Информация
о качестве преподавания учебного предмета «Физика» в 9-х классах
Предметно-обобщающий контроль состояния преподавания физики в 9-х классах осуществлялся в ноябре 2020 года с целью определения уровня учебных достижений учащихся по физике, качества преподавания и степени усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету. В ходе самоконтроля анализировались методическое и материально-техническое обеспечение, выполнение учебных программ по физике, организация и проведение факультативных занятий, изучалась документация, посещались учебные занятия, состоялось собеседование с педагогами, было поведено анкетирование среди учащихся 9-х классов.
Образовательный процесс по учебному предмету «Физика» осуществляет один педагог – Рыков Л.В., имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы в должности более 15 лет. Повышение методического уровня педагога осуществляется на методических объединениях, педагогических советах. Учитель совершенствуют свой профессиональный уровень посредством самообразования и повышения квалификации. Следует отметить, что Рыков Л.В. прошел повышение квалификации в ноябре 2018 года, запланированное в 2020 году повышение квалификации было отменено в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в регионе, и поэтому курсовая подготовка планируется на 2021 год.
Кабинет физики отремонтирован, эстетично оформлен, полностью обеспечен средствами обучения, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса. Все приборы систематизированы и содержатся в рабочем состоянии. Есть лаборантская комната, установлен центральный пульт энергоснабжения на 220В для проведения практических занятий.
В методической копилке по учебному предмету «Физика» у педагога-предметника находятся разработки учебных и факультативных занятий, олимпиадных заданий, внеклассных мероприятий; разноуровневые задания и тесты для осуществления дифференциации образовательного процесса и проведения контроля усвоения учащимися содержания образования. Имеются также материалы по подготовке учащихся к ЦТ. Однако все перечисленное требует систематизации.
В ходе проведения мониторинга были проанализированы результаты централизованного тестирования за 2020 год в разрезе учреждений образования Ветковского района (Табл. 2.).
Таблица 2
№ п/п | Учреждение образования | Средний балл/ кол-во чел. |
1 | Гимназия г.Ветки | 46,0/ 1 |
2 | Радужская средняя школа имени М.Г.Батракова | 43,0/ 1 |
3 | Средняя школа №1 г.Ветки имени А.А. Громыко | 45,33/ 6 |
Средний балл в районе: | 45,12/ 8 |
Средний балл в области | 54,82 |
Позиция по предмету в области | 25 позиция |
В 2020 году централизованное тестирование по физике сдавали 6 человек. Анализ показал, что средний балл результатов ЦТ по физике в 2020 году снизился на 1,07 и составляет 45,33 в сравнении с 2019 годом – 46,4. Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка по физике ведется на недостаточном уровне. Педагогу необходимо разнообразить формы работы по подготовке учащихся к централизованному тестированию.
Одним из показателей успешности педагога является результативность участия школьников в олимпиадном движении. Следует отметить, что на протяжении двух лет отсутствуют победители второго этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Физика», а также в 2019/2020 учебном году никто из учащихся не принял участие в первом этапе областной олимпиаде по физике.
В 2020/2021 учебном году Космыков Владислав, учащийся 9А класса, принял участие в областной олимпиаде «Перспектива». По итогам второго (районного) этапа он был признан победителем, выполнив 17,5% заданий.
С целью совершенствования исследовательской деятельности учащихся и получению более углубленных знаний по изучаемому предмету в учреждении образования ежегодно проводится научно-практическая конференция «Юные дарования». Следует отметить, что уже на протяжении нескольких лет в секции «Поиск» не были представлены исследовательские работы по физике.
В ходе самоконтроля проведен сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся по физике по итогам 2019/2020 учебного года и I четверти 2020/2021 учебного года. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся по физике (учитель – Рыков Л.В.)
Как видно из рисунка 1, в I четверти 2020/2021 учебного года наблюдается снижение результатов учебной деятельности по физике учащихся 9-х классов. Одной из причин недостаточно высоких результатов учебной деятельности по физике у учащихся педагог видит в нерегулярном выполнении домашних заданий. Учащиеся подтверждают факт нерегулярного выполнения домашнего задания по данному предмету из-за сложности. Педагогу необходимо регулярно проводить поддерживающие занятия, для устранения затруднений у учащихся.
Также педагогу необходимо обратить внимание на возможность подготовки учащихся к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету, конкурсах посредством организации стимулирующих занятий.
Таким образом, в целях улучшения качества образовательного процесса по физике педагогу Рыкову Л.В. необходимо оптимизировать формы и методы организации образовательного процесса с учетом познавательных возможностей учащихся; обеспечить усвоение ими материала на учебном занятии; использовать поддерживающие занятия по учебному предмету, занятия в период каникул для коррекции знаний и умений учащихся (в первую очередь тех, кто усваивает содержание образования на низком и удовлетворительном уровнях, пропустил учебные занятия по различным причинам).
По физике в соответствии с запросами учащихся и их законных представителей лишь в 10А классе организованы факультативные занятия «Решение творческих задач». Для учащейся 11Б класса, Бураковой Елены, организованы платные образовательные услуги.
В ходе самоконтроля посещены семь учебных занятий. Педагогом в основном проводятся традиционные учебные занятия, используются фронтальные формы организации учебно-познавательной деятельности, что не позволяет в должной мере осуществлять дифференцированный подход к обучению. Следует отметить эффективное использование технических средств обучения на уроках физики у педагога Рыкова Л.В.
