СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная культура учителя как одно из условий роста педагогического мастерства

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводилась предварительная работа: опрос и анкетирование учащихся. Анализ оснащения образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Информационная культура учителя как одно из условий роста педагогического мастерства»

Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 8»







Педагогические чтения





Секция: Информационная культура как условие повышения качества образования





Тема доклада: «Информационная культура учителя как одно из условий роста педагогического мастерства»









Гунейко Елена Евгеньевна, зам. директора по информатизации, категория высшая









Майкоп – 2009

Оглавление


Введение………………………………………………………………..………..…………..

1 Основная часть……………………………………………..………………...……………

    1. Информатизация. Её компоненты……………………………………….……..……

    2. Проблемы внедрения информационных технологий в сферу образования …..…

    3. Центры Интернет-образования………………………………………………………

    4. Информационная культура……………………………………….……………….....

    5. Использование проектно-рефлексивного подхода в формировании информационной культуры педагога……………………………………….…………

Заключение……………………………………………...……………………………………

Список использованной литературы……………………….………………………………

3

4

4

4

5

5

8


10

11

Введение.

Умение добывать в окружающем мире нужную информацию ценилось всегда. Вспомните хотя бы известную пословицу — «Язык до Киева доведёт». Но если в прошлые века объём знаний в обществе увеличивался примерно в два раза за пятьдесят лет, то сегодня учёные утверждают, что этот объём увеличивается вдвое за два-три года. И как же, ответьте, нынешнему школьнику выбрать правильные ориентиры в современном штормовом информационном море? Наверное, также как и раньше, не надеяться подобно фонвизинскому Недорослю и его мамаше на знание кучером географии, а самому лично нарабатывать свои приёмы и методы поиска необходимой информации и, конечно, использовать опыт предшественников. Мы, современные педагоги, называем это развитием информационной культуры личности, и можем помочь уже с первых шагов в школе.

В 1996 году в национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО одним из основных механизмов реформирования системы образования названа ее информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся н а новых информационных технологиях.

По мере усложнения социально-экономической деятельности резко возрастает объем знаний, необходимых человеку для ее реализации. Поэтому отсутствие нужной информации и должного образования у членов общества в современных условиях может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Современная картина мира, которая рассматривается без привлечения общенаучной категории «информация» оказывается односторонней и неполной. Поэтому информатизация образования сегодня является обязательным условием создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества.

1 Основная часть

1.1 Информатизация. Её компоненты

Информатизация – это системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации (А.Д.Урсулом). Ее цель состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, формирование новой информационной культуры.

Я согласна с позицией ученых (Колин К.К., Соколова И.В. и др.), считающих, что процесс информатизации должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных компонента: медиатизацию (процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации); компьютеризацию (процесс совершенствования средств поиска и обработки информации); интеллектуализацию (процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обусловливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта).

Проведенный опрос работников образования позволил выявить их отношение к информатизации. Более 50 % ответили: Информатизация – это компьютеризация, а условием осуществления является оснащение персональными компьютерами, подключение к сети Интернет, овладение учителями и учащимися компьютерной грамотностью. Положительно то, что высока степень мотивационной готовности к использованию новых информационных технологий. К сожалению из трех компонентов существенно опережает по темпам другие составляющие – компьютеризация.


1.2 Проблемы внедрения информационных технологий в сферу образования

Так как современная информационно-технологическая культура в сфере образования формируется путем внедрения компьютерных технологий обучения, проблемы информационной педагогики, компьютерного воспитания, образования приобретают важнейшее значение.

Реальным тормозом внедрения ИТ в сферу образования служат:

  • недостаточный уровень развития инфраструктуры;

  • невысокий уровень эффективности использования ИТ, организации работ по информатизации образования;

  • неадекватные возможностям средств вычислительной техники методы работы с информацией;

  • организационные проблемы, в том числе дублирование работ, особо неэффективное в пределах одного региона;

  • кадровые проблемы.

Большинство проблем связаны с низким уровнем сформированности информационно-технологической культуры из многих работников образования, да и выпускников большей части педвузов (более 50 % – низкий, около 10 % – высокий).

Таким образом, на первый план выходит подготовка не человека-технолога–исполнителя (педагога–исполнителя), умеющего действовать по заранее заданным технологиям (в том числе и информационным технологиям), а человека-технолога-аналитика, умеющего создавать технологии, приспосабливаясь к новым условия постоянно меняющегося мира. Роль информации, высшей ее формы – знаний, при этом является определяющей.


1.3 Центры Интернет-образования

Важную роль в решении указанной проблемы призваны сыграть, по-нашему мнению, создаваемые региональные Центры Интернет-образования. В них концентрируются самые современные технические ресурсы информатизации, а также опытные, продвинутые в области информационных технологий преподаватели, призванные для осуществления интенсивной подготовки учителей к использованию в своей профессиональной деятельности новых компьютерных и Интернет-технологий.

Одна из основных задач в области информатизации образования - развитие у учащихся информационной культуры, т.е. создание такой среды обучения, которая стимулировала бы сам процесс познания.


1.4 Информационная культура

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

  • в овладении основами аналитической переработки информации;

  • в умении работать с различной информацией;

  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры".

Критериями информационной культуры можно считать:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

  • эффективно осуществлять поиск нужной информации;

  • умение перерабатывать информацию и создавать новую;

  • умение адекватно отбирать и оценивать информацию;

  • наличие компьютерной грамотности.

