные вакцины. Жители России, в настоящий момент, обеспечены многими вакцинами.















4

Что такое вакцина?

Вакцинация – это профилактическая процедура, при которой в организм пациента вводится антигенный материал с целью вызвать иммунитет к определенному инфекционному заболеванию. Антигенным материалом могут быть ослабленные или убитые микроорганизмы, их частицы либо токсины.

Введение вакцины называют прививкой. В состав вакцин могут входить как отдельные части возбудителей инфекционных заболеваний (белки, полисахариды), так и целые убитые или ослабленные живые микроорганизмы. Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например, возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, рота вирусной инфекции) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша).

Вакцинация - это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. Необоснованная критика вакцинации в прессе в начале 90-х годов была вызвана стремлением журналистов к раздуванию сенсаций из отдельных и не всегда доказанных случаев осложнений, после введения вакцин. Врачам известно, что побочные действия свойственны всем лекарственным препаратам, в том числе и вакцинам. Однако риск получить реакцию на прививку не идет ни в какое сравнение с риском осложнений от инфекционных болезней у не привитых детей. Например, по данным ученых, изучающих последствия заболевания корью, такие грозные осложнение как коревой энцефалит (воспаление мозга) и судорожный синдром возникают у 2-6 детей на каждую тысячу заразившихся. Коревая пневмония, от которой дети нередко умирают, регистрируется еще чаще – у 5-6% заболевших.

Вакцины условно можно разделить на четыре группы:

1) Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.

2) Инактивированные вакцины. Содержат либо убитый целый микроорганизм (например, цельноклеточная вакцина против коклюша, инактивированная вакцина против бешенства, вакцина против вирусного гепатита А)

3) Анатоксины. Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд) продуцируемый бактериями. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.

4) Биосинтетические вакцины. Они содержат вещества, полученные генно-инженерными методами и вызывающими реакцию иммунной системы. Например, вакцина гепатита B, гемофильной инфекции.

5

Действие вакцин

Вакцины снижают риск заболевания, активируя естественные защитные механизмы для формирования иммунитета к возбудителю болезни. Вакцинация провоцирует иммунный ответ организма. Иммунная система:

  • Распознает возбудителя болезни, например, вирус или бактерию.

  • Начинает производство антител. Антитела – это белки, естественным образом вырабатываемые иммунной системой организма для борьбы с заболеванием. 

  • Запоминает возбудителя болезни, чтобы бороться с ним в будущем. Если этот возбудитель вновь попадет в организм, иммунная система быстро уничтожит его, не допустив развития болезни. 

Таким образом, вакцинация – это безопасный и рациональный способ вызвать в организме иммунный ответ без необходимости заражать его той или иной болезнью. 

Наша иммунная система обладает памятью. Получив одну или несколько доз вакцины, мы, как правило, приобретаем защиту от той или иной болезни на много лет, десятилетий или даже на всю жизнь. Именно это делает вакцины таким эффективным средством. Вакцины не дают нам заболеть, что гораздо лучше необходимости лечить болезнь, когда она уже наступила. 

Как и любые другие лекарственные средства, вакцины могут вызывать легкие побочные эффекты, такие как субфебрильная температура и боль или покраснение в месте инъекции. Такие проявления, как правило, проходят сами в течение нескольких дней. 

Тяжелые или долгосрочные побочные эффекты встречаются крайне редко. Шанс столкнуться с серьезной неблагоприятной реакцией организма на введение вакцины составляет 1 к миллиону. 

Безопасность вакцин является объектом постоянного контроля, и для выявления редких неблагоприятных реакций ведется непрерывный мониторинг.











6

Вакцинация организма

Изучив различные источники информации, я выделила несколько видов вакцинации. К ним относится естественная активная вакцинация, которая происходит в ходе инфицирования организма, и естественная пассивная в результате переноса антител от матери к ребенку через плод или с молоком. Также существует ещё искусственная активная вакцинация – происходит путем введения вакцины, и искусственная пассивная - в организм человека вводятся готовые антитела (иммуноглобулины). В результате вакцинации у человека вырабатывается стойкий иммунитет к определенным заболеваниям. Вакцины вводятся в организм инъекцией (парентерально) и перорально (через рот). В настоящее время рассматривается возможность использования аэрозольных вакцин (против кори и гриппа). Вакцинацию человеку проводят однократно (паротит, корь, туберкулез) и многократно (АКДС, полиомиелит), но ученые работают в направлении создания такой вакцины, которая при однократном введении защитила бы сразу от нескольких заболеваний. После вакцинации проводится через несколько лет ревакцинация – направлена на поддержание иммунитета. Вакцинация организма проводится в разные возрастные периоды жизни. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 страница 12-13

Анализируя различные источники информации, я поняла, что механизм действия вакцины очень прост. Он подразделяется на три периода.

  1. Латентный (от момента введения вакцины до появления первых антител в крови).

Период длится от нескольких дней до 2 недель.

  1. Второй период сопровождается повышением концентрации специфических антител в крови, длится от 4 дней до 4 недель.

  2. Третий период наступает уже после достижения максимального уровня специфических антител, затем их количество начинает уменьшаться, длится период несколько лет.









7

Побочные эффекты и осложнения после вакцинации

Различные вакцины отличаются побочными эффектами и осложнениями. Самые частые реакции - это болезнетворность в месте инъекции, умеренное повышение температуры. У детей ухудшение аппетита и возникает продолжительный плач. Могут возникнуть аллергические реакции, анафилактический шок, отёк Квинке, судороги, неврологические нарушения. Осложнения эти связаны иногда с составом вакцин, но чаще всего с нарушением условий хранения вакцины, нарушением техники введения вакцины и индивидуальными особенностями организма.

