Групповая. Прочитайте текст. Определите фактуальную, концептуальную и подтекстовую информацию. 1 группа В.П. Астафьев. Рукою согретый хлеб Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба. Нож не брал хлеб, топора с собою не было, а есть бойцам хотелось нестерпимо. Тогда кто-то из находчивых бойцов бросил кирпичи хлеба на дно траншеи и разбил их короткими очередями из автомата. Бойцы подходили, молча собирали раздробленные куски хлеба и со злой жадностью хрустели ими. Меня постоянно мучила ангина в окопах, и к месту, где расстреливали булки, я подошел последним, набрал крошек и стал греть их в ладони. Крошки раскисли в кулаке, слиплись в комок, и, когда я поднес мякиш ко рту и взял его на язык, он уже мало походил на хлеб и пах тротилом, землей, мочою, потом и еще чем-то. Но я валял мякиш во рту и с болью проталкивал кислую жижу в себя — дело привычное, горло болело у меня еще до фронта, а здесь я мучился все зимы насквозь. Доевши мякиш, я еще глотал сытую слюну, делая спазмы горячим, как бы только что служенным горлом. Вдруг чую, кто-то шарит в темноте по телефону, возле которого я дежурил, по рукаву шинели шарит и всовывает в руку согретый хлеб. Всунул, отодвинулся в глубь блиндажа и затих. Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем непонятного. Шла зима сорок четвертого, было холодно и тоскливо — это я помню, а вот место и лицо человека, отделившего мне хлебца от своего фронтового пайка, запомнить не удалось. 2 группа Феликс Рассохин. Горбушка хлеба для мамы Давно уже шла война. В детском садике мы все хотели, чтобы за обедом нам достался хлеб горбушкой. Нет, мы не просили и не кричали: «Дайте мне горбушку!». Мы, каждый, молча сидели и ждали. И надеялись. Но горбушек было мало, хлеб нянечки резали очень тонкими ломтиками. Горбушке мы радовались вот почему. За обедом мы выедали из горбушки весь мякиш. А оставшуюся корочку, в виде лодочки, с тремя бортиками, мы не ели, а прятали в свой шкафчик. Корочка была с тремя бортиками – потому что хлеб давали не целый ломоть, а половинку. Кто-то корочку доедал после. А я корочку вечером перекладывал в свои трусики. И нес домой. Для мамы. В трусиках, наверно, был карманчик. Я не помню, как давал маме хлеб. Сейчас я думаю, дети изобретательны, когда капризничают. А когда делают добро, то это – молча. Потому что, по Евангелию, дети войдут в Царство Небесное. И добро, милостыню по Евангелию, они делают втайне, молча, не трубя. Надеюсь, и я поступал так же. Мама клала корочку в кухонный шкаф. А вечером, за чаем, доставала ее. С другой, скудной, конечно, едой. И как-то делила все это со всеми. А себе брала крошечку. А нас, детей, в семье было – трое. Так вот горбушка опять приходила ко мне. Совершив круг простой трогательной любви. ЛР: осознание духовных ценностей российского народа, совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; МР: осуществлять коммуникацию, владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. ПР: применять на практике знания о видах информации, определять каждый вид информации в тексте. |