Приведем еще несколько определений, чтобы понять многогранность данного понятия.

По мнению М.В. Макаровой, "информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы". С точки зрения А.П. Суханова, "информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Существуют и другие подходы к формулировке данного определения, ведь только определений «культуры» в литературе насчитывается более сорока.

Информационная культура учителя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.

К ним относится следующее.

Стремление:

  • интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;

  • потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;

  • профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

  • активность (профессиональная мобильность);

  • ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;

  • согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;

  • уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция:

  • отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;

  • стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;

  • утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.













Говоря об идеале ученика в условиях информационного общества, все подчеркивают, что современный ученик должен уметь эффективно работать с информацией, создавать новую в различных доступных для восприятия формах и видах, значимую для других. Вырабатывать у себя тонкий информационный вкус: умение отделять полезное от бесполезного, более ценное от менее ценного, избегать недоброкачественной информации, неполной, недостоверной и устаревшей. Необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры: развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией. Информационная компетентность (ИК) проявляется:

  • в знании аналитических методов обработки информации;

  • в конкретных навыках по использованию различных технических устройств – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

  • в умении использовать и извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде и эффективно работать с ее различными видами в соответствии со своими психофизиологическими данными;

  • в способности всесторонне использовать в своей работе ИКТ, создавая новые источники информации.

Формируя ИК ученика, педагоги сталкиваются с необходимостью изменения технологий обучения, новой организации учебного процесса, выработки абсолютно новых требований к педагогам. Анализируя опыт педагогов лицея по освоению ИКТ в образовательном процессе, мы увидели, что совершенствование процесса обучения за счет новых средств ИКТ влечет за собой повышение уровня информационной культуры прежде всего самого учителя, т.к. кардинально изменяются условия деятельности самих педагогов. И в то же время мы столкнулись с тем, что в условиях активных темпов развития ИКТ заметно отстают темпы развития методической помощи и поддержки деятельности педагогических работников в информационной среде.

Информационная грамотность в работе учителя включает в себя следующие компоненты:

  • знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к ней, например, к реферативному журналу «Информатика», к мировой сети Интернет;

  • способность оценить ценность, эффективность и надежность информации, полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационных потребностей;

  • владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации.

Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

  • регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

  • познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

  • коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

  • воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Проблема формирования информационной культуры педагога представляется сегодня одной из важных проблем высшей школы. Ее решение в области профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов сегодня начинает активно обсуждаться.

Формирование информационной культуры (ИК) педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

1) развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;

2) не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;

3) формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;

4) развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:

- выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;

- выявление психических состояний обучающихся.

Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;

5) реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры педагога, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если педагог будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры обучающихся.

Как показывает практика, педагоги редко отслеживают в процессе работы свои реакции, состояния, ощущения, хотя это также является следствием их взаимодействия с обучающимися. По мнению С.А. Циттель, педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе. В связи с этим принципиальное значение имеет развитие у студентов, преподавателей вузов и учителей информационно-педагогической рефлексии, воспитание потребности в ней.

Известно, что обучающиеся далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены педагогом и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Как видим, педагог должен обладать соответствующими умениями.

Таким образом, актуальной является проблема обучения педагогов рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий для составления учебных проектов, для проектирования собственной деятельности в процессе обучения. Вместе с этим актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов проектно-рефлексивной деятельности системы специальных задач и заданий. С одной стороны, задач, отражающих специфику учебного предмета (в том числе и такого предмета, который является не самоцелью, а дополнением к основным общеобразовательным дисциплинам, - это информационные технологии). И с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии.

Итак, представленный кратко проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога обладает свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области информационной деятельности, но и развитию способностей (рефлексировать, предвосхищать, обеспечивать понимание информации и др.), необходимых для эффективного использования информационных технологий в педагогической деятельности.

Заключение.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей Аверинцев, которому присуждена итальянская премия «Диалог между культурами», полагает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно».

Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многозначным понятиям; они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам, накопленным народами, странами, человечеством. Когда-то М. Горький определил: «Культура — это наука и искусство, цивилизация — техника и экономика». Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистической парадигме мир — это единство реального и духовного миров, познание мира и умом и сердцем.

Образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно, каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть.

Литература:

1) Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. - Калининград:Изд-во КГУ, 2004. - 248 с.

2) Циттель С.А. Рефлексия как средство профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, http://masu.ru/masu/science/sbornik/32.htm.

3) Козырева Е.И. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя: Автореф. дисс. …к.п.н. – Омск, 1999. – 20 с.

4) Волкова Л.С. Организационно-педагогическая система развития компьютерной культуры педагога: Автореф. дисс. …к.п.н. – Казань, 1997. – 18 с.

5) Овчинникова И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Автореф. дисс. …к.п.н. – Магнитогорск, 1996. – 24 с.

6) Скаткин Н.М. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Высш. шк., 1991. – 190 с.

7) www.school-sector.relarn.ru. Медиаобразование.

8) www.w3.org. Федоров. Терминология медиаобразования.

9) Красильникова В.А., Запорожко. Использование электронного портфеля при подготовке будущего учителя информатики // Информатика и образование. 2007. - №12.

10) Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В.Федорова). Монография. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007. 212 c.



14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!