При этом недостаточно внимания уделяется формированию и совершенствованию умений анализировать условие задачи, находить связи между физическими величинами, данными в условии задачи, и теми, которые требуется найти, определению логики решения задачи, что подтверждают результаты контрольных работ и недостатки, выявленные при их выполнении. Прослеживается преобладание фронтальной работы, однообразие видов и форм преподавания на учебных занятиях у педагогов. Неэффективная форма подведения итогов учебного занятия и рефлексии свидетельствует об отсутствии работы по самооценке учебной деятельности.
В рамках самоконтроля состояния преподавания учебного предмета «Физика» в ноябре 2020 года проведено психолого-педагогическое исследование методом анкетирование с целью изучения отношения учащихся к учебному предмету «Физика». В исследовании приняли участие 42 учащихся 9-х классов. Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Содержание вопроса | 9А 10 чел. | 9Б 16 чел. | 9В 16 чел. | Итого |
1. Нравится ли вам учебный предмет "Физика"? |
А) да | 3 | 2 | 1 | 6/14,3 |
Б) нет | 3 | 7 | 9 | 19/45,2 |
В) когда как | 4 | 7 | 6 | 17/40,5 |
2. Довольны ли вы тем, как учитель проводит уроки? |
А) да | 8 | 6 | 12 | 26/61,9 |
Б) нет | 0 | 3 | 0 | 3/7,1 |
В) когда как | 2 | 7 | 4 | 13/30,95 |
3. На уроках физики мне: |
А) интересно | 3 | 1 | 3 | 7/16,7 |
Б) скучно | 1 | 6 | 2 | 9/21,4 |
В) когда как | 6 | 9 | 11 | 26/61,9 |
4. Учитель справедливо выставляет отметки по физике |
А) да | 7 | 7 | 12 | 26/61,9 |
Б) нет | 1 | 5 | 0 | 6/14,3 |
В) когда как | 2 | 4 | 4 | 10/23,8 |
5. Отметки по физике меня: |
А) устраивают | 3 | 1 | 3 | 7/16,7 |
Б) не устраивают | 2 | 9 | 3 | 14/33,3 |
В) когда как | 5 | 6 | 10 | 21/50,0 |
6. Я готов преодолевать трудности по физике: |
А) да | 4 | 4 | 3 | 11/26,2 |
Б) нет | 1 | 7 | 3 | 11/26,2 |
В) когда как | 5 | 5 | 10 | 20/47,6 |
7. Предлагает ли учитель провести дополнительные занятия? |
А) да | 5 | 2 | 1 | 8/19,0 |
Б) нет | 5 | 11 | 12 | 28/66,7 |
В) когда как | 0 | 3 | 3 | 6/14,3 |
8. Есть ли у вас желание участвовать в различных конкурсах и проектах по физике? |
А) да | 0 | 0 | 0 | 0/0,0 |
Б) нет | 9 | 12 | 14 | 35/83,3 |
В) не знаю | 1 | 4 | 2 | 7/16,7 |
Как видно из таблицы, учебный предмет «Физика» нравится лишь 14,3% учащихся, 61,9% довольны тем, как учитель проводит уроки. Только 16,7% ответили, что им интересно на уроках физики. 61,9% указали, что учитель справедливо выставляет отметки и лишь 33,3% эти отметки не устраивают. Не готовы преодолевать трудности в изучении учебного предмета 26,2% респондентов, такой же процент учащихся ответил, что готов преодолевать трудности. Лишь 19,0% отметили, что учитель предлагает провести дополнительные занятия. И, наконец, 83,3% указали, что не желают участвовать в различных конкурсах и проектах по физике, однако 16,7% не смогли определиться с ответом на данный вопрос, тем самым определив возможность для их привлечения к участию в различных интеллектуальных состязаниях.
Таким образом, изучение вопроса состояния преподавания учебного предмета «Физика» показало, что требуется совершенствование образовательного процесса с учетом методического уровня педагогов, что позволит повысить уровень учебных достижений учащихся.
На основании вышеизложенного РЕКОМЕНДУЮ:
1. Признать работу учреждения образования по преподаванию и качеству знаний учащихся по учебному предмету «Физика» неудовлетворительной.
2.Педагогу, осуществляющему преподавание учебного предмета «Физика»:
2.2. Оптимизировать формы и методы организации образовательного процесса с учетом познавательных возможностей учащихся; обеспечить усвоение ими учебного материала на учебном занятии.
Срок исполнения – до 31.05.2021г.,
далее - постоянно
2.3. Обеспечить подготовку высокомотивированных учащихся к олимпиадам, исследовательской деятельности, используя при этом различные формы и методы работы.
Срок исполнения – до 30.04.2021г.,
далее - постоянно
2.4. Обеспечить качественную подготовку учащихся к централизованному тестированию, используя стимулирующие занятия
Срок исполнения – до 31.05.2021г.,
далее – постоянно.
2.5. Активизировать проведение поддерживающих занятий с учащимися, имеющими низкий уровень мотивации.
Срок исполнения – 1 раз в неделю до 31.05.2021г., далее – постоянно
Заместитель директора
по учебной работе О.А. Господуро