СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика, 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Информатика, 8 класс»

Аннотация

к рабочей программе по информатике 8 класс


  1. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно- методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями)

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию)

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова;

  • Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова на 2020-2021 учебный год.

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова.

Программа составлена на 2020-2021 уч.год.

  1. Рабочая программа по информатике (8 класс) ориентирована на использование базового учебника  Информатика для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  2. Изучение информатики в основном звене на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  1. На изучение предмета «Информатика» в 8 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

  2. Структура рабочей программы:

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

  2. Содержание учебного предмета (курса)

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 г. Карачева

имени Ивана Степановича Кузнецова, полного кавалера ордена Славы





Рассмотрено

на заседании МО

учителей естественно- математического цикла

Протокол № _____

от «___»______________2020г.

Согласовано

зам. директора по УР

_________________ Ю.Ф. Жиляева

«____» ________________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №5 г.Карачева им. И.С. Кузнецова

______________Е.Е. Николаева

Приказ № ____

«____» ________________2020г.








Рабочая программа

по курсу «Информатика»

для 8 класса

на 2020-2021 учебный год




Разработал учитель информатики

Николаева Елена Евгеньевна





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)


Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

  • оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);

  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

  • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

  • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

  • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

  • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

  • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

  • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

  • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

  • проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

  • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Передача информации в компьютерных сетях 9 ч

Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 7 класс.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Интернет. WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере:

  1. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

  2. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами.

  3. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

  4. Работа с архиваторами.

Контрольная работа:

  1. Передача информации в компьютерных сетях


2. Информационное моделирование 4 ч

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере:

  1. Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.


3. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики.

Практика на компьютере:

  1. Создание однотабличной базы данных.

  2. Работа с однотабличной базой данных.

  3. Формирование простых запросов к БД.

  4. Формирование сложных запросов к БД.

Контрольная работа:

2. Обработка информации в БД.


4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере:

  1. Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул.

  2. Использование встроенных математических и статистических функций

  3. Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи.

  4. Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).

  5. Использование встроенных графических средств.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС (35 ЧАСОВ)


№ урока

№ в

разделе

Тема и форма урока

Материально-техническое

оснащение

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне УУД)

1. Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)

1

1

Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 7 класс.


Комбинированный (урок –беседа)

Проектор, презентации

- умеют работать с учебником

- умеют осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

- умеют осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент- программы

- умеют осуществлять поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

- умеют работать с одной из программ-архиваторов


2

2

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.



Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Презентация, раздаточный материал, проектор, ПК

3

3

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети»


Практикум

Компьютер

4

4

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»


Практикум

Компьютер

5

5

Аппаратное и программное обеспечение сети


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

6

6

Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы.


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Презентация, проектор

7

7

Практическая работа № 3 «Способы поиска в Интернете»


Практикум

Раздаточный материал, ПК

8

8

Практическая работа №4 «Архивирование и разархивирование данных»


Практикум

Компьютер

9

9

Передача информации по техническим каналам связи.


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Презентация, проектор

10

10

Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях»


Урок контроля, оценки и коррекции знаний


2. Информационное моделирование (4 часа)

11

1

Моделирование. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.


Урок по ознакомлению с новым материалом

Презентация, раздаточный материал, проектор

- умеют приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

- умеют приводить примеры натурных и информационных моделей

- умеют ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев

- умеют строить информационные модели по словесному описанию объектов и их свойств.


12

2

Табличные модели


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Презентация, раздаточный материал, проектор

13

3

Информационное моделирование на компьютере


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

14

4

Практическая работа №5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»


Практикум

Компьютер

3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов)

15

1

Базы данных. Назначение систем управления базами данных.


Урок по ознакомлению с новым материалом

Проектор, презентации

- умеют открывать готовую базу данных в одной из СУБД реляционного типа

- организовывают поиск информации в базе данных

- редактируют содержимое полей базы данных.

- умеют создавать и заполнять однотабличную базу данных в среде СУБД. - умеют выделять условия для создания запросов, отвечающих необходимым для поиска в базе данных условиям

- умеют создавать простые запросы к готовой базе данных.

- умеют правильно выбрать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи

- выполняют сортировку и удаление записей

- создают сложные запросы к готовой базе данных

- умеют подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи

- записывают условия выбора в форме логических выражений


16

2

Работа с готовой базой данных.


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

17

3

Практическая работа №6 «Создание однотабличной базы данных»


Практикум

Компьютер

18

4

Практическая работа №7 «Работа с однотабличной базой данных»


Практикум

Компьютер

19

5

Основы логики. Условия выбора и простые логические выражения


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

20

6

Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных»


Практикум

Компьютер

21

7

Условия выбора и сложные логические выражения


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

22

8

Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных»


Практикум

Компьютер

23

9

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

24

10

Контрольная работа №2 «Обработка информации в базе данных»


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Компьютер

4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

25

1

Системы счисления.


Урок по ознакомлению с новым материалом

Проектор, презентации

- умеют переводить двоичные числа в десятичную систему счисления, десятичные числа в двоичную систему

- умеют открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек

- выполняют основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку

- умеют осуществлять расчеты по готовой электронной таблице

- умеют строить с помощью электронной таблицы различные типы диаграмм

- умеют выделять инвариантную сущность внешне различных объектов

- умеют создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

- умеют менять режимы отображения информации; редактировать содержимое ячеек


26

2

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

27

3

Представление чисел в памяти компьютера. Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц.


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

28

4

Практическая работа №10 Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул


Практикум

Компьютер

29

5

Понятие диапазона. Относительная адресация


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

30

6

Практическая работа №11 Использование встроенных математических и статистических функций


Практикум

Компьютер

31

7

Практическая работа №12 Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи




Практикум

Компьютер

32

8

Деловая графика. Условная функция.


Комбинированный (повтор+ нов. материал)

Проектор, презентации

33

9

Практическая работа №13 Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами.


Практикум

Компьютер

34


Промежуточная аттестация


Тестирование

Раздаточный материал

35

10

Практическая работа №14 Использование встроенных графических средств


Практикум

Компьютер



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!