СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инерция и первый закон Ньютона.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока изучения нового материала "Инерция и первый закон Ньютона"

Просмотр содержимого документа
«Инерция и первый закон Ньютона.»

ТЕМА: ИНЕРЦИЯ И ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА

ЦЕЛИ:
– изучить первый закон динамики Ньютона и границы его примени-
мости;
– научить применять закон Ньютона для объяснения характера движения тел, определения сил, действующих на тело.
ЗАДАЧИ УРОКА:
– изучить закон инерции;
– изучить первый закон Ньютона;
– познакомиться с инерциальными и неинерциальными системами от-
счёта (ИСО и НИСО);
– познакомиться с принципом относительности Галилея.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ:
– знает формулировки закона инерции и первого закона Ньютона;
– объясняет движение тел с опорой на закон инерции;
– определяет тип системы отсчёта с помощью законов инерции и первого закона Ньютона;
– приводит примеры проявления принципа относительности Галилея.
ДОСТИГАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения
новых знаний, умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение строить логическое рассуждение, умозаключение, устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные: формирование представлений о закономерной связи и

познаваемости явлений природы, объективности научного знания;

Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; развитие умения планировать свои действия в повседневной жизни с применением полученных знаний законов механики.

РЕСУРСЫ УРОКА
Основные: УМК «СФЕРЫ» учебник физики 8 класс В.В. Белага,

И.А. Ломанченков, Ю.А. Панебратцев, материалы сайта ЯКласс.

Оборудование: тележка с грузами, проектор и ноутбук с ЭП.

Урок: изучение нового материала.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Обсуждение вопросов:

-Какой раздел механики мы с вами изучали?

-Какова основная задача кинематики?

-Какие виды движения рассматривали?

- Вы можете ответить, почему тело движется равномерно или равнопеременно?

Раздел механики, который изучает причины движения называют динамикой.

Основные законы движения сформулировал И. Ньютон.

Поэтому попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Но сначала давайте вспомним понятия, которые вы изучали:

- Что называется инерцией?

- Возможно ли в земных условиях движение тела без внешних воздействий?

- Объясните опыты:

А) Почему падает брусок, установленный на движущейся тележке при её резком торможении или при резком движении из состояния покоя?

- Приведите примеры покоящихся тел, когда действие сил компенсируется.

- Действие каких сил компенсируется в следующих случаях?

Б) Книга лежит на столе. Грузик, подвешенный на нити.



- Может ли тело совершать прямолинейное равномерное движение при компенсации действия на него других тел? Приведите примеры.


Свободным телом называют тело, на которое не действуют другие тела.


В начале 17 века Г. Галилей установил:

Если на тело не действуют другие тела или действие этих тел компенсируется, то это тело либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно.

И. Ньютоном обобщил выводы Г. Галилея и сформулировал первый из трех законов:

Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действие других тел скомпенсировано. 

Системы отсчета, в которых выполняется закон инерции, называют инерциальными.

Всякая система отсчета, движущаяся относительно любой инерциальной системы отсчета поступательно, равномерно и прямолинейно, также является инерциальной.

Землю можно считать инерциальной системой отсчета лишь приближенно, так как Земля вращается вокруг своей оси и движется вокруг Солнца по криволинейной траектории, т. е. с ускорением; так как эти ускорения невелики по сравнению с теми, что рассматриваются придвижении тел по Земле (например, g=9,8м/с2), то Землю можно считать инерциальной системой отсчета.

Достаточно строгой системой отсчета является система звезды, т.е. система жестко связанная с удаленными неподвижными звездами, например с Солнцем.

Закрепление, с помощью решения качественных задач.

1.Система отсчёта жёстко связана с лифтом.

 Определи, в каком случае систему отсчёта можно считать инерциальной.

 Из предложенных вариантов ответа выбери правильный:

 

лифт движется равномерно вниз

лифт движется ускоренно вверх

2. Самолёт движется по горизонтальной прямолинейной траектории. На него действует сила тяги двигателей, которая по модулю больше силы сопротивления.

 

Определи, какое движение совершает самолёт.

 

3. Лифт массой 112 кг равномерно поднимается вертикально вверх.

 Считая трение в системе равным нулю, определи силу тяги двигателя лифта.

При расчётах прими g=10 м/с².


5.Траектория движения яблока, падающего со столика вагона, в системе отсчёта, связанной с вагоном, совпадает с вертикалью.

 По траектории движения яблока определи характер движения вагона.

 

Подводим итоги урока.

Формулируют учащиеся:

1.Характер движения тел определяется характером их взаимодействия с другими телами.

2.Для количественной оценки взаимодействия используют физическую величину, называемую силой.

3.Сила измеряется в ньютонах. В механике рассматривают силы тяжести, упругости, трения, архимедову силу.

4.Результат действия сил на тело зависит от системы отсчета, в которой мы рассматриваем тело.

5.В инерциальных системах отсчета справедлив первый закон Ньютона. 


Домашнее задание: § 54, задачник № 9.3; 9.5; 9.8 стр.47





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!