Проводить вакцинацию или нет, решает сам пациент. Если это ребенок (до 15 лет), то решение принимает его законный представитель. После ознакомления с возможными последствиями процедуры и положительными эффектами в письменном виде он дает согласие. В день прививки пациент должен быть здоров. Порядок и правила проведения профилактических прививок регламентируются соответствующими санитарными правилами («Обеспечение безопасности иммунизации», «Иммунопрофилактика инфекционных болезней»), а также методическими указаниями (например, «Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика» и др.). Медицинские работники, которые проводят вакцинопрофилактику имеют справку-допуск к прививкам, при этом ежегодно сдают соответствующий экзамен, включающий вопросы оказания неотложной помощи при осложнениях.
















8

Анкетирование учащихся 7 классов.

В рамках своего я провела анкетирование учащихся 7-х классов нашей школы, предложив ответить им на следующие вопросы:

    1. Как вы думаете, что такое вакцинация?

    2. Как вы считаете нужно ли вакцинироваться? Обоснуйте свой ответ

    3. Какие прививки вам ставили?

    4. Каких вирусов больше всего вы боитесь?

Результаты опроса учащихся: в опросе приняло участие 19 человек. На основании полученной информации можно сделать вывод о том, что большинство учащихся моего класса осведомлены о том, что такое вакцинация. Из всех прививок им знакомы: прививки от бешенства, от гриппа, от клеща, от кори, от краснухи, от столбняка. Отвечая на вопрос, каких вирусов Вы боитесь больше всего, было отмечено единогласие в ответах детей – это новый вирус (коронавирус), в наименьшей степени боятся гриппа.









































9

Заключение

Эффективность вакцинации – гарантия не заболеть или если даже и заболеть, то заболевание будет протекать в легкой форме.

Побочные эффекты от прививок обычно заключаются в повышении температуры до 38 градусов Цельсия и некотором недомогании, болезненности и покраснении в месте укола в течение двух дней. Тяжелые осложнения после вакцинации во многом могут быть связаны с некорректным графиком прививок, «испортившейся» вакциной, нарушением правил и техники транспортировки, хранения или введения вакцины. Тщательное врачебное обследование, составление индивидуального календаря прививок, соблюдение правил вакцинации сводит к минимуму опасность возникновения тяжелых осложнений на прививку.

В нашей работе мы постарались изучить отношение к вакцинации и прививкам общественности, учащихся и родителей. Были проведены опросы, анкетирования, наблюдения, встречи с работником медицинского кабинета школы. В ходе проведённой работы нами собран материал, который показывает, что основная часть родителей и учащихся знают, что такое вакцинация, знают, какие существуют прививки. Отношение к прививкам у большинства опрошенных положительное.

Мы провели анализ проведенного исследования. Обработали информацию и составили диаграммы.

На основании этого сделали собственные выводы: новые вакцины являются очень эффективным средством защиты детей от вируса на протяжении всей жизни, вызывая лишь небольшие побочные эффекты.























10

Литература

  1. Вакцинопрофилактика, справочник для врачей под ред. В.К.Таточенко, Н.А.Озерецковского / М., 1994.- 179с.

  2. Виды вакцин, 2001, http://www.med2000.ru/privivka/vid.htm 

  3. Вакцинопрофилактика, О. В. Шамшева, В. Ф. Учайкин;

  4. Вакцинация и иммунопрофилактика, 2000, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4278/%D0%92%D0%90%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF 

  5. Все о вакцинопрофилактике ,2013, http://www.epidemiolog.ru/vac_prof/detail.php?ID=2378219 

  6. Живые вакцины (история, элементы, теории, практика), Гинсбург Н.Н. 1969 год;

  7. Иммунотерапия, Иммунология, Р. М. Хаитов;

  8. Основы вакцинологии, 2011, http://www.privivka.ru/ru/vaccination/information/reaction 

  9. Практическая иммунизация, Безденежных И. С. 1969 год;

  10. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней, Покровского В. И. 2 том 1993 год.







































11



Приложение 1

Возраст

Наименование прививки

Новорожденные (первые 12 ч жизни)

ГВ I(вирусный гепатит)

3-7 дней

Tbc (БЦЖ-М или БЦЖ)

1 месяц

ГВ II

2 месяц

ГВ III (дети из групп риска)

3 месяца

ГВ II, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит I, гемофильная инфекция

4,5 месяца

Дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит II, гемофильная инфекция

6 месяцев

ГВ III, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит III, гемофильная инфекция

12 месяцев

ГВ IV (дети из групп риска)

Корь, краснуха, эпидемический паротит

18 месяцев

R I: дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит I, гемофильная инфекция

20 месяцев

R II: полиомиелит

6 лет

R: корь, краснуха, эпидемический паротит

6-7 лет

R II: дифтерия, столбняк

7 лет

Tbc (БЦЖ)

14 лет

R III: дифтерия, столбняк, полиомиелит

R: Tbc

Взрослые

R: дифтерия, столбняк (каждые 10 лет)

Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее

Гепатит В

Дети от 1 года до 18 лет, девушки от 18 до 25 лет, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи

Краснуха

Дети, с 6 месяцев, учащиеся 1-11 классов, студенты высших и средних профессиональных учебных заведений, взрослые, работающие по отдельным видам профессий и должностям (медицинские и образовательные учреждения, транспорт, коммунальная сфера и др.), взрослые старше 60 лет

Грипп

Дети в возрасте 15-17 лет и взрослые до 35 лет, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о прививках против кори

Корь

























13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!