СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информативность текста. Виды информации.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование урока в рамках обновлённых ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Информативность текста. Виды информации.»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Павлова Ольга Михайловна

Место работы

МОБУ «СОШ № 12»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

3

Тема урока

Информативность текста. Виды информации в тексте

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

комбинированный урок

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: учащиеся формулируют проблему, поставленную в тексте; формулируют свою позицию по обозначенной в тексте проблеме, предлагают пути её решения, опираясь на знание общечеловеческих ценностей; оценивают результат своей деятельности, определяют причины успешности-неуспешности.

Метапредметные: оценивают информацию, её соответствие морально-этическим нормам; создают текст, выбирают форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие)

Предметные: применяют для комментирования и анализа текста знания о его основных признаках, выявляют логико-смысловые отношения между предложениями в тексте, комментируют явную и скрытую информацию; создают вторичный текст.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): текст, виды информации в тексте, сплошной-несплошной текст, тема, проблема, ключевые слова, авторская позиция.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтально

Есть речи — светлые порывы — и моленья:

Их понимать не всем дано:

В них для поэта — искра вдохновенья,

Для гражданина — благ зерно.

Яков Полонский

Прокомментируйте. Как вы понимаете смысл строк?


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Фронтально.

Докажите, что перед нами текст.

Главная, общая цель создания текста – сообщение информации. Любой текст заключает в себе какую-либо информацию. Общее количество информации, содержащейся в тексте, – это его информационная насыщенность.

Однако ценностью обладает прежде всего новая информация, полезная, т.е. прагматическая, именно она является показателем информативности текста.

Аристотель говорил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; аудитория – конечная цель речи»

Вставьте на месте пропусков слова: РЕЧЬ = … + … +… (АВТОР + ТЕМА + ЧИТАТЕЛЬ)


ПР: применяют для комментирования и анализа текста знания о его основных признаках, комментируют явную и скрытую информацию

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Назовите цель урока.

Учимся анализировать текст, работать с информацией

МР: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Групповая

Посмотрите учебный видеоролик «Информативность текста. Виды информации в тексте» (https://rutube.ru/video/19333e86e84f4842db464ae35c709521/)

Представьте полученную информацию в виде таблицы, рисунка, схемы, презентации, кластера…


ПР: знают, могут назвать виды информации, содержание каждого вида информации, роль в тексте.

МР: создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Представляют информацию, реакция слушателей других групп.

Используют разные формы предъявления информации.


МР: создают текст, учитывая назначение информации и её целевую аудиторию, выбирают форму представления и визуализации

ПР: создают вторичный текст


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Групповая.

Прочитайте текст. Определите фактуальную, концептуальную и подтекстовую информацию.


1 группа

В.П. Астафьев. Рукою согретый хлеб

Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба. Нож не брал хлеб, топора с собою не было, а есть бойцам хотелось нестерпимо.

Тогда кто-то из находчивых бойцов бросил кирпичи хлеба на дно траншеи и разбил их короткими очередями из автомата.

Бойцы подходили, молча собирали раздробленные куски хлеба и со злой жадностью хрустели ими.

Меня постоянно мучила ангина в окопах, и к месту, где расстреливали булки, я подошел последним, набрал крошек и стал греть их в ладони. Крошки раскисли в кулаке, слиплись в комок, и, когда я поднес мякиш ко рту и взял его на язык, он уже мало походил на хлеб и пах тротилом, землей, мочою, потом и еще чем-то. Но я валял мякиш во рту и с болью проталкивал кислую жижу в себя — дело привычное, горло болело у меня еще до фронта, а здесь я мучился все зимы насквозь.

Доевши мякиш, я еще глотал сытую слюну, делая спазмы горячим, как бы только что служенным горлом. Вдруг чую, кто-то шарит в темноте по телефону, возле которого я дежурил, по рукаву шинели шарит и всовывает в руку согретый хлеб. Всунул, отодвинулся в глубь блиндажа и затих.

Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем непонятного.

Шла зима сорок четвертого, было холодно и тоскливо — это я помню, а вот место и лицо человека, отделившего мне хлебца от своего фронтового пайка, запомнить не удалось.


2 группа

Феликс Рассохин. Горбушка хлеба для мамы


Давно уже шла война. В детском садике мы все хотели, чтобы за обедом нам достался хлеб горбушкой. Нет, мы не просили и не кричали: «Дайте мне горбушку!». Мы, каждый, молча сидели и ждали. И надеялись. Но горбушек было мало, хлеб нянечки резали очень тонкими ломтиками.

Горбушке мы радовались вот почему. За обедом мы выедали из горбушки весь мякиш. А оставшуюся корочку, в виде лодочки, с тремя бортиками, мы не ели, а прятали в свой шкафчик. Корочка была с тремя бортиками – потому что хлеб давали не целый ломоть, а половинку.

Кто-то корочку доедал после. А я корочку вечером перекладывал в свои трусики. И нес домой. Для мамы. В трусиках, наверно, был карманчик.

Я не помню, как давал маме хлеб. Сейчас я думаю, дети изобретательны, когда капризничают. А когда делают добро, то это – молча. Потому что, по Евангелию, дети войдут в Царство Небесное. И добро, милостыню по Евангелию, они делают втайне, молча, не трубя. Надеюсь, и я поступал так же.

Мама клала корочку в кухонный шкаф. А вечером, за чаем, доставала ее. С другой, скудной, конечно, едой. И как-то делила все это со всеми. А себе брала крошечку.

А нас, детей, в семье было – трое.

Так вот горбушка опять приходила ко мне. Совершив круг простой трогательной любви.


ЛР: осознание духовных ценностей российского народа, совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

МР: осуществлять коммуникацию, владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.

ПР: применять на практике знания о видах информации, определять каждый вид информации в тексте.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Определите проблему текста, авторскую позицию. Какой вид информации вы использовали при выполнении задания?


МР: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне

ПР: ПР: применять на практике знания о тексте и видах информации, определять каждый вид информации в тексте.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

  1. Рассказ В.П. Астафьева, которые вы прочитали, входит в книгу под названием «Затеси». В.П.Астафьев в предисловии к книге так объясняет значение этого слова: «А затесь – сама по себе вещь древняя и всем ведомая – это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога…»

Можно ли включить миниатюру Ф.Рассохина в книгу под названием «Затеси»? Обоснуйте ответ, опираясь на слова В.Астафьева, данные в предисловии.

  1. Опираясь на тексты, сформулируйте «затеси» (не менее 3), которых должен придерживаться человек. К Какому виду информации относятся ваши «затеси»?


МР: осмысливать и оценивать содержание текста

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

См. этап 3.4.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

КОМПЛИМЕНТ себе, одноклассникам, учителю (деловые качества, чувства..)



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Напишите сочинение (проблема – иллюстрации из текста – комментарии – авторская позиция